"Спешим на помощь к Доктору Айболиту. Дифференциация звуков С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД для детей группы ФНР

«Спешим на помощь к Доктору Айболиту. Дифференциация звуков С-Ш»

 

Цель занятия: дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах и предложениях.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять навыки различения на слух звуков С и Ш и правильного употребления их в речи;

  • закреплять в речи детей умение высказываться полной фразой;

  • обогащать словарный запас детей за счёт слов-антонимов и слов-квазиомонимов;

  • совершенствовать навык звукобуквенного анализа.

     

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;

  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа;

  • развивать память, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

     

Корекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни;

  • воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать товарищей, видеть хорошее, правильное в их действиях;

  • вызывать у детей положительные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doktor_aybolit.odt30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей группы  ФНР

«Спешим на помощь к Доктору Айболиту. Дифференциация звуков С-Ш»

Цель занятия: дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять навыки различения на слух звуков С и Ш и правильного употребления их в речи;
  • закреплять в речи детей умение высказываться полной фразой;
  • обогащать словарный запас детей за счёт слов-антонимов и слов-квазиомонимов;
  • совершенствовать навык звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа;
  • развивать память, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление.

Корекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, вести здоровый образ жизни;
  • воспитывать доброту, отзывчивость, умение слушать товарищей,   видеть  хорошее, правильное в их действиях;
  • вызывать у детей положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Использование современных образовательных технологий:

  • технологии развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технологии развития фонематического слуха;
  • игровые технологии, направленные на  развитие восприятия и внимания.

Оборудование: персональный компьютер , компьютерная презентация «Доктор Айболит»; предметные картинки (шишки, с обратной стороны  которых наклеены изображения фруктов и ягод , в названии которых встречаются звуки С и Ш); картинки (крыса, крыша, каска, кашка, усы, уши, крыса, крыша) и кусочки верёвки с липучками на концах, изображения деревьев, высокой сосны, скалы; «Аптечка Доктора Айболита», «аптечки» с недостающим предметом, карточки с изображением больных животных (страус, слон, носорог, мартышка), изображения животных (собака, попугай, аист, синичка, индюк, бык, ослик), комплект букв на кругах — витаминках (С, П, А, С, И, Б, О); цветные карандаши; корзинка,  натуральные сосновые шишки для выполнения пальчиковой гимнастики и самомассажа рук.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети заходят в зал.

   Логопед:

   Мы говорим «Здравствуйте», а значит, желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.

«Здравствуйте» означает: будьте здоровы, живите долго.

Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом (Здравствуй, Олеся...)

Наши руки соединились, передали друг другу своё тепло, доброту.

Они нас подружили.

Как приятно держать друг друга за руку.

Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы. Мы здоровы.

РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

   Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

   А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

   Вдох-выдох — 3 раза

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

   Ребята, скажите, пожалуйста, что вы делаете для того, чтобы быть здоровыми?

(Делаем зарядку, умываемся, чистим зубы, кушаем овощи и фрукты, гуляем, пьём кислородный коктейль, фиточай...)

Давайте, споём песенку и покажем, что нужно ежедневно делать для того, чтобы не болеть!

Игра «Моем, чистим зубы»  О.С.Боромыкиной

Моем шею, моем уши.      Дети ладонями трут шею и уши.

Вытираем их посуше.        Имитируют растирание полотенцем.

Чистота всего дороже.       Грозят пальчиком правым и левым.

Мы и зубы чистим тоже.   Имитируют движениями чистку зубов вправо и влево.

Порошком, порошком.       Пальцы складывают в щепоть и посыпают правой рукой, левой рукой

Раз, два, три -                      Три хлопка в ладоши

зубы щёткой чище три!      Имитируют движениями чистку зубов в направлении сверху вниз.

Молодцы, как много вы знаете о том, как сохранить своё здоровье. Теперь вы, наверное, никогда болеть не будете.

Нам сегодня предстоит встреча, а с кем — вы узнаете, если отгадаете загадку:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ...(Айболит)!

