Методика "Логопедическое обследование детей" В.М.Акименко
консультация по логопедии на тему

Методика предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, логопедов, психологов, дефектологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика логопедического обследования детей с речевыми нарушениями разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Автор методики Валентина Михайловна Акименко: кандидат пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института.

Методика позволяет выявить уровень речевого недоразвития и для фиксации результатов коррекционной работы.

Методика предназначена для специалистов психолого -медико-педагогических консультаций, логопедов, психологов, дефектологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

«Логопедическое обследование» представляет собой комплекс, включающий в себя компьютерную программу и набор методический материалов.

Компьютерная программа состоит: программное обеспечение, методическое пособие, руководство пользователя, набор методических материалов, микрофон.

Программное обеспечение представляет возможность по результатам проведенного обследования получить заполненные речевые карты на детей, наглядно демонстрирует динамику показателей индивидуально для каждого ребенка, существенно сокращает время при составлении отчетов, дает возможность экспортировать данные в текстовом и табличном виде.

Процедура обследования проводится за компьютером. Представляемые ребенку на экране задания создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования детей.

Обследование начинается со сбора анамнестических данных, которые заносятся в специальную форму. Эти сведения необходимы логопеду для правильного написания заключения и приблизительной оценки схемы обследования.

Обследование проводится по 15 разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для специалиста, так и задания , картинки и звуковые фрагменты для детей. Задания могут располагаться на экране диагностики (инструкция для логопеда), либо в виде альбома с картинками, которые необходимо показать ребенку и попросить ответить на вопросы. Прежде всего мы выясняем какие звуки ребенок произносит неверно и устанавливаем каков характер их нарушения.

Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках объекты. Можно воспользоваться и изображением на экране и методическим материалом.

Комплект содержит по 3 слова на каждый звук (положение звука в начале, середине, конце слова).

В процессе выполнения задания, специалисту необходимо фиксировать правильность выполнения задания, а также вводить необходимые комментарии. При правильном выполнении задания рекомендуется нажать кнопку «Зачет», что автоматически приведет к начислению балла за задание. Если ребенок справился с заданием с затруднением. Ошибками или не справился с заданием, рекомендуется нажать кнопку «Не зачет».

Кроме оценки выполнения задания специалист отмечает дополнительные параметры, предложенные в задании, а также имеет возможность вносить собственный комментарий в специальное поле.

Материалом исследования связной речи служат сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок изначально мы просим ребенка установить правильную последовательность картинок с помощью кнопок. Затем составить короткий рассказ.

После выполнения заданий всех разделов обследования, мы переходим в раздел «Результаты», где отображается таблица с результатами обследования.

Каждая строка таблицы представляет информацию по результатам выполненного одного раздела обследования. Содержит следующие поля:

-№ и название раздела обследования

-выявленный уровень нарушения

-результат в баллах

При проведении мышкой на любой раздел обследования мы получим дополнительную информацию по результатам выполнения задания, которая содержит следующие данные:

-уровень нарушения;

-пометки и комментарии логопеда по заданиям;

-записи голоса ребенка;

-результат в баллах;

При открытии строки «Итого», мы можем прочитать заключение по результатам обследования.

Затем мы переходим в раздел «Динамика». В верхней части расположена таблица. В заголовке выводятся номера разделов обследования с 1 по 15.

Вторая строка- с данными динамики. Каждая ячейка этой строки отображает уровень нарушения (от 1 до 5)

В нижней части расположен график, отображающий информацию по выбранным строкам таблицы.

По оси абцис-расположены номера разделов обследования.

По оси ординат- номера уровней нарушения. Соответственно, чем выше точка на графике, тем выше результат прохождения раздела.

Т.о. Программное обеспечение «Логопедического обследования детей» предоставляет возможность:

-Ведение индивидуальных карточек, содержащих анатомические данные, результаты обследования, а также динамику коррекционного процесса.

-Автоматического формирования базы данных.

-Проведения поэтапной логопедической диагностики.

-Фиксации, сохранения и анализа полученных данных.

-Формирование графиков индивидуальной динамики речевого развития.

-печати речевых карт, графиков индивидуальной динамики развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть II Обследование звукопроизношения гласных звуков.

Подробное обследование звукопроизношения гласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть III Обследование произношения согласных звуков.

Обследование произношения согласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов, примеров игр и игровых приёмов....