Взаимосвязь правильного звукопроизношения с обучением грамоте.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Малханова Оксана Андреевна

Пройдет совсем немного времени, и ваш ребенок станет превоклассником. Уверенна, что многие родители уже задумываются о том, насколько успешной будет предстящая учеба. И чтобы потом не было разочарований и огорчений, многие начинают готовить детей заранее: учат буквы, делают превые шаги в чтении, развивают мелкую моторику... Нужно помнить, что одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитая речь - это правильное звукопроизношение, достаточный словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Нарушения фонематического восприятия. Нарушения произношения фонем.

       Пройдет совсем немного времени, и ваши дети станут первоклассниками. Уверена, что каждый из вас уже задумывается о том, насколько успешной будет предстоящая учеба. И чтобы не было потом разочарований и огорчений, многие начинают готовить своих детей к школе уже сейчас: учат буквы, делают первые шаги в чтении, развивают мелкую моторику. Но этого недостаточно. Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитая речь — это правильное звукопроизношение, достаточный словарный запас, хорошо развитая связная речь. Сегодня мы остановимся на том, почему важно, чтобы ребенок умел правильно произносить звуки речи.

Под дефектами звукопроизношения следует понимать устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи, поскольку они не исчезают самостоятельно.

Внешне дефекты звукопроизношения могут выражаться в одном из таких вариантов.

  • Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто пропускается, не произносится: "ама" вместо "рама", "уна" вместо "луна".
  • Замена одного звука речи другим: "лама" или "йа-ма" вместо "рама"; "йуна" вместо "луна".
  • Искаженное произношение звука (например, картавое "р").
  • Смешение двух правильно произносимых звуков (ребенок говорит то "шапка", то "сапка", постоянно путая звуки "с» и "ш" в своей речи).
  1. Причины нарушений звукопроизношения

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

  • снижение слуха (тугоухость);
  • нарушение слуховой дифференциации звуков речи;
  • нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
  • нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
  • неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности.

Снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, отрицательно сказывается на формировании у детей не только звукопроизношения, но и всей их речи в целом.

При нарушении слуховой дифференциации речевых звуков дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (например, "с" и "ш") кажутся им одинаковыми. По этой причине ребенок, овладевший, скажем, правильным произношением звука "с", не чувствует никакой необходимости в том, чтобы усваивать еще и произношение звука "ш", в силу чего спокойно говорит "сапка" вместо "шапка" или "сарик" вместо "шарик". В раннем возрасте такие нарушения могут сойти за возрастные особенности в произношении звуков, однако, в отличие от них, в дальнейшем они не только не исчезнут без специальной логопедической помощи, но обязательно перейдут и в письмо. Вот почему так важно в возрасте не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков и в случае ее нарушения безотлагательно принять соответствующие меры. Об этом подробно сказано ниже.

      Нарушения анатомического строения артикуляторного аппарата (неправильное строение челюстей и зубов, нёбные расщелины, короткая уздечка языка и пр.) также во многих случаях препятствуют овладению правильным произношением некоторых или даже большинства звуков речи. Например, при короткой уздечке языка ребенку не удается поднять язык к верхним резцам, без чего не может быть усвоена нормальная артикуляция звука "р".

      Недостаточная подвижность органов артикуляции (прежде всего языка и губ) не может не сказываться отрицательно на овладении звукопроизношением, поскольку при произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать вполне определенное положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается или даже совсем прекращается. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления паралича или пареза (мышечной слабости, вялости), о чем подробнее сказано ниже. Естественно, что при этих условиях звуки речи или вообще не могут артикулироваться, или артикулируются с большим трудом и приблизительно, то есть дефектно. При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка осуществляются в полном объеме, но могут быть несколько замедленными и недостаточно точными, что тоже может приводить к неправильному артикулированию звуков.

Неправильная речь окружающих ребенка людей и недостаточное их внимание к его речи, то есть неблагоприятные для развития речи социальные условия. К таким условиям относятся следующие:

  • быстрая, неряшливая речь окружающих, не позволяющая ребенку четко воспринимать произносимые ими звуки ни на слух, ни зрительно;
  • "двуязычие" в семье, при котором ребенок, овладевающий звукопроизношением, постоянно слышит разные образцы звуков;
  • наличие дефектов звукопроизношения у окружающих людей, что приводит к усвоению ребенком этих дефектов по подражанию;
  • "педагогическая запущенность", выражающаяся в недостаточном внимании взрослых к речи ребенка, в том числе и к правильности произношения им речевых звуков;
  • подлаживание взрослых под детскую речь, сюсюканье с ребенком, вследствие чего он не только не имеет нормального образца для подражания, но даже и  не стремится овладеть правильным звукопроизношением, раз взрослым так нравится его "очаровательная" речь;
  • длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, где он тоже не слышит нормальной речи.

