Алгоритм проведения занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Пушкарева Евгения Александровна
В статье сформулированы требования к проведению логопедического занятия, а так же подбору речевого материала. Приведена примерная структура фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Детально рассмотрены задачи каждого этапа занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм проведения занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте

«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку, можно творить» Константин Сергеевич Станиславский

 Не секрет, что с каждым годом в нашей стране растет число детей с тяжелой речевой патологией, отклонениями в нервно-психической сфере, низким уровнем познавательной деятельности, нарушением поведения. В наше время в состав воспитанников логопедических групп входят дети, имеющие  сложную структуру речевого дефекта, тяжелую степень выраженности дефекта, имеющие патологии со стороны ЦНС. 

Зачастую среди воспитанников подготовительной группы оказываются как дети, успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие еще определенное отставание в речевом развитии, так и дети, впервые начавшие посещать речевую группу. Встречаются и разновозрастные группы.

Разноуровневый состав воспитанников групп обуславливает определенные трудности при планировании коррекционной работы, требует тщательного продумывания каждого этапа занятия на основе дифференцированного и индивидуального подхода, особенно в условиях фронтальной работы.

 Все это требует  от логопеда большей эффективности занятий, более тщательного и экономного отбора материала, более серьезной и вдумчивой отработки методов и приемов коррекционной работы, некоторого изменения структуры и характера занятий. Преобладающими становятся комбинированные занятия.

 В соответствии с рекомендациями программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной все обучение условно делится на три периода, в течение которых предполагается проведение занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь (2 занятия по звукопроизношению).

2 период – декабрь, январь, февраль (2 занятия по звукопроизношению, 1 занятие по обучению грамоте).

 3 период – март, апрель, май (1 занятие по звукопроизношению, 2 занятия по обучению грамоте).

 Занятия по обучению грамоте  предусмотрены со 2 периода (в подготовительной к школе группе). Опыт работы многих учителей-логопедов, а также рекомендации некоторых современных авторов (Л.Б. Баряева, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина), доказывают, что целесообразнее обучение грамоте начинать с первого периода, совмещая с занятиями по формированию звукопроизношения. Таким образом, в течение учебного года может быть проведено 90 комбинированных занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте.

 Но не стоит пренебрегать давно зарекомендовавшими себя методиками.

Галина Амосовна Каше (1908-1986)

 Последним прижизненным изданием была книга «Подготовка к школе детей с недостатками речи», выпущенная в 1985 году, когда Галине Амосовне Каше шел уже семьдесят восьмой год! А выпуском  дидактического материала занималась уже в 1988—1989 годах её ученица и соавтор Татьяна Борисовна Филичева. До сих пор, вот уже более тридцати лет, её труды живут и продолжают приносить пользу.

Методика «Подготовка к школе  детей с недостатками речи» Г.А. Каше. Коррекционная методика, основанная на аналитико-синтетическом принципе обучения грамоте  детей 6-7 с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методика предусматривает развитие артикуляционных навыков, фонематического восприятия и анализа собственных кинестетических ощущений, и на основании этого, формирование анализа и синтеза звукового состава речи. Методика нацелена на упрочение у детей способности к различению твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, оппозиционных гласных. В методике предусмотрен принцип одновременного уточнения правильного произношения трудных звуков  и обучение чтению. Одновременно, методика предусматривает упражнения, направленные на уточнение и расширение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи и связного высказывания. В методике используются игровые приёмы и упражнения.

Татьяна Борисовна Филичева  – наиболее последовательный, творческий и продуктивный продолжатель идей  Г.А. Каше.

В своей книге «Логопедическая работа в специальном детском саду» 1987 года издания она четко формулирует требования к построению логопедических занятий. Эти требования остаются актуальными и в современной логопедии и полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логогруппе.

Логопедические занятия строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики.

Требования к занятию:

  1. Четко определить тему и цель занятия.  Цель занятия должна пронизывать все его этапы, все виды работы.
  2. Определить поэтапность занятия, продумать взаимосвязь и задачи каждого этапа.
  3. Формулировать инструкции, даваемые детям, четко и кратко.
  4. Продумать обеспеченность занятия наглядным материалом в зависимости от возраста детей, этапа работы, содержания материала.
  5. Учитывать индивидуальные и возрастные особенности речи и личности ребенка, последовательно усложняя лексический и грамматический материал, предъявляемый детям.
  6. При  отборе программного материала принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности, умственной активности и целеустремленности.
  7. Разнообразить занятие при помощи игр и игровых моментов, способствующих переходу  от  менее самостоятельных к более самостоятельным высказываниям.
  8. Создать эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Помимо вышеуказанных требований, на фонетическом занятии следует учесть и следующие моменты:

  1. Желательно включать в занятия упражнения по развитию внимания, памяти, используя при этом речевой материал с изучаемым звуком.
  2.  В каждое занятие включаются упражнения по развитию фонематического восприятия. Логопед учит детей различать звуки на слух даже тогда, когда они только ставятся.
  3.  В занятие включаются упражнения по практическому усвоению отработанных лексико-грамматических категорий.

