Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:
    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

    Грачёва Елена Викторовна

    Данный конспект занятия поможет совершенствовать грамматический строй,  речи, уточнить и активизировать словарь по лексической теме "Север". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста.

    Тема: «Север»

    Образовательная область: Речевое развитие

    Интеграция образовательных областей:

    • Социально-коммуникативное развитие

    • Познавательное развитие

    • Физическое развитие

    • Художественно-эстетическое развитие

    Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о Севере.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - уточнить, активизировать и актуализировать словарь детей по лексической теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, северный ветер, белый медведь, морж, тюлень, северный олень);

    - совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании сложных прилагательных, единственного и множественного числа существительных, родственных слов;

    - учить составлять рассказ с использованием мнемотаблицы, подбирать родственные слова к слову север.

    Коррекционно-развивающие:

    - развитие фонематического слуха, дыхания, связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики методами криотерапии, биоэнергопластики, кинезиологии, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные:

    - воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, умение работать в коллективе, чувство патриотизма, бережное отношение к природе, животным.

    Словарь:

    -существительные: белый медведь, тюлень, тюлениха, тюлененок, морж, моржиха, моржонок, северный олень, олениха, олененок.

    Север, лед, ветер, снег, метель. Туловище, голова, шея, клыки, ласты, рога, лапы, шерсть. Северянин, северянка, чум, оленеводство, рыболовство. Олений мох, лишайник, ягель, морошка.

    -прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый, тонконогий, белохвостый, черноносый, толстошкурый, низкорослый, карликовый.

    -глаголы: охотиться, питаться.

    Оборудование:

    Предметные картинки с изображением животных Севера, мнемотаблица «Север», картинка родственных слов, картинки с контурами оленей, фломастеры. Глобус, емкости со льдом, снегом, горячей водой, салфетки, магнитная доска, массажный мяч, конусы-ориентиры, проектор звездного неба, аудиозапись музыки. Атрибутика северных народов.

    Мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация «Север».

    Ход мероприятия.

    Л.: Вы налево посмотрите – Сколько здесь гостей, смотрите!

    Весело рукой махните, дружно «здравствуйте» скажите!

    Логопед с детьми рассматривает глобус.

    Л.: Ребята, что это? (Ответы детей)

    Л.: Что здесь изображено? (Ответы детей)

    Л.: Мы живем в самой красивой, самой замечательной и самой большой стране. Как она называется? (Россия) (Ответы детей) Значит мы с вами кто? (Россияне)

     Мы с вами живем на Урале. Значит мы – уральцы. Он – уралец, а она? (Уралочка) (Ответы детей)

    К нам пришла посылка без обратного адреса. Откроем ее. Что здесь лежит?

    Упражнение по криотерапии

    Л.: Разогреем ручки в теплой воде (Дети опускают руки в таз с теплой водой). Ребята, вода какая? (Теплая, горячая, приятная, расслабляющая)

    А теперь опустим руки в секретные коробки.

    В закрытых коробках лежат снег и лед. Дети опускают руки в коробки и угадывают, что там лежит. Затем опять «греют» руки в теплой воде.

    (Ответы детей)

    Л.: Верно, здесь снег и лед. Ребята, здесь еще открытка с загадкой, но изображения на ней мы должны открыть в течение путешествия.

    Загадка:

    Приглашаем вас в то  место,

    Где чрезвычайно интересно.

    Там совсем деревьев нет,

    Не растет и клевер.

    А повсюду - .......Север

    (Ответы детей).

