«Путешествие в страну будущих первоклассников»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Анисимова Елена Васильевна

Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_budushchih_pervoklassnikov.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

     «Путешествие в страну будущих первоклассников»

Занятие для  детей подготовительной к школе группе

Анисимова Е. В. , учитель – логопед МБДОУ «Детский сад №19», г. Канаш Чувашской Республики

Задачи

Коррекционно – образовательные:

закрепить знания о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении);  упражнять в звуковом анализе слов; совершенствовать звуко -  буквенный анализ слов; совершенствовать навык составления двусложных и трехсложных слов  из слогов; формировать навык структурно – семантического анализа и синтеза предложения из трех слов;  упражнять в чтении слогов, слов;  формировать навык письма слов;

Коррекционно – развивающие:

развивать  слуховое  внимание и зрительную  память, мышление; вырабатывать  четкие координированные  движения  во взаимосвязи с речью.

Коррекционно – воспитательные:

совершенствовать умение работать в паре; формировать навыки доброжелательности.

Оборудование: презентация: «Путешествие в страну будущих первоклассников»; ноутбук, листочки бумаги в виде портфелей, ручки, карточки с буквами, карточки со слогами, карточки со словами, мольберт,

I Организационный момент

Логопед:  Ребята скоро вы пойдете в первый класс. Кем вы будете? (первоклассниками). Я предлагаю отправиться  в увлекательное  путешествие на трамвайчике в страну будущих первоклассников.  Вас ожидают непростые задания, настоящие головоломки. Не бойтесь ошибиться. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Не торопитесь, думайте – и вы обязательно найдете правильный ответ. ( Звук трамвая, песня «Маленькая страна»)

Логопед: А, чтобы нам не было скучно, я предлагаю потренировать язычки.

Дети произносят чистоговорку

Ду – ду – ду – в нашем детском саду

Ить– ить – ить  -  на занятиях учились мы красиво говорить.

Дя – дя – дя – место разных  звуков на схемах находя.

Жить – жить – жить – узнали, что в предложении слова должны дружить.

Нить – нить – нить – и что предлог со словом нельзя соединить.

Ать – ать – ать – буквы, изучая, учились мы читать.

Ять – ять – ять – учились по картинкам рассказы составлять.

Олу – олу – олу – пойдем мы скоро в школу.

II Основная часть

Логопед: Вот мы с вами приехали в страну будущих  первоклассников. Остановимся на поляне. Проходите. Прочитайте, как называется поляна?

Дети: «Хочу все знать». (Звучит музыка)

Присаживайтесь за столы. Одеваю мантию, головной убор героя «Пиши. Читай» (Музыка из мультфильма «Пиши. Читай»)

Логопед: Я самый главный человек в этой волшебной  стране.  Прочитайте, как меня зовут.

Дети: Пиши. Читай.

Логопед:

Если со мной подружитесь, то не расстанетесь всю жизнь.

В волшебный мир, в волшебный край ведет тебя,  Пиши - читай.

Хоть азбуку учить нелегкий труд, зато напишешь, как тебя зовут.

Пиши – читай всегда и всюду рад учить письму и чтению ребят.

Логопед:  Начинаем наше путешествие по моей волшебной стране. Ребята подумайте и, подняв руку ответьте. Какие важные  предметы  в моей  стране, необходимы  для  чтения? (букварь,  книга, учебник).  А для письма?  (доска, мел, ручка,  парта,  карандаш, пенал, парта).

 Логопед:  Вы правильно ответили, молодцы.

Логопед: А еще ребята  в моей стране  есть компьютеры, ноутбуки. Вот этот ноутбук поможет нам в сегодняшнем путешествии.  

 (Слайд Пирамида). А пирамида – наш путеводитель в этой стране. За время нашего путешествия нам предстоит подняться на вершину пирамиды. (картинка пирамиды и расположенные рядом слова: звук, буква, слог, слово, предложение, речь)

Логопед: Для начала  посмотрите на картинку и ответьте на вопрос.

Что мы с вами слышим с помощью ушек и проговариваем с помощью рта?

 Дети: звуки

Логопед: Найдите на слайде слово звук,  и, управляя компьютерной мышкой,  вставьте  это слово в левую часть нижнего  кольца пирамиды.

Игра «Составь новое слово»

Логопед:  Следующее задание.  Вам необходимо определить первый звук в названии картинок, затем из данных звуков составить новое слово. Давайте все дружно произнесем составленное слово.

 Слайд (арбуз,  зонт, бант, утюг, кот, аист – АЗБУКА).  Вы справились с этим заданием.

Логопед: Следующий вопрос будет еще труднее. Будьте внимательны. С каким, словом дружит слово звук. 

Дети: буква.

Логопед:  Чем отличаются звуки и буквы?

Дети: Звуки мы слышим и проговариваем, а буквы видим и пишем.

Логопед:  (Найдите слово буква и вставьте в правую  часть нижнего  кольца пирамиды).

Игра «Найди пару»  (карточки с буквами)

Логопед: Что у вас в руках?  (буквы).  Встаньте парами,  твердые гласные и мягкие гласные буквы. Давайте проверим,  правильно ли вы нашли пару. Назовите свою букву.  

Логопед:  Продолжаем наше путешествие. Следующий вопрос. Что  мы составляем из букв?

Дети: слог.

Логопед: (Найдите  и вставьте  в следующее кольцо  пирамиды  слово - слог).

Игра «Придумай слог» 

Логопед: Следующее задание. Показываю карточки с звуковыми схемами (СГ, ССГ, мягкий СГ).  Сколько звуков на схеме?  Какой первый звук? Второй?  Что можно составить из этих звуков? Ребята подумайте и, подняв руку, назовите  свой слог. Замечательно! Мне очень приятно, что вы выполнили и это задание.

Логопед:  Что мы составляем из слогов?

Дети:  слова.

Логопед: (Выберете и вставьте  в следующее кольцо  пирамиды слово - слово).

Игра  «Живые слоги»

У вас в руках карточки со слогами: ПИ,  ЛА; РЫ,  БА; ЛЫ; ЖИ; РЕ; ПА; РА, ДУ, ГА, МА;  ШИ, НА. Прочитайте свой слог и составьте из слогов  слова.  Посмотрите на экран. Например: на слайде представлена картинка рыба. Дети составляют  из слогов слов ры - ба. Читают. Сколько слогов в слове рыба?  (Рыба, лыжи, репа, пила, радуга, машина).

Физкультминутка

Говорим всегда красиво,                (киваем головой )

Смело, и неторопливо!                    (разводим руки широко)

Вспоминаем обязательно,               (наклоняем голову вправо, влево)

Что учили на занятиях!                

Каждый день – всегда, везде,       (повороты вправо, влево)

На занятиях, в игре,                       (сели, побежали на месте)

Ясно четко говорим,                      (киваем головой)

Потому что не спешим!                (жест отрицания)

Паузы соблюдаем!                        (подпрыгиваем)

Звук ударный выделяем!              (хлопок руками)

И легко нам говорить!                  (киваем головой)

И не хочется спешить!                  (жест отрицания)

Так спокойно, так приятно           (обнимаем себя)

Говорим – и всем понятно!          (кивок головой, разводим руки широко)

(Дети стоят)

Логопед: Будьте внимательны следующее задание. А что можно составить из слов?

Дети: предложение.

Логопед: (Выберете и вставьте  в следующее кольцо  пирамиды слово - предложение). Продолжаем наше путешествие дальше. 

Анализ предложения.

Логопед: ребята, мне  интересно как вы сможете составить предложение  с словом весна. 

  Логопед: Хорошо.  Предложения бывают короткие и длинные.        

Игра – задание  «Предложение рассыпалось» (работа в парах)

Логопед: В моей волшебной стране есть  деревья, на которых  растут не только листья, но и предложения. Давайте сорвем листочки – предложения.  Читаем слова. Составьте предложение. (Светит весеннее солнце.) Что ставится в конце предложения?    (точка)  

Сколько слов в предложении?  (три)

Назови  третье  слово  (Солнце). На какой вопрос отвечает это слово? (Что это? Что это за слово?  Это слово,  называющее  неживой   предмет).

Назовите  мне первое  слово  (Светит)   Что это за слово?  (слово, называющее  действие предмета) На какой вопрос отвечает слово,  называющее  действие предмета? (Что делает?)

Назовите  мне  второе  слово (весеннее).  Что это за  слово? Это слово, называющее  признак  предмета. На какой вопрос отвечает это слово? (Какое?)

Логопед: Вы справились и с этим сложным заданием. Здорово!

Логопед: Предложениями мы разговариваем друг с другом. Это – наша речь. (Заключительной частью пирамиды является слово речь).

Речь – это драгоценность,  и владеет ею только человек. Очень важно научиться говорить правильно и красиво, чтобы людям было приятнее слушать вас и легче понимать. Вот мы с вами и поднялись на вершину нашей пирамиды.

III Заключительная часть

Логопед: Ребята, что вам понравилось во время нашего путешествия? А какое задание показалось  вам сложным?  Вы ребята  были настойчивыми, думали и находили верные ответы, все справились с сложными головоломками.

Логопед: Вы меня очень порадовали.  Поэтому я предлагаю остаться в моей стране, ведь здесь еще так много всего неизвестного и вам предстоит многому научиться. Мудрым никто не родился, а научился, получил знания. А знание – это сила.

Логопед:  У вас на столах лежат листочки – портфели.  Напечатайте, какие важные школьные принадлежности  вам пригодятся в школе.

Логопед:  Замечательно! Давайте прочитаем,  что вы написали. Я сказочный герой «Пиши. Читай» и постараюсь сделать так, чтобы вам подарили настоящие портфели.

Список использованной и рекомендованной литературы

Силантьева, С.Н., ст. преподаватель, ЧГПУ им. И.Я.. Яковлева Мы вместе Странички для занятий с детьми Формирование у старших дошкольников с ОНР структурно – семантического анализа и синтеза предложений.

Цуканова, С.П. Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ  и Д, 2010. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Познавательное развитие НОД "В стране будущих первоклассников"

Игры, загадки о школе и школьных принадлежностях....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

НОД "Путешествие в страну будущего первоклассника"

НОД "Путешествие в страну будущего первоклассника"...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...