Занятие по развитию речи "В гостях у луга".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Вьюнова Надежда Геннадьевна

Иллюстративный и игровой материал к лексической теме: "Луг". Старше - подготовительный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие по развитию речи: «В гостях у луга».  

Подготовила  Вьюнова Н.Г.

Логопедическая группа (старший возраст)

        Задачи:

- закрепить знания о многообразии луга и леса;

- узнавать и называть цветы на картинках;

- закрепить навыки правильного речевого дыхания;

- согласование имен существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (упражнения в счете до пяти);

- обогащение словаря за счет новых слов;

- развитие мелкой моторики рук (штриховка) и графических навыков;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование умения произносить разученный текст в сочетании с движениями (логоритмика).

Материал:

- экран, презентация, ноутбук;

- пособия для развития речевого дыхания;

 - фотографии луговых цветов, насекомых;

- фотографии луга, леса;

- раздаточные листы на каждого с заданием: обведи по точкам и раскрась.

Подготовительная работа:  

- знакомство с признаками леса и луга, с видами насекомых, луговыми цветами.

- картинная галерея: фотографии и репродукции художников:

И. И. Шишкин «Лопухи», 1880

И. И. Шишкин «Перед грозой», 1883

И. И. Левитан «Июньский день», 1890

А. И. Куинджи «Лесная поляна», 1887.

- дидактические игры:

- лото «Цветы луга», «Насекомые»;

- чтение художественной литературы:  

К. Д. Ушинский «Луг»

А. Л. Толстой «Колокольчики мои»

А. А. Плешаков «От земли до неба» (атлас – определитель)

З. Джаббарзаде «Поезд»  

Используемые технологии

- презентация;

- логоритмика.

Образовательные области 

- познавательное развитие (новые знания);

- речевое развитие (формирование грамматического строя речи, связная речь);

- социально – коммуникативное развитие (логоритмика, хороводные игры);

- физическое развитие (правильное положение тела при формировании речевого дыхания);

- художественно – эстетическое развитие.

Ход  занятия:

Воспитатель рассказывает историю о том, как она хотела найти в лесу цветы для украшения группы и не смогла ничего найти. Где же надо искать цветы?

Где они растут?

(Помощь детей). Предлагает отправиться всем вместе в путешествие на луг, на поиски цветов.

Физминутка «Паровозик» (элемент логоритмики)

- Вставайте в паровозик – Дети встают друг за другом,

«Чух-чух-чух» - двигаются вперед,

Мчится поезд во весь дух – двигаются быстрее,

Паровоз  пыхтит – «пыхтят»,

«Тороплюсь!» - кричит.

Как паровоз кричит? – останавливаются,

- У-У-У-У…» - повторяют хором.

(Э. Мошковская)  

 

Воспитатель: Мы попадаем на луг. А чего много на лугу?

Дети: На лугу много цветов.

Воспитатель: Еще кто живет на лугу?

Дети: На лугу живут насекомые.

Воспитатель: Что собирают насекомые с цветов?

Дети: Пыльцу.

Воспитатель: Давайте, прежде чем отправиться на лужок, мы с вами разомнем наши пальчики, возьмите из цветка пыльцу.

Пальчиковая игра с мячом:  

Я пыльцой круги катаю,

Взад вперед ее гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму ее немножко,

 Как сжимает лапку кошка,

Каждым пальцем пыльцу прижму

 И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Пыльца летает между рук.

Кто знает  какие цветы растут на лугу?  (загадки)

Был он желтеньким цветком –

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик –

Облетает …(одуванчик)

Цветики – корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша …(ромашка)  

Очень много синевы

На лугу среди травы,

Синий цветик луговой

Нам  качает  головой. (Василек)

Выросли звоночки в ряд,

Жалко только - не звенят.

Это…(Колокольчики)

Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло – синих точках.

Соберем здесь для  Анютки

Голубые…(Незабудки)

Какие вы молодцы, знаете столько названий цветов. Цветами можно не только любоваться, но и нюхать: упражнение на развитие дыхания.

Кто еще любит  запахи цветов кроме нас? (пчелы)

Рассказываем стихотворение с элементами логоритмики.  

Прилетела к нам вчера                                  Движения руками,

Полосатая пчела                                            Рисуют руками полосы,

А за нею шмель – шмелек                            Изображают шмеля,

И веселый мотылек,                                       Движения руками,

Два жука и стрекоза,                                       Хлопки в ладоши,

Как фонарики, глаза.                                       Показывают глаза,

Пожужжали, полетали,                                   Жужжат,

От усталости упали.                                        Приседают.

(Н. Нищева)

Мы устали, пора и отдохнуть, чай попить. А как же нам воду вскипятить? Правильно, развести костер. А для этого нужно дров нарубить.

Упражнение на развитие дыхания «Рубка дров»

 Ну вот, дрова нарубили, костер развели, воду вскипятили. Послушайте, как шумит закипающая вода.

Упражнение на развитие дыхания (на долгом выдохе произносим звук «Ш»)

Налили чай в кружки, а пить невозможно, такой горячий. Нужно его остудить.  

Упражнение на развитие дыхания(дуем плавным, длинным выдохом)

Полюбуйтесь, какая вокруг красота!

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он  вспорхнул  и  улетел. (Бабочка)

Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа – превращение толстой гусеницы в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.

Берите цветочки, угостим бабочек нектаром и посмотрим, как они летают.

Упражнение на развитие дыхания (пособие «Бабочка на цветке»)

Бабочкам понравилось летать с вами и они решили сделать вам подарок: свои портреты. Но чтобы портреты стали настоящими и разноцветными, их надо обвести и раскрасить цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа

Дети входят в группу  обращают  внимание на  паравозик. Дети рассматривают  паравозик, воспитатель читает стихотворение про  паравозик. Воспитатель предлагает поехать   в...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Рассматривание сюжетных картин. Цыплята на лугу, куры."

Программное содержание:Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ по картине;Словарь и грамматика: учить правильно называть изображенное на картине, обогащать их речь при...

Занятие по развитию речи «Гости в нашем детском саду»

Закрепление знания фруктов и овощей...

Конспект занятия по Развитию речи "Гости из волшебной книги" Ранняя группа

Конспект занятия по Развитию речи "Гости из волшебной книги" Ранняя группа...

План конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми 3 лет с ОВЗ, ЗРР на тему: "Звук М. На лугу..."

Занятие, направленное на знакомство со звуком [М] в рамках лексической темы: "Домашние животные"...