Доктор Айболит прислал нам видеописьмо.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (I ФРАГМЕНТ)

  • Здравствуйте, дорогие ребята! Я  очень хотел встретиться с вами, но вот беда: в Африке неожиданно выпал снег и зверюшки простудились и заболели. Они лежат и плачут. Но мне одному не вылечить больных, срочно нужна ваша помощь. Поспешите, пожалуйста, к нам. Дорогу я запомнил, посмотрите на фотографии, запомните и вы!

(Слайды — фотографии)

  • Автобус
  • Лес
  • Сосна
  • Скалы
  • Воздушный шар
  • Пустыня

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

  • Хотите встретиться с Доктором Айболитом? Дорогу запомнили? Повторим, как  мы

будем добираться...

  • Какие звуки чаще всего сейчас мы произносили?

  Сегодня мы будем различать звуки С и Ш на слух , стараться правильно произносить их и преодолевать различные препятствия.

Давайте поспешим на помощь к Доктору Айболиту!

КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

Маршировка «Мы спешим, спешим, спешим,

                                                к Айболиту мы спешим!»

СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ С И Ш ПО АРТИКУЛЯЦИОННЫМ И АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

  • Какую 1 фотографию вам показал Доктор Айболит?

Автобус. Правильно, наше путешествие начнётся на автобусе. Но прежде нужно накачать шины.

Насосы в руки дружно взяли,

И шины туго накачали! С-С-С

Шины зашуршали по шоссе  Ш-Ш-Ш

Пока едем, вспомним, как правильно произносим звуки С и Ш

Актуализация имеющихся знаний у детей

  • Что делают наши губы, зубы, язык , когда мы произносим звук С? ( Когда мы произносим звук С наши губы улыбаются, между зубами щель, кончик языка упирается в нижние зубки)
  • Как работают губы, зубы, язык , когда мы произносим звук Ш? (При произнесении звука Ш наши губы округлены, зубы сближены, язык поднят чашечкой к нёбу)
  • Что ещё мы можем сказать про эти звуки? (Звуки согласные, глухие)
  • Почему вы так считаете? (Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта,  встречает препятствие).
  • Докажите, что эти звуки глухие (Прикладывают руку к горлышку).

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

  • Вспомним, что мы видели на 2 фотографии?

Да, мы подъехали к лесу. Идём по тропинке.

А в лесу живёт эхо...

Эхо, эхо, вот потеха! Не могу сдержать я смеха

Поиграю я в игру  - всё, что хочешь, повторю!

(Дети повторяют цепочки слогов и придумывают свои)

са-са-ша-са                      сна-сна-сна-шна

со-шо-со-со                     сну-шну-сну-сну

Пусть наши глазки немного отдохнут, выполним зарядку для глаз

Взгляд направим ближе, дальше, тренируем мыщцу глаз.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас.

1 — налево, 2 — направо, 3 — наверх, 4 — вниз,

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Что растёт на опушке леса? (Подошли к макету сосны)

  • На опушке леса растёт высокая сосна.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Упражнение в подборе антонимов.

Поиграем в игру «Было — стало», подскажите словечко:

 Раньше сосна была маленькая, а стала... большая

 Раньше она была тонкая, а стала...толстая

 Раньше она была низкая, а стала ...высокая

 Раньше она была молодая, а стала...старая

Закрепление в речи предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов.

Смотрите, что растёт на сосне? На сосне растут шишки.

Кто сидит на суку?                      На суку сидит сова.

Что стоит под сосной ?               Под сосной стоит корзиночка  с шишками. 

В старину такую корзиночку называли «туесок». Посмотрим, что там лежит.

Да это же настоящие сосновые шишки!

Массаж кистей рук с использованием элементов биоэнергопластики

                                                                                                Возьмите шишку в правую руку.

Снизу -  левой, сверху — правой, шишку я свою катаю.  Повернёмся друг к другу.

Поверну — а ты проверь — сверху левая теперь!

                                                                                   Кладём шишки в туесок, считаем.

СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ

(Кажый ребёнок кладёт и произносит : Одна сосновая шишка...)

Посмотрите, на сосне — волшебные витаминные шишки, Возьмём их в подарок.

Нужно сорвать шишку, назвать картинку, сказать, какой звук (С или Ш) ты слышишь в названии

Шиповник      брусника      ананас      вишня

Что мы можем приготовить из этих ягод и фруктов? (Чай, морс, сок компот)

ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Как назовём чай из шиповника? - Шиповниковый чай

Морс из брусники? - Брусничный морс

Сок из ананаса - Ананасовый сок

Компот из вишни - Вишнёвый компот.