Требования к подбору речевого материала:

  1. Должен быть знаком и по содержанию, и по грамматическим формам.
  2. Должен соответствовать фонетической теме, т. е. быть максимально насыщен изучаемым звуком, и включать только звуки, правильно произносимые всеми детьми. Использование дефектных звуков недопустимо.
  3. Речевой материал не должен содержать звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам к изучаемому звуку (на этапе дифференциации  2 смешиваемых звука).
  4. Предъявление материала должно идти от простого к сложному, от восприятия к воспроизведению (на этапе звука, слогов, слов, предложений, текста).
  5. Должен опираться на филологическую базу родного языка.
  6. Для звуко-буквенного анализа и синтеза нельзя использовать слова, в которых буквенное обозначение не соответствует звуковой форме слова (слова с любыми орфограммами – вода, яма, таз)

Примерная структура фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Знакомство с буквой (на усмотрение логопеда).
  4. Произношение изучаемого звука в слогах и слоговых сочетаниях.
  5. Произношение звука в словах.
  6. Звуко-буквенно-слоговой анализ и синтез.
  7. Динамическая пауза.
  8. Работа над предложением.
  9. Произношение звука в связной речи.
  10.  Подведение итога занятия. Оценка деятельности детей. Организация окончания занятия.

Рассмотрим более детально задачи каждого этапа.

  1. Первый этап занятия – организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Он может включать релаксационные, мимические, дыхательные упражнения.
  2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей - участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки из названий персонажей. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку.
  3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:
  • Уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука (есть преграда или нет);
  • Уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие и звонкие); поется или не поется звук (гласные и согласные);
  •  Находится образное сравнение звука (с – свистит ветерок, з -  звенит комарик, ш – шипит змея, ж – жужжит жук, л – гудит пароход, р – рычит тигр);
  • Звуки обозначаются цветовыми символами (гласный звук – красный кружок, твердый согласный – синий, мягкий согласный – зеленый).

Знакомство с буквой может происходить как на этом этапе занятия, так и непосредственно перед звуко-буквенным анализом слов.

  1. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, а также просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Это могут быть заклинания волшебника, «вопилки» Винни-Пуха, разговор инопланетян.
  2. Произношение звука в словах. На этом тапе занятия решаются следующие задачи:
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • Уточнение и расширение лексического запаса;
  • Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  1. Звуко-буквенно-слоговой анализ и синтез. На этапе слова  происходит овладение простыми и сложными видами звуко-буквенно-слогового анализа и синтеза. Так как эта сложная мыслительная работа является наиважнейшим упражнением, выделим ее в отдельный этап занятия. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме, преобразованием цепочки слов. На более поздних этапах дети отгадывают ребусы и кроссворды.
  2. Динамическая пауза. Является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные ее задачи:
  • Снять усталость и напряжение;
  • Внести эмоциональный заряд;
  • Совершенствовать общую моторику;
  • Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Она может проводиться в форме подвижной игры, имитации трудовых действий, произношения чистоговорок в сопровождении с движением.

  1. Работа над предложением. На данном этапе занятия решаются следующие задачи:
  • Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • Актуализация накопленного словаря;
  • Формирование связности и четкости высказываний;
  • Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному.

  1. Произношение звука в связной речи. Основная задача этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звука до автоматизма. Если физминутка насыщена изучаемым звуком, то в целях экономии времени этот этап можно пропустить или вынести на индивидуальные занятия.
  2.  Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность.

Оценка деятельности детей.

Организация окончания занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.

Коррекционно-образовательные.  Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»

Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....

Взаимосвязь правильного звукопроизношения с обучением грамоте.

Пройдет совсем немного времени, и ваш ребенок станет превоклассником. Уверенна, что многие родители уже задумываются о том, насколько успешной будет предстящая учеба. И чтобы потом не было разочарован...

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте.

Количе-ство занятийТемаРазвитие фонематических процессовРабота с буквойРабота над предложением...

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

Перспективное  планирование  фронтальных  занятий  по  формированию  правильного  звукопроизношения  и  обучению  грамоте  детей  с  об...