Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
методическая разработка по логопедии на тему

Дроган Ирина Викторовна

Здоровье - это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx832.84 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

 здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе

   Здоровье - это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

   Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника

   Одним из ведущих приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей.

   Среди наших воспитанников МБДОУ высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Логопедическая работа с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.  

      Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

• дыхательную гимнастику;

• артикуляционную гимнастику;

• пальчиковую гимнастику;

• физкультминутки;

• гимнастику для глаз;

• логоритмику;

• психогимнастику;

• мышечную релаксацию;

• арттерапию;

• песочную терапию;

• игровые технологии;

• сказкотерапию;

• Су-Джок терапия

   

   Работа над дыханием

   Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, я провожу различные дыхательные упражнения, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

C:\Users\Ирина\Desktop\Фото\Работа\DSC_0268.JPG                      C:\Users\Ирина\Desktop\Фото\DSC02471.JPG

   Артикуляционная гимнастика

   Большое внимание я уделяю артикуляционной гимнастике - выработке правильных, полноценных движений, определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

   Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQA0UyQMO8gUKhla0yKquOa72ZQHSaNAXjT4xK0ltAxK9H4fQrD                                https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRnazS4Z-Lij2W7AZKnQzsvaeIkagoYBG0iDzYOLPlTMSfTTxL8JA

   Пальчиковая гимнастика

   Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

•пальчиковые игры с мелкими предметами;

•пальчиковые игры со стихами;

•пальчиковая гимнастика;

•самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна", шипованных мячиков

C:\Users\Ирина\Desktop\Фото\Работа\1419230604385.jpg

   Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза наших воспитанников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.

                      История благодарностей участнику

   Физкультминутки

   При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

C:\Users\Ирина\Desktop\Фото\Работа\1418027408903.jpgE:\Ирина зима\IMGA0307.JPG

   Виды физкультминуток:

1.Оздоровительно - гигиенические физкультминутки: их можно выполнять как стоя, так и сидя; расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, "поболтать ножками".

2.Танцевальные физкультминутки: они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3.Физкультурно-спортивные физкультминутки: это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4.Подражательные физкультминутки: зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5.Двигательно-речевые физкультминутки: дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

   Гимнастика для глаз

   Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

   Логоритмика

   Составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников является игровая гимнастика (логоритмика, которая используется для усвоения детьми различных движений, общеукрепляющих и коррекционно-развивающих.

   Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

C:\Users\Ирина\Desktop\Фото\Работа\DSC_0251.JPG        C:\Users\Ирина\Desktop\Фото\Работа\DSC_0254.JPG

   Психогимнастика.

   Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, я стараюсь дать ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Прежде всего, такие занятия показаны замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

   Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

   Арттерапия

   Снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма детей мы стараемся с помощью арттерапии. В группе широко применяется работа с глиной, красками, солёным тестом, которая увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций. Детям нравится заниматься живописью с помощью пальцев, рисовать на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д., делать отпечатки рук на прохладном или теплом песке.

Рисуем узоры на крупе Играем и развиваемся                           Поделки из крупы своими руками

   Песочная терапия

   Песок развивает творческие способности, воображение и фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка, учат прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Метод ключ для ребенка                       Буквоед Семинары Тренинг "Песочная терапия Юнга: мужчина и ж…

   Игровые технологии

   Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у детей проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игровой процесс предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок.

   Игры помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков. Эти игры способствуют развитию логического мышления.

   

           C:\Users\Ирина\Desktop\Фото\Работа\1419322564440.jpg 

                                                                    C:\Users\Ирина\Desktop\Фото\Работа\DSC_0255.JPG

   Театрально-игровая деятельность

   Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

•развитие культуры речи;

•развитие сценического мастерства и речевой деятельности: мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

   Сказкотерапия

   Сказка - любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание "любовь, добро и счастье", переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста.

   После дневного сна проводится "коррекционно-оздоровительный час", который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Под руководством воспитателя дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж живота, области груди, шеи, частей лица, артикуляционная гимнастика, массаж головы, рук, ног, также воздушные ванны, хождение по рефлекторным дорожкам. Все это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний. Далее проводится индивидуальная работа с детьми по закреплению речевого материала.

   В своей логопедической работе использование таких здоровьесберегающих технологий способствуют укреплению здоровья детей, вызывают положительный эмоциональный настрой. Ведь дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. А правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации.

  В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в своей практике, я с уверенностью могу сказать:

  У ребёнка:

•повышается обучаемость воспитанников, улучшается внимание, восприятие;

•корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

•снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

•снижается уровень заболеваемости;

•повышается работоспособность, выносливость;

•развиваются психические процессов;

•улучшается зрение;

•развивается общая и мелкая моторики;

•повышается речевая активность;

•увеличивается уровень социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Презентация учебного занятия для воспитателей ДОУ, где раскрыты высказывания ученых о необходимости обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстниками,как рассматривают эту тему современные ...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».

Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс...

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в обра...