Чобы вырасти сильными, крепкими и здоровыми, нужно обязательно кушать ягоды, фрукты — это самые полезные витамины. Положим их в корзиночку, они пригодятся нашим зверюшкам.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С И Ш В СЛОВАХ — КВАЗИОМОНИМАХ

 Подходим к  высокой скале. На скалу нужно взобраться!

На скале — картинки. Мы соединим картинки, похожие по звучанию, страховочным тросом.

мишка-миска       крыша — крыса

уши — усы           каска — кашка

Далее наше путешествие продолжится на воздушном шаре.

Мы спешим, спешим, спешим, к Айболиту мы спешим!

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (II ФРАГМЕНТ)

Расскажите, что увидели, пролетая на воздушном шаре и исправьте предложения:

Наш воздушный шар пролетает над  красивый мост.

                                                        Над вспаханное поле (пашня)

                                                        Над яблоневый сад

                                                        Над пустыня   -   прилетели в пустыню!

Мы должны помочь больным животным.

Смотрите, наверное, Доктор Айболит где-то близко, вот его чемоданчик!

Что там находится?

Градусник

Фонендоскоп

Микстура

Шприц

Грелка

Капли

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ТОНКОЙ МОТОРИКИ

 Чтобы вы могли ему помочь, Доктор Айболит приготовил маленькие аптечки, только в каждую забыл положить один предмет. Посмотрите на чемоданчик Доктора, запомните, что там лежит и дорисуйте недостающий предмет в своих аптечках.

  Теперь мы можем помочь больным животным. Вот они на кроватках (На мольберте — картинки )

Страус             болит горлышко

Носорог           насморк

Слон                капли для ушей

Мартышка      простудилась

Рассказать      Кто это?     Что у него болит?      Как мы его будем лечить?

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ (III ФРАГМЕНТ)

   Доктор Айболит (видеописьмо): Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы помогли больным животным! Мне понравилось ваше заботливое отношение к ним. Чтобы наши звери окончательно выздоровели и больше никогда не болели, я дам им витаминки. А вы, ребята, молодцы, вам я тоже приготовил витамины,чтобы вы всегда  были здоровыми.  

   А ещё мы хотим вам сказать волшебное слово. Подскажут это слово мои друзья, а прочитаете вы его сами. До свидания!

РАЗВИТИЕ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА

Достаём из коробки с надписью «ВИТАМИНЫ» буквы на картонных кругах (С,П,А,С,И,Б,О) и фотографии животных. По первым звукам названий животных составляем слово

С — собака

П — попугай

А — аист

С — синица

И — индюк

Б — бык

О — ослик

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

А сейчас нам пора возвращаться домой.  Что сегодня вам запомнилось? (Ответы детей)

Вы меня сегодня порадовали своими ответами. Молодцы, вы слушали ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

Давайте скажем на прощание:

До встречи, до свидания.

Добавим так же: будьте здоровы! ...

И завтра поиграем снова!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь»

Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе  «Доктор Айболит спешит на помощь» направлена на развитие у детей с нарушен...

Проект НОД с детьми подготовительной к школе группы по теме "На помощь Доктору Айболиту"

Проект создан с использованием mimio и игрового оборудования...

За помощью к доктору Айболиту"

Интегрированное занятое для дитей 4 - 6 лет...

Познавательное развитие "На помощь к доктору Айболиту"

Цель: развивать внимание, речь, воображение, двигательную и тактильную память, логическое мышление, творческие способности. Воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помогать игровому персона...

НОД "Машина скорой помощи для Доктора Айболита" в средней группе №2 "Медвежата" 02.05.2020 г.

НОД по рисованию в средней группе " Скорая помощь для Айболита" Цель: Научить детей рисовать машину скорой помощи.Задачи: расширять представление детей о работе машины «Скорой пом...

Познавательное интегрированное занятие "Спешим на помощь Айболиту" для детей старшего дошкольного возраста

Познавательное интегрированное занятие ля детей старшего дошкольного возраста с использованием робототехники....