    Л.: Я приглашаю вас отправиться туда, где много льда и снега, на север нашей страны. В путь! (Дети за логопедом идут змейкой по залу, выполняя движения по тексту)

    Упражнение по биоэнергопластике «Путешествие»

    На лошадке ехали,  до угла доехали.(Скачем на лошадке, щелкая языком)                                                                Сели на машину, налили бензину.(Выполняем движения по тексту)
    На машине ехали, до реки доехали.
    (Идем дробным шагом, проговаривая звук «Р-р-р»)                                                                                                                                                      Трр! Стоп! Разворот. На реке - пароход.(Руки лодочкой, гудим «У-у-у»)
    Пароходом ехали, до горы доехали.(Руки вверх, показываем гору)                                                                            Пароход не везёт, надо сесть в самолёт(Руки развели в стороны)
    Самолёт летит, В нём мотор гудит: Л-л-л!
    (Двигаемся по залу, проговаривая звук «Л-л-л»)

    Л.: Вышли из самолета. Вот мы и на Севере! Давайте подышим северным воздухом.

    Упражнение на речевое диафрагмальное дыхание.

    (Глубокий вдох носом, выдох – через рот)

     Речь с движением «Северная страна»

    Где всюду холод, лед и тень,   (Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

    Полгода–ночь, полгода–день. (Закрывают глаза ладонями, затем открывают)

    Изо  льда здесь люди строят дом.    (Поднимают руки над головой –«крыша»)

    И реки скрыты подо льдом.    (Ладонями изображают льдины)

    Зверей ты северных здесь встретишь  (Ставят ладонь козырьком над глазами)

    И  птицу редкую заметишь.  (Делают махи руками).

    Лишь мишка белый, словно иней - хозяин ледяной пустыни.(Подражают походке медведя)

    Л.: Ребята, какая погода на Севере чаще всего? (Морозная, ветреная, холодная, суровая)   (Ответы детей)

    Л.: Скажите, легко ли жить в таких условиях людям и животным?     (Ответы детей)

    Л.: Посмотрите, на нашей открытке в первом окошке появилось изображение (схема северной погоды)

    (Слайд презентации)

    Л.: А какие растения растут на Севере?  (Олений мох, лишайник, ягель, морошка). Какие они по размеру? Высокие или низкие? (низкорослые, карликовые) Почему? (Ответы детей)  

    Л.: Посмотрите, на нашей открытке во втором окошке появилось изображение (схема растений Севера)

    (Слайд презентации)

    Л.: Ребята, на Севере живут северные народы или северяне. Это северянин, а это? (Северянка). Из чего сшита их одежда? (Из оленьих шкур) Как называется жилище северян?  (Чум)  Из чего он сделан? (Ответы детей)

    Л.: Посмотрите, на нашей открытке в третьем окошке появилось изображение (жилище и жители Севера)  

    (Слайд презентации)

    Л.: А чем занимаются жители Севера? Охотой. Они ловят рыбу, их занятие –…. рыболовство, разводят оленей, их занятие - …оленеводство  (Охотой, рыболовством, выращиванием оленей – оленеводством) (Ответы детей)

    Л.: Посмотрите, на нашей открытке в четвертом окошке появилось изображение (занятия жителей Севера)

    Л.: На столе лежат картинки. Рассмотрите их и выберите животных, которые живут на Севере. (Дети выполняют задание и прикрепляют картинки моржа, тюленя, северного оленя, белого медведя на магнитную доску)

    Дидактическая игра «Назови семью животных» (1-я подгруппа)

    Л.: Назовите семью животных, изображенных на картинках.

    (Дети комментируют свои действия)

    Дидактическая игра «Один-много» (2-я подгруппа).

    Л.: Назовите животных, изображенных на картинках, в единственном и множественном числах.

    (Дети комментируют свои действия)

    Дидактическая игра на образование сложных прилагательных

    Л.:     Ответьте на вопрос «Какой? Какая?»

    У медведя черный нос, значит он……черноносый.

    У моржа толстая кожа, значит он…. толстокожий.

    У тюленя длинные усы, значит он……длинноусый.

    У  оленя тонкие  ноги, значит он….тонконогий.

    Л.: Посмотрите, на нашей открытке в пятом окошке появилось изображение (схема животных Севера)

    Пальчиковая гимнастика «Кто на Севере живет?»

    Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (Хлопки в ладоши – удары кулачками попеременно).

    Звери необычные, к холоду привычные.     («Замок» - меняя положение пальцев).

    Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем,        образовывая  «колечки»).

