Бионергопластика в коррекции речи
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Осадчая Виктория Владимировна

Помощь ребенку с нарушением речи с помощью биоэнергопластики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osadchaya_v.v.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Осадчая Виктория Владимировна,

учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №17» г.Воронеж

«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН  Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека . Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Работая с детьми-логопатами, используя систему игр и упражнений «Биоэнергопластика», формируется мелкая моторика пальцев рук, совершенствуется общая моторика, которая оказывает положительное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности ребёнка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.          Работа в системе биоэнергопластики - первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

- стимулирует интеллектуальную деятельность;

- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

- развивает артикуляционный аппарат;

- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.         

 Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластике предусматривает несколько этапов:    

  1. этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования подбирается комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков. Упражнения выполняются за логопедом. Рука не включается.

2 этап – подготовительный.  Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.     На втором этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

3 этап – основной.  На третьем этапе артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра, используются сказки с использованием героев. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается. Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; индивидуальность в подаче материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм и комплексность (весь комплекс или его часть); запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, для достижения оптимальных результатов педагог должен подбирать материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционной работы в такой последовательности: биоэнергопластика; выработка правильного речевого дыхания; движения, сочетаемые с речью; развитие пальцевой моторики; снятие напряжения мышц шеи и плеч; самомассаж лица и шеи; развитие общей моторики; артикуляционная гимнастика; повторение ритмов. 

1. Биоэнергопластика. Цели: учить широко открывать рот; синхронизировать движения раскрытого рта  и кистей руки; развивать подвижность губ, челюстей, языка. Биоэнергопластика первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме, интеллектуальную деятельность ребенка, развивает координацию движе6ний и мелкую моторику. Для того чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения, можно и нужно их обыграть.

     2. Выработка правильного речевого дыхания. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, и состоят их трех фаз: выдох, пауза и вдох, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Зачем нужно правильное речевое дыхание? Это физиологический процесс, человеку невозможно жить без него. Чтобы правильно произносить звуки, слоги, слова на определенной длительности выдоха. Чтобы выработать цельность выдыхаемой струи. Чтобы на определенном объеме выдыхаемой струи сочетать движения с речью. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающейся с соответствующими движениями.

       3. Движения, сочетаемые с речью. Массаж ладоней – эффективный метод терапии. Стимулирующее воздействие на нервные окончания на ладонях изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию. Цель: стимулировать функциональное состояние коры головного мозга; усиливать ее регулирующую и координирующую функции.

4. Развитие пальцевой моторики – это игры с пальчиками, которые развивают центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Снятие напряжения мышц шеи и плеч – упражнения вызывают прилив крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике. Цель: вызывать прилив крови к речевым органам, тем самым подготовиться к артикуляционной гимнастике.

6. Самомассаж лица и шеи. Цели: готовить мышцы лица и шеи к артикуляционной гимнастике, вызывать прилив крови к ним, помогать ребенку лучше улавливать ощущения от работы этих мышц и управлять ими, делать мимику выразительнее.

7. Развитие общей моторики – упражнения помогают согласованно выполнять движения тела и речи. Цель: разнообразить развитие общей моторики (для ног и стопы).

8. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для выполнения более точных движений артикуляционного аппарата при постановке того или иного звука. Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка.  Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

 9. Повторение ритмов. Использовать эту часть, если ребенок плохо проговаривает слова, пропускает слоги, переставляет звуки или слоги, заменяет другими звуками, при умении изолированно правильно произносить нужные в слове звуки.

 4 этап – автоматизация полученных навыков. Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно. Родители, дети которых имели более сложную речевую патологию, выполняют дополнительно дома упражнения с практическим материалом.

                                   

                                 Советы логопеда:

  1. Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.
  2. Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.
  3. Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук.
  4. Строгая дозировка материала. Практический материал (массажные губки, карандаши, эспандеры) могут использоваться в течение всего занятия, чередуя их. Но речевой материал должен быть строго дозирован по сложности его произношения, по количеству слов в нем, по качеству выполнения действий).
  5. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.
  6. Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
  7. Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.

 8. Темп речи напрямую зависит от быстроты выполнения действия с атрибутикой. Но это также зависит от индивидуальных возможностей детей – логопатов.

 9. Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть доступен каждому ребенку по пониманию его и по произношению.

10. Подбирая дополнительный речевой материал к каждому этапу и каждой части комплекса, следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей.

                                                Список литературы

  1. Бадаян Л.О. Невропаталогия М., 1982
  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999, -№4
  3. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004
  5. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004
  6. Новиковская О.А. Логоритмика. С-Пб, 2005
  7. Новоторцева Н.А. Развитие речи дошкольников. Ярославль, 1999
  8. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000
  9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999
  10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М.,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи

Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного тво...

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....