Публикация "Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"
статья по логопедии

Муравьёва Елена Александровна

"Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"/ Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей/ отв. и научный редактор профессор В.А. Адольф: СФУ. - Красноярск, 2013г;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_ikt_na_konferentsiyu_1.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Е.А.Огородникова

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому  направлению развития детей №43 «Журавушка» города Лесосибирска

В настоящее время идет процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека. Подрастает новое поколение детей, которое  свободно владеют компьютером.  Современный мир диктует свои условия и педагог должен шагать в ногу со временем, используя на занятиях компьютерные технологии.  Так,  использование компьютера на индивидуальных логопедических занятиях по коррекции звуковой стороны речи,  расширяет возможности в работе учителя - логопеда, позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным.

При проведении занятий с использованием компьютера необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Для детей 5 – 7 лет такие занятия следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю. После занятия рекомендуется провести гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10  минут и для детей 6 – 7 лет – 15 минут. Мебель должна соответствовать росту ребенка, должен быть достаточный уровень освещенности. Экран монитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

Для создания обучающих игр, современные педагоги широко используют программу Microsoft PowerPoint.  У данной программы много возможностей. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, фотографии, привлекает, то, что картинки можно подобрать яркие и современные. Игру можно анимировать, для этого в главном меню необходимо выбрать закладку «Анимация» - «Настройка анимации». Слева, на экране появится закладка «Добавить эффекты». С добавлением анимации, игра становиться более интересной. Задания, выполняемые на компьютере, создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют ребенка, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов.

В интернет - ресурсах представлено большое количество логопедических игр, сделанных в Power Point, тематика их разнообразна: «Назови картинку», «Четвертый лишний»,  «Цепочка слов», «Скажи ласково», «Составь предложение», «Эти маленькие слова – предлоги» и т.д. Но каждый педагог может сделать свою игру, адаптированную под потребности своих воспитанников. Специально для индивидуальной коррекционно-логопедической работы  мною была  разработана система игр, направленная на автоматизацию звуков [р], [л], [ш], [ж] ,[с],  [з].

Работа над каждым звуком предлагается  в следующей последовательности:

  • изолированное произнесение звука;
  • автоматизация звука в слогах;
  • автоматизация звука в начале слова;
  • автоматизация звука в интервокальной позиции;
  • автоматизация звука в конце слов;
  • автоматизация звука  со стечением согласных.

Приведу в качестве  примера игру «Автоматизация звука [р]».

Последовательность действий: открыть файл «Автоматизация звука [р]». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Первый слайд «Песенка машинки». На этом этапе отрабатывается изолированный звук [р]. Нужно объяснить ребенку: «Пока машинка будет ехать к гаражу, пой «песенку машинки» - «р-р-р».  Ребенок щелкает мышкой и машинка начинает плавно двигаться по дороге к гаражу. Для создания слайда используется эффект «Пути перемещения». Пока двигается машина, ребенок произносит звук [р]. Ребенок нажимает мышкой на гараж, появляется слайд, на котором находится поощрительная надпись «Молодец!».  Для создания этого действия, нужно выделить объект, в данном случае это гараж, в главном меню выбирается «Действие» - «Перейти по гиперссылке» на слайд с поощрительной надписью.

На втором слайде, отрабатывается умение произносить звук [р] в слогах. Ребенок левой клавишей мышки нажимает на изображение машинки. Первая машинка начинает двигаться  по направлению к букве «А», получается слог «РА», ребенок должен произнести этот слог.  Затем,   по очереди, начинают двигаться остальные машинки, их всего пять, соответственно  ребенок произносит слоги «РО», «РУ», «РЭ», «РЫ».

На третьем слайде отрабатывается умение произносить звук [р] в начале слова. Подобранны следующие картинки: радуга, раковина, ручка, рукавица, робот, роза. Ребенок по очереди называет слова, учитель-лопед должен следить за тем, чтобы звук [р] произносился правильно и четко.

На четвертом слайде звук [р] автоматизируется  в интервокальном положении. Вниманию ребенка предлагаются следующие картинки: карась, поросенок, пантера, воробей, паровоз, парашют. Ребенок произносит эти слова и переходит к следующему слайду – «Автоматизация звука [р] в конце слова», затем следует слайд «Автоматизация звука [р] со стечением согласных. Если ребенок затрудняется в произнесении данного звука со стечением согласных или в другой, сложной для произнесения, позиции, то лучше отложить автоматизацию звука до следующего занятия, а затем попробовать с новыми силами.

 Использование презентаций Power Point в системе работы логопеда позволяет усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, существенно повысить эффективность коррекционной работы, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения.

Литература:

  1. Левина Л.Н. «Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях» / Л.Н. Левина // Логопед. —2011. — №3. — С.68-74
  2. Кибирева Т.Г. «Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками» / Т.Г. Кибирева // Логопед. — 2012. — №10. —С.66-71
  3. Галактионова Г.М., Кондрашкова Г.В. «Использование технических средств на логопедических занятиях с учащимися с ОНР» / Г.М. Галактионова, Г.В. Кондрашкова // Логопед. — 2010. — №6. — С.114-120
  4. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Водим звуки в речь. Картотека заданий Р, Рь / Т.С. Перегудова, Г.А. Османова. — СПб.: КАРО, 2007. — 200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».

Тема. Автоматизация звука (Ч)  в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...

План-конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием массажа лица и применением компьютерных технологий.

Автоматизация  и дифференциация звуков Ш и Ж в словах и предложениях. Цель:Автоматизировать и дифференцировать звуки Ж и Ш в словах и предложениях.Задачи:-     Закреплять...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. С использованием компьютерных технологий.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Жильцова О.В., учитель-логопед, ГБОУ г. Москвы «Школа №306» структурное подразделение №3 /д/сад №1539/ Цели: 1) коррекционн...

«Использование информационно - коммуникационных технологий на индивидуальных логопедических занятиях»

Статья об использовании интернет-ресурсов на логопедическом занятии в ДОУ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш]».

Предлагаем вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры” на тему «Дифференци...

Статья "Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях"

Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы...