Речевая карта
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Кочева Лилия Анатольевна

Материал для обследования речи дошкольников. Предназначена учителям-логопедам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РЕЧЕВАЯ КАРТА135.5 КБ
Файл РЕЧЕВАЯ КАРТА 251.11 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                    РЕЧЕВАЯ КАРТА

ФИО_________________________________________________________

_____________________________________________________________

ДАТА РОЖДЕНИЯ____________________________________________

ДОМАШНИЙ АДРЕС __________________________________________

ОТКУДА ПРИБЫЛ _____________________________________________

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В КОМБИНИРОВАННУЮ ГРУППУ _________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТПМПК ________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № _____________________________________________

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ТПМПК ________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

МАТЬ ___________________________________________________________________

ОТЕЦ ___________________________________________________________________

ОБЩИЙ АНАМНЕЗ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ СЛУХА __________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ _________________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

1. ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ __________________________________________

2.СЧЕТ

  • прямой (4 г.)_______________________________________________________
  • обратный от 5 (5л.) ____________________________________________________________
  • счетные операции ____________________________________________________

3. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА __________________________________________________

4. ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ___________

а) узнавание и называние времен года и характеристика их признаков _______

____________________________________________________________________

«Зима» _______________________________________________________________

«Весна» _____________________________________________________________

«Лето» _______________________________________________________________

«Осень»___________________________________________________________

б) различение сторон (левая, правая) _____________________________________

5.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ

Игрушки___________________________________________________________

Одежда____________________________________________________________

Обувь_____________________________________________________________

Посуда____________________________________________________________

Фрукты____________________________________________________________

Овощи____________________________________________________________

Домашние животные____________________________________________________

Звери_________________________________________________________________

Транспорт_________________________________________________________

6. ИСКЛЮЧЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЙ ЛИШНЕЙ КАРТИНКИ


Стол, стакан, тарелка, ложка __________________________________________

Огурец, морковка, яблоко, помидор_____________________________________

Лошадь, самолет, паровоз, пароход____________________________________

7. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

а)        складывание пирамидки___________________________________________

б)        складывание матрешки____________________________________________

в)        сложить целое из частей___________________________________________

Курица из 4 частей__________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ, РЕЧЕВОЙ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Губы (N,тонкие, толстые, б/о, малоподвижные, подвижные) _______________

__________________________________________________________________

Зубы (N, крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, кариес)

__________________________________________________________________

Нёбо (высокое, готическое, б/о) _______________________________________

Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный) _______________________________________________________

Язык

а) толстый, маленький, раздвоенный, укороченная подъязычная связка _________________________________________________________________

б) мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N,)______________

в) тремор __________________________________________________________

г) посинение кончика языка __________________________________________

д) гиперсаливация __________________________________________________

е) девиавация (отклонение) языка вправо/влево__________________________

ПОДВИЖНОСТЬ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Умение растянуть губы в улыбку______________________________________
Вытянуть вперед____________________________________________________

Поднять кончик языка вверх _________________________________________

Сделать язык узким, широким ________________________________________

Пощелкать языком __________________________________________________

Надуть щеки _______________________________________________________

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

1.   Состояние связной речи (может ли рассказать о себе, семье, товарищах, дает рассказ самостоятельно или с помощью вопросов)        

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Составление предложений по картинкам. Отметить, как даёт падежные окончания в Д.п., Р.п., В.п. ___________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Составление рассказа по картине____________________________________

  1. Чтение стихов____________________________________________________

  1. Словоизменения__________________________________________________

а) употребление сущ. ед. и мн.ч. в различных падежах (по картинкам)______

Дети ходили куда? (в лес)_____________________________________________

Дети возвратились откуда?___________________________________________

Чего много в лесу?__________________________________________________

Чем едят суп?________________________________________________________

б)        образование мн.ч. существительных_________________________________

                                                                             Им.п.           Р.п.

