Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, с применением ИКТ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Данный материал является конспектом подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние заготовки". Этот  материал является  обобщением  пройденных лексических тем : "Овощи", "Фрукты", "Грибы и ягоды". Теоретическая часть конспекта дополнена презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zagotovki1.pptx1.08 МБ
Файл konspekt_domashnie_zagotovki.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к конспекту подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, с применением ИКТ Тема: Домашние заготовки


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, с применением  ИКТ

Тема:  «Домашние заготовки».

Цель: Расширение и активизация словаря.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1.Учить детей согласовывать существительные с глаголами в роде и числе.

2. Формировать  умение   образовывать качественные прилагательные.

Коррекционно - развивающие:

1. Развивать мелкую  моторику  посредством  самомассажа  кистей рук.

2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

3. Упражнять в умении правильно употреблять существительные  множественного числа родительного падежа.

Коррекционно - воспитательные:

1. Формирование умения взаимодействовать со взрослым и сверстниками.

Технология:    ИКТ, Здоровьесберегающие технологии (комплекс самомассажа кистей рук,  динамическая пауза), мнемотехника (таблица).

Оборудование: компьютер для демонстрации презентации, д/и «Разрезные картинки», Мнемотаблица (демонстрация действий), мяч.

                    Организационный момент.

Пришла красавица осень и принесла всем подарки.  Как вы думаете,  какие? (ответы детей).

Как назвать одним словом все то, что выросло в саду и огороде?

(Проводится самомассаж кистей рук)

Моя ладошка – урожай,       (Погладить  левую ладошку подушечками правой руки).

Его на зиму запасай.                (Пальчиковый «душ» по поверхности левой ладошки).

Соли, суши и маринуй        ( Пальцами правой руки растереть каждый пальчик левой
Вари, туши и пассируй.              руки, начиная от мизинца, совершая движения от осно-                                                                                                                                                  

                                                                   вания  пальца, к его подушечке).

В кладовку банки убирай,    (Кулаком правой руки постучать по левой ладошки)

Друзей зимою угощай.  (Соединить последовательно все пальцы левой руки с большим).

Сегодня мы с вами поговорим о том, как сохранить урожай  и запасти его в  прок.

                  Основная часть

1. Согласование имен существительных с глаголами.

Давайте посмотрим,  где Осень оставила свои подарки? (в саду, в огороде, в лесу) (слайд № 2)

Игра «Где вырос урожай?»

2. Активизация глагольного словаря.

Урожай мы вырастили, а теперь его надо собрать. (Показ мнемотаблицы)

Давайте попробуем вместе рассказать как же собирают овощи.

Помидор, огурец, баклажан, перец – срывают.

Тыкву, кабачок, патиссон, капусту  – срезают.

Морковь, свекла, лук, чеснок – выдергивают.

Картофель – выкапывают.

Динамическая пауза. «Урожай»

В огород мы пойдем,      (дети идут по кругу, друг за другом, а затем поворачиваются

Урожай соберем.                              лицом в круг)

Выдернем мы лук, морковку        (наклоны вперед)

Репку, свеклу и чеснок.

Срежем тыкву и капусту,                  ( приседания с поворотом в стороны)

Унесем их в погребок .                           ( быстрые шаги на месте)

Мы сорвем все помидоры,              (поочередные рывковые движения рук)

Баклажан и огурцы…

Выкопаем всю картошку             (имитация движений выкапывания картошки)

Мы ребята молодцы.                 (правая нога впереди, поворот корпуса в право в лево)

 3. Образование относительных  прилагательных.                            

Детям раздаются конверты с разрезными картинками.

-Если вы правильно соберёте картинку, то узнаете какой компот и какое варенье можно запасти на зиму ( дети собирают разрезные картинки, в середине которых нарисованы разные ягоды и фрукты). Проводится игра «Какой компот?», «Какое варенье?»

Из чего сварили твой компот -из яблок т, значит он какой? – яблочный, а варенье из яблок – яблочное;  

компот из груш – грушевый, а варенье – грушевое;

 компот из вишни – вишневый, а варенье- вишневое;

 компот  из малины – малиновый, а варенье - малиновое;  

из клубники – клубничный, а варенье- клубничное

из черники – черничный, а варенье - черничное

из клюквы – клюквенный, а варенье – клюквенное.

4. Образование качественных прилагательных

Как еще можно сохранить осенний урожай? (Засушить, заморозить, засолить)

 Игра с использованием ПК «Сохраним урожай»

Какими  становятся грибы, ягоды, фрукты, овощи. (морожеными, сушеными, соленым).

(слайды №3- грибы; слайд № 4 – ягоды; слайд № 5 – фрукты; слайд № 6 – овощи; слайд № 7 - обобщение)                                                                                                                    

Раньше, а во многих деревнях и сейчас, люди запасают  клюкву, бруснику и яблоки, замачивая их в бочках или кадушках. В бочку или кадушку укладывают  ягоды (клюкву и бруснику)  или яблоки и заливают  холодной  колодезной водой. Ставят  в холодное и темное место. Такие ягоды и фрукты называют – моченые (слайд № 8).

5. Употребление существительных множественного числа родительного падежа.

Для того, чтобы сделать  заготовки на зиму  не достаточно собрать один овощ, фрукт или гриб. Нужно чтобы их было много.

Давайте мы поиграем в игру «Хвастунишки»

(Проводится дидактическая игра «Хвастунишки » с мячом).

Логопед: - Я нашла  один масленок.

  Ребенок: - Я нашел много маслят.

Один груздь – много груздей                            Одна волнушка – много волнушек

Одна лисичка – много лисичек                          Один опенок – много опят

Один подберезовик –                                       Один подосиновик -                                                               много подберезовиков                                      много  подосиновиков.

Одна поганка – много поганок.                         Один мухомор – много мухоморов.

Скажите пожалуйста, какие грибы и ягоды мы никогда не будем запасать на зиму? Почему?

Кто в вашей семье занимается домашними заготовками? Что он (она) делает?

Вы просто  молодцы.

 Давайте вспомним,  о чем мы сегодня говорили?

Что вам понравилось? Что не понравилось?

Спасибо.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами – М.: Издательство Лада 2008
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!- С- Пб.: Издательский дом Литера 2005
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи – С-Пб.: Издательство «Союз» 2001
  4. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений – С-Пб.: Издательство «Каро» 2013

6.        Османова Г. А. Превращение ладошки. – С-Пб.:  издательство КАРО 2013 6.

             http://www.boltun-spb.ru

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80&lr=98546

          Практическая логопедия//http://www.logopedi.narod.ru

        Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

              детский сад № 7 компенсирующего вида Петродворцового района

        Санкт - Петербурга

               Конспект подгруппового логопедического занятия

              для детей старшего дошкольного возраста с ОНР,

                          с использованием ЭОР (электронных образовательных ресурсов).

               

                                           Тема:    «Домашние заготовки».

                                                                           Третьякова Светлана Олеговна

        учитель - логопед

 

                           Санкт – Петербург

                                                                    2016