    Белый мишка важно ходит, (Сжимаем – разжимаем одновременно кисти правой и левой кисти)

    Ну, а морж, как капитан, покоряет океан. (Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

    Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты).

    Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз).

    Графическое задание «Обведи по контуру»

    Детям раздаются картинки с изображением контуров двух оленей.

    Л.: Ребята, возьмите мелки и обведите одного оленя мелком в правой руке, а второго – мелком в левой руке.

    (Дети выполняют задание)

    Л.: Какой рукой сложнее было рисовать? Почему?  (Ответы детей)

    Гаснет свет. Включается проектор звездного неба.

    Л.: А вечером, когда садится солнце, на небе появляется северное сияние (выключается свет, музыка, проектор)

    Л.: Вечером дома собирается вся семья, родственники. Скажите, кто такие родственники? А почему они так называются? (Ответы детей)

    Л.: Да, родственники чем-то похожи. У слов тоже есть родственники. Они схожи по звучанию.

    Игра «Родственное слово» с массажным мячом.

     (Дети называют слова, схожие по звучанию, бросая массажный мяч логопеду)

    Север-северное сияние-северный олень – северянин-северный медведь-северный ветер-северный полюс.

    Составление схемы родственных слов (на магнитной доске).

    (Дети выбирают картинки с родственными словами и наклеивают вокруг основной картинки «Север»)

    Л.: Посмотрите, получилась карта родственных слов к слову «Север»

    Логопед включает свет.

    Л.: Ты вокруг себя кружись, в детский садик воротись!

    Наше путешествие закончилось. Ребята, а наша открытка открылась! Давайте рассмотрим ее.

    Беседа по открытке-мнемотаблице.

    Л.: Осталось нераскрытым одно окошко.

    Логопед открывает, в окошке схемы смайликов.

    Л.: А это настроение, которое было во время нашего путешествия. Выберите смайлики с вашим настроением.

    Логопед наклеивает смайлики детям.

    Л.: Я дарю вам картинки родственных слов и открытку-мнемотаблицу. Теперь вы сможете всем рассказать о Севере. До свидания.

                                                          Грачева Е.В.  с. Октябрьское



    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Азм\Desktop\картинки\зима.jpg

    C:\Users\Азм\Desktop\картинки\мнем  ..jpgC:\Users\Азм\Desktop\ветерок.jpg

    C:\Users\Азм\Desktop\картинки\мнемот.jpg   

                                                                                                

    C:\Users\Азм\Desktop\картинки\мнема.jpg

                 C:\Users\Азм\Desktop\охота.jpg     C:\Users\Азм\Desktop\картинки\мне2.jpg

                              C:\Users\Азм\Desktop\оленеводы.png

        C:\Users\Азм\Desktop\морж.jpgC:\Users\Азм\Desktop\картинки\мнем.jpgC:\Users\Азм\Desktop\картинки\мн.jpg                    C:\Users\Азм\Desktop\картинки\мнемо.jpg

        C:\Users\Азм\Desktop\морошка.gif         C:\Users\Азм\Desktop\голубика.jpg

    C:\Users\Азм\Desktop\ягель.pngC:\Users\Азм\Desktop\береза.jpg

       

    C:\Users\Азм\Desktop\smiley-face-black-and-white-small_Smiley-Face.jpg           

                                                                       C:\Users\Азм\Desktop\Раскраска-смайлик-сконфужен320.jpg

    C:\Users\Азм\Desktop\7-31.jpg

    СЕВЕР


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Север

    Слайд 2

    Растения Севера

    Слайд 3

    Жители Севера Жилище северян

    Слайд 4

    Занятия северян

    Слайд 5

    Занятия северян


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей "Дом для гнома"

    Подготовительная группа для детей с нарушениями речи №6.Тема: «Дом для гнома». (занятие по развитию лексико-грамматического строя речи)Цели: учить употреблять правильно притяжательные прилагательные, ...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»

    В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посу...

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

    Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

    Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

    Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР

    Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"

    Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать  активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...