Стол______________________________________________________________

Рука______________________________________________________________

Окно______________________________________________________________

Ухо_______________________________________________________________

Дерево        _______________________________________________

в)        употребление в речи предлогов_____________________________________

г)        согласование существительных с числительными_____________________

1. яблоко                                         1 гриб                                          1 матрёшка

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

6    Словообразование _______________________________________________

а)        образование уменьшительной формы существительных

стол - столик        шапка -        гнездо -

дом -        трава -        дерево -

б)        образование прилагательных от существительных
стол сделан из дерева – стол деревянный

стакан сделан из стекла – стакан

 сумка сделана из кожи – сумка

тетрадь сделана из бумаги – тетрадь

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

1.   Назвать предметы по картинкам или непосредственно по предъявлению

а)        части тела человека:

лицо -        брови -        ресницы -

локоть -        плечо -        колено -

б)        части тела животных, птиц:

клюв -                                          хвост -        крыло -

копыта -                                      когти -        рога -

грива-        хобот-          

в) назвать детенышей животных и птиц:

кошки -        собаки -                           овцы -

свиньи -        лошади -        коровы -

курицы -        утки -                               лисы -

зайца-        ежа-        волка-

2.        Название действия по предъявляемому предмету:

а)        кто что делает?

повар        художник

врач        дворник

б)        кто как передвигается?

лошадь – бежит        белка-        ворона -

в)        кто как голос подает?

собака – лает        петух-        корова -

кошка-        свинья-        ворона -

3.        Подобрать эпитеты к слову

мяч (какой?) __________________________________________________________

ёлка (какая?) _______________________________________________________

яблоко (какое?) _______________________________________________________

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

1. Известные слова        Малоизвестные слова

     кот                                                                                                 бак

      рука                                                                                              ножи

     лампа                                                                                            беседка

     машина                                                                                         фотограф

     велосипед                                                                                      учительница

     стекло                                                                                            ступенька

     телевизор                                                                                скворечник

     аквариум                                                                                 милиционер

2. Воспроизведение предложений

Саша сушит шубу.

У Зины жёлтый зонт.

У Зои болят зубы.

Ребята слепили снеговика.

Повар печёт блины на сковородке.

Щёткой чищу я щенка.

Моем, моем трубочиста чисто, чисто.

Водопроводчик чинит водопровод.

В аквариуме плавают золотые рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками

па-ба                         ба-ба-па

ба-па                         та-та-да

та-да                          ка-ка-га

да-та                          га-га-ка

ка-га                          да-та-та

га-ка                          ты-то-ту

2. Выделение первого звука в слове («Скажи, какой первый звук в слове?»): Утка, Оля, Ира, Алик, Эдик; стол, книга, граната, палка, сумка, танк, мука, зонт,  масло, барабан.

3. Выделение последнего звука в слове: дом, мак, ключ,  банан, труба, каша.

4.Дифференциация смешиваемых в произношении звуков (показ по картинкам).

 миска – мишка                                   трава – дрова

 зуб – суп                                             уточка – удочка

 крыса – крыша                                   малина – Марина

 

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

[c]       собака – усы – нос

[c’]      сети – апельсин – гусь

[з]       зубы – коза – ваза

[з’]      зелёный – зебра – обезьяна

[ц]       цветы – пуговица – огурец

[ш]      шапка – машина – душ

[ж]      жук – ножницы – ножи

[ч]       чайник – бабочка – мяч

[щ]      щётка – ящик – плащ

[р]       рыба – корова – топор

[р’]      ремень – фонари – дверь

[л]       лампа – пила – дятел

[л’]      лейка – телефон – ель  

[j]        яблоко – майка – трамвай

СОСТОЯНИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Голос – N, сильный, недостаточная сила, хриплый, дрожащий, назальный оттенок ____________________________________________________________

Темп – N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание, замедленный, ускоренный ________________________________________________________

Степень разборчивости речи – не нарушена, несколько снижена, невнятная, малопонятная для окружающих _______________________________________

Ритм – N, скандированный  ___________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

(прилагается)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛОГОПЕДА

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата                                                                  Логопед                                                    



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ФИО__________________________________________________________________

______________________________________________________________________

ДАТА РОЖДЕНИЯ____________________________________________________

ДОМАШНИЙ АДРЕС __________________________________________________

ОТКУДА ПРИБЫЛ ___________________________________________________

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В КОМБИНИРОВАННУЮ ГРУППУ_______________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТПМПК  (ПМПК) _______________________________________

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ТПМПК (ПМПК)____________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

МАТЬ __________________________________________________________________

ОТЕЦ __________________________________________________________________

Общий анамнез

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раннее психомоторное и речевое развитие

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние слуха  __________________________________________________________