        Во многих случаях у одного и того же ребенка может наблюдаться взаимодействие сразу нескольких рассмотренных причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им звукопроизношением.

         Поступление в школу является важным моментом в жизни ребенка. Обучение в школе строится сначала на основе устной, а потом и письменной речи. Необходимо помнить, что полноценная устная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по исправлению дефектов речи необходимо уделять большое внимание.

В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеют:

1. Достаточный физиологический слух. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.

2. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи (П - Б, С - Ш, Р — Л, м - мь...) В результате, дети не способны услышать разницу между правильным произношением звука и его заменителем.

  Хорошо развитое ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - одно из условий успешного обучения в школе будущего школьника.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Что это такое? Это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать. Чем чревато несовершенство фонематического восприятия? Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются 'нулевыми'. Обучение в школе строится сначала на основе устной, а потом и письменной речи. Необходимо помнить, что полноценная устная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по исправлению дефектов речи необходимо уделять большое внимание. В школе, у ребенка с нарушением фонематического восприятия прежде всего, возникнут трудности при обучении грамоте: формирование правильного навыка чтения и письма. При чтении дети с трудом начинают сливать слоги, а слоги в слова, пропускают, искажают буквы при чтении.  Такие же ошибки наблюдаются и при овладении навыком письма. В дальнейшем - трудности  с русским языком, что является причиной их неуспеваемости. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ.

 Какие ошибки допускаются такими детьми при письме?

 Их множество:

— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);

— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);

— написание лишних слогов  или их пропуски («слеледы», «потенце»);

— не дописываются окончания слов;

— нет  согласования слов («пришел сентября…»).

      Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения.  

      При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.

      Все недостатки звукопроизношения важно устранить еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива для исправления.

    Коррекция нарушений звукопроизношения - система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения осуществляется учителями-логопедами и воспитателями речевых групп детских дошкольных образовательных учреждений.

     Надо помнить, что речь — это не только «золотой ключик» в волшебную страну знаний и личностного развития, но еще и способ выразить себя, завести друзей, стать свободным и счастливым человеком. Владение литературным языком требуется человеку для успешного изучения всех школьных дисциплин.

     Ликвидировать «милую» картавость и прочие «очаровательные» дефекты речи нужно обязательно. Это свидетельство Вашей культуры и Вашего уважительного отношения к собственному ребенку.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Будем говорить и писать правильно МБОУ №17 31.10.17

Слайд 2

Дефекты звукопроизношения - это устойчивые индивидуальные отклонения от нормы в произношении звуков речи, вызванные специфическими причинами и требующие для своего преодоления специальной логопедической помощи , поскольку они не исчезают самостоятельно.

Слайд 3

Причины нарушений звукопроизношения снижение слуха (тугоухость); нарушение слуховой дифференциации звуков речи; нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата; нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов); неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Слайд 4

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать.

Слайд 5

Какие ошибки допускаются такими детьми при письме? — замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»); — слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»); — написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»); — не дописываются окончания слов ( красны ) ; — нет согласования слов («пришел сентября…») - орфографические ошибки («жыраф, морос, висна… »).

Слайд 9

Ликвидировать «милую» картавость и прочие «очаровательные» дефекты речи нужно обязательно. Это свидетельство Вашей культуры и Вашего уважительного отношения к собственному ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.

Коррекционно-образовательные.  Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»

Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....

Алгоритм проведения занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте

В статье сформулированы требования к проведению логопедического занятия, а так же подбору речевого материала. Приведена примерная структура фронтального занятия по формированию правильного звукопроизн...

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте.

Количе-ство занятийТемаРазвитие фонематических процессовРабота с буквойРабота над предложением...

Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

Перспективное  планирование  фронтальных  занятий  по  формированию  правильного  звукопроизношения  и  обучению  грамоте  детей  с  об...