"Звук и буква Ы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Костылева Оксана Николаевна

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_y.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Звук и буква Ы.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • познакомить со звуком Ы и буквой Ы;
  • научить характеризовать звук Ы.

Коррекционно – развивающие:

  • упражнение  в  делении  слов  на  слоги,  предложений  на  слова;
  • развитие  фонематических  процессов;
  • развитие  общей,  мелкой  и  артикуляционной  моторики.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитание  самоконтроля  за  поставленными  звуками.

Оборудование: зеркала,  картинка  для  звукоподражания,  предметные  картинки,  в  названии  которых  присутствует  звук  Ы,  буква  Ы,  дидактическое  пособие  «Согласный  звук», цветные  фишки  для  выкладывания  звуковой  схемы,  дидактическое  пособие    «Домик»,  наборы  для  выкладывания  слоговой  схемы  и  схемы  предложения.  

Ход  занятия

1. Организационный  момент.

Выделение  из  текста  слов  со  звуком  Ль.

Ливень,  ливень  льет  везде.

Рады  птички  в  гнезде:

- Мама  дома  посидит,

Никуда  не  улетит.

2. Развитие  общей  моторики.

В  пограничников  играем,                             Идут  друг  за  другом,

Землю  нашу  охраняем.                                         маршируя.

Мы  гурьбой  садимся  в  санки,              Бегут  друг  за  другом,  размахивая

Мчимся вихрем в жаркий  бой.        над  головой  воображаемым  оружием.                                    

Мы  танкисты,                                           Идут  друг  за  другом,

Санки -  танки -                                          приложив  руку  к  голове

Враг -  сугробы  под  горой.                           (козырьку).

3. Развитие  мелкой  моторики.

 Вышли  танки  на  парад,        «Шагают»  пальчиками  по  столу.

Стали  строем  ровно  в  ряд.                           Ладони  прижаты    друг  к  другу.

Раз,  два,  три,  четыре,  пять –        Соединяют  попарно  пальцы

Очень  просто  их  считать.                             правой  и  левой  рук.

4.  Массаж  лица.

5.  Развитие  мимических  мышц.

6.   Развитие  артикуляционной  моторики.

  • спокойное  открывание  и  закрывание  рта;
  • поднимание  верхней  губы   (видны  верхние  зубы),  опускание  нижней  губы (видны  нижние  зубы);
  • «лошадки»;
  • «грибок»

7. Работа  над  развитием  дыхания  и  голоса.

8. Объявление  темы  занятия.

Сегодня  я  в  гости  пригласила  мишку  косолапого (логопед  выкладывает  картинку  для  звукоподражания  на  доску).  А  вот  какой  звук  он  любит  произносить  больше  всего: Ы – Ы – Ы.  С  этим  звуком  мы  будем  познакомимся  на  занятии.

9. Акустико – артикуляционный  образ  звука.

Произнесение  звука  Ы  логопедом,  а  затем  детьми  хором  и  индивидуально.  Характеристика  звука  Ы.  звук  Ы -  гласный  (язык  спокойно  лежит  на  дне  ротовой  полости (домика),  воздушная  струя  выходит  свободно, не  встречает  преграду),  обозначаем  его  фишкой  красного  цвета.

10. Связь  звуков  и  буквы.

Все  на  свете  рыбаки

Очень  любят  букву  Ы.

Без  Ы  не  будет  рыбы,

За  это  Ы  спасибо.

11. Развитие  фонематического  слуха.

Из  четырех  произнесенных  слов  дети  должны  назвать  то,  которое  по  звуковому  составу  непохоже  на  остальные  три.

Мак – бак – мышка – так.

Том – дом – сынок – ком.

Лимон – вагон – сыр – бутон  и  т.д.

12. Закрепление  звука  в  слогах.

Звуковой  анализ  слогов  ЫМ  и  МЫ.  Логопед  выкладывают  схемы  слогов  на  доске,  а  дети  стараются  сказать,  какая  из  схем  к  какому  слогу  подходит.  

13. Закрепление  звука  в  словах.

Определение  места  звука  Ы  в  словах – названиях  картинок. Деление  слов  на  слоги  с  выкладыванием  графической  схемы  и  указанием  на  схеме  заданного  слога.

14. Закрепление  звука  в  предложениях.

Логопед  чертит  на  доске  схемы  предложений  из  трех,  четырех,  пяти  слов,  а  дети  стараются  составить  к  ним  предложения  со  словами  названиями  картинок.

15. Закрепление  звука  в  тексте.

Выделение  из  текста  слов  со  звуком  Ы.

Три  хозяйки.

Что  за  сестры – прямо  чудо!

Эта  вымыла  посуду,

Та  посуду  вытирает,

Ставит  все  на  полки.

Ну  а  третья  подбирает

На  полу  осколки.

16. Итог  занятия.

С  каким  звуком познакомились?  

Какой  это  звук?

Вспомните  слова  со  звуком  Ы  в  названии. (Предварительно  логопед  убирает  картинки  с  доски).

17. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....