Состояние  зрения ________________________________________________________

I. Общее развитие ребёнка

1. Классификация предметов

обобщающие понятия

1год обучения

2год обучения

игрушки

одежда

обувь

посуда

фрукты

овощи

домашние животные

дикие животные

транспорт

                                                                                                                                          2. Исключение четвёртого лишнего

подбор слов

1год обучения

2 год обучения

стол, стакан,

 тарелка, ложка

огурец, морковка, яблоко, помидор

лошадь, самолет, паровоз, пароход

                                                                                                                                                    3. Временные и пространственные представления

времена года

1год обучения

2год обучения

зима

весна

лето

осень

4. Названия основных цветов                                                                    _______________________________________________________________________

5. Счёт:   прямой  (4года)_____________________обратный  (5лет)_____________

6. Состояние общей моторики  (N, средний уровень, низкий уровень); состояние  мелкой моторики (N, средний уровень, низкий уровень)  __________________________________________________________________  

7. Зрительное внимание              

8. Строение артикуляционного аппарата

Губы - б/о, тонкие,  толстые,  малоподвижные, расщелина                                    Зубы - б/о, крупные,  мелкие,  редкие, вне челюстного ряда                                    Нёбо -  б/о, высокое, узкое, плоское,  укороченное,  готическое

Прикус - б/о,   передний открытый,  боковой открытый,  прогнатия,  прогения                                                                                                         Язык  -                                                                                                                           а) массивный, маленький, раздвоенный, укороченная подъязычная связка            б) мышечный тонус (N, спастичность, гипотония, дистония)                                    в) тремор, наличие синкинезий,  гиперсаливация                                                                г) девиация языка вправо/влево

                                                                                                                                                   9.Общее звучание речи

Голос – N, тихий, громкий, звонкий, глухой,  дрожащий,  назальный оттенок                                                                                                               Темп - N, замедленный, ускоренный, неровный                                                                          Ритм - N, скандированный                                                                                        Дыхание -  грудное, брюшное, короткий  выдох                                                     

Дикция - N, нечеткая, смазанная

 

10. Состояние мимической мускулатуры

а) изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)

б) равномерно поднять брови

 в) нахмурить брови

 г) сглаженность носогубных складок

 

II. Сенсомоторный уровень речи

1. Артикуляционная моторика  

артикуляционные упражнения

1 год обучения

2 год обучения

растянуть губы в улыбку  

вытянуть губы вперед  

поднять кончик языка вверх  

сделать язык узким, широким

пощелкать языком

надуть щеки

2.  Фонематическое восприятие

а) повторение слогов с оппозиционными звуками

Слоги

1год обучения

2год обучения

Слоги

1год обучения

2год обучения

па-ба

ба-ба-па

ба-па

та-та-да

та-да

ка-ка-га

да-та

га-га-ка

ка-га

да-та-та

га-ка

ты-то-ту

                                                                                                                                           б) дифференциация слов с оппозиционными звуками - показ по картинкам

слова

1год обучения

2 год обучения

слова

1 год обучения

2 год обучения

миска - мишка                                  

трава - дрова

зуб - суп                                            

уточка - удочка

крыса - крыша                                  

малина - Марина

                                                                                                                                                                                                                                                                3. Звукопроизношение

слова

1год обучения

2год обучения

[c]   собака – усы – нос

[c’]  сети – апельсин – гусь

[з]    зубы – коза – ваза

[з’]   зелёный – зебра – обезьяна

[ц]   цветы – пуговица – огурец

[ш]   шапка – машина – душ

[ж]    жук – ножницы – ножи

[ч]   чайник – бабочка – мяч

[щ]   щётка – ящик – плащ

[р]    рыба – корова – топор

[р’]  ремень – фонари – дверь

[л]   лампа – пила – дятел

[л’]   лейка – телефон – ель  

[j]    яблоко – майка – трамвай

                                                                                                                                                     4. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

кот                                                                                        

сковорода        

нога

космонавт

лампа

учительница

карлсон

температура

велосипед

парикмахер

аквариум    

водопроводчик

III. Элементарные навыки  языкового анализа

1. Выделение первого звука в слове

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

 аист

искра

 удочка

танк

облако

коза

                                                                                                                                           2. Выделение последнего  звука в слове

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

дом

труба

мак

ключи

банан

кенгуру

                                                                                                                                                      IV. Грамматический строй речи

3. Изменение существительных по падежам                                                                                                                                                                            

Вопросы

1год обучения

2год обучения

Вопросы

1год обучения

2 год обучения

Кого ловит кошка?

С кем любишь играть?

Из чего ты пьешь?

Чем подстригают волосы?

Кому подаришь книжку?

В чем носят продукты?

1. Существительные множественного числа  именительного  падежа

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

стол

матрёшка

стул

окно

мяч

яблоко

рука

дерево

                                                                                                                                                           2. Существительные множественного числа  родительного  падежа

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

стол

матрёшка

стул

окно

мяч

яблоко

рука

дерево

3. Употребление предлогов в речи

Предложения

1год обучения

2год обучения

Ваза стоит … столе.

Котёнок сидит … столом.

Кошка бежит … мышкой.  

Дети идут … школу.

Бабочка летает … цветком.

                                                                                                                                                   V.  Словарь и навыки словообразования                                                                            

1.   Называние  предметов  по картинкам или непосредственно по предъявлению:

а)        части тела человека -

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

лицо

плечо

локоть

ресницы

брови

колено

б)        части тела животных, птиц -

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

клюв

хвост

копыта

когти

грива

хобот

крыло

рога

                                                                                                                                                                                                               2.        Назвать действия по предъявляемому предмету:

а)        кто что делает?

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

повар

художник

врач

дворник

б)        кто как передвигается?

слова

1год обучения

2год обучения

лошадь

белка

ворона

в)        кто как голос подает?

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

собака

корова

петух

кошка

свинья

ворона

 3. Образование существительных, обозначающих детёнышей животных

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

у  кошки

утка

у козы

волк

у свиньи

медведь

у коровы

лиса

у лошади

заяц

                                                                                                                                              4.  Образование существительных  уменьшительной формы

слова

1год обучения

2год обучения

слова

1год обучения

2год обучения

мяч - мячик

капля

дом

сумка

шкаф

зеркало

стул

гнездо

шапка

дерево

5. Образование относительных прилагательных от существительных

подбор слов

1год обучения

2год обучения

подбор слов

1год обучения

2 год обучения

стол из дерева

тетрадь из бумаги

стакан из стекла

варенье из малины

сумка из кожи

лист берёзы

6. Образование качественных прилагательных от существительных

Предложения

1год обучения

2год обучения

1год обучения

2 год обучения

Лису за хитрость называют …

Медведя за неуклюжесть

Волка за жадность

Зайца за трусость

 VI. Понимание логико-грамматических отношений

Вопросы

1год обучения

2год обучения

1. Покажи ключ, покажи  карандаш.            

2. Покажи карандашом ключ.                      

3. Покажи карандаш  ключом

4. Сашу ударил Коля. Кто драчун?

5. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

VII. Связная речь

1. Рассказ о себе, семье, друзьях,  любимых игрушках: рассказ с помощью вопросов  педагога,  самостоятельный.

2. Составление предложений по сюжетной картинке: предметное перечисление, простое предложение, распространенное.

3. Пересказ прослушанного текста: пересказ самостоятельный, по наводящим вопросам, пересказ  не доступен; воспроизведены все основные смысловые звенья; имеются значительные (незначительные)    сокращения, искажения смысла; имеется включение посторонней информации

  Чёрный котёнок увидел мышь и бросился за ней! Мышь прыгнула в банку с мукой. Котёнок  - за ней! Мышь убежала. А из банки вылез  белый котёнок.

Вопросы

1год обучения

2год обучения

Какого цвета был котёнок?

Кого увидел котёнок?

Куда прыгнул котёнок  за мышью?

Какого цвета стал котёнок?

Это другой котёнок?

Почему котёнок  стал белым? 

Котёнок  поймал мышь или нет?

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зайцы» (3 картинки) или         какой-либо другой последовательности из 3-4картинок:                                             а) картинки разложены самостоятельно, со стимулирующей помощью;              б) воспроизведены все основные смысловые звенья, имеются значительные (незначительные)  сокращения, искажение смысла, выпадение смысловых звеньев,  включение посторонней информации;                                                                          в) лексико-грамматическое оформление без нарушений, отмечаются    аграмматизмы,  повторы,  неадекватное использование слов;                                                  Г) рассказ составлен самостоятельно, по наводящим вопросам;  составление                            рассказа не доступно. 

                                                                                   

Логопедическое заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          

Дата                                                          Учитель- логопед__________________________                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...