Звуки С- С'
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Башмакова Татьяна Викторовна

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_s-s.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«ЗВУКИ [С] – [С’]»

Цель:

Учить детей дифференцировать звуки [с], [с’].

Задачи:

- Закрепление качественных характеристик звуков [с], [с’].

- Закрепление правильного произношения и различения звуков [с] и [с’].

- Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.

- Определение места звука в слове.

- Упражнение в подборе родственных слов.

- Развитие памяти, внимания.

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, способности адекватно оценивать свою работу.

Оборудование:

Зеркала, изображения двух девочек, синие и зеленые сигнальные карточки, елка со снежинками, предметные картинки на [с], [с’], домики с картинками для игры «Свет в окошке», конверты с образцом правильно выполненного задания, фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли две девочки, две подружки. Они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте постараемся, чтобы они остались довольны.

2. Артикуляционная гимнастика.

 Для того чтобы четко и правильно говорить, нужно сначала потренировать свой язычок.  Покажем девочкам, как мы делаем артикуляционную гимнастику. Сначала мы им весело улыбнемся (упражнение «Улыбка»), покажем зубки: у кого белее? (упражнение «Почистим нижние зубки»), покажем язычок (упражнение «Лопаточка»),  пошлепаем его (упражнение «Наказать непослушный язычок»). А теперь наш язычок превратился в кошечку и сердито выгнул свою спинку (упражнение «Киска сердится»). Оставим кончик языка за нижними зубами, сомкнем зубки, улыбнемся и пустим ветерок (упражнение «Насос»).

3. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадку:   Покружилась звездочка в воздухе немножко,

                                    Села и растаяла на мою ладошку.   (Снежинка)

Какой первый звук в слове «снежинка»? (Звук [с]).        

Давайте расскажем, как мы его произносим. Дети описывают артикуляцию звука [с], дают характеристику: согласный, твердый.

Логопед обращает внимание детей на доску (на доске четыре картинки: собака, стакан, санки, синица), предлагает найти лишнюю. Дети находят, объясняют свой выбор (синица, потому что во всех словах звук [с] твердый, а в этом – мягкий).

Какой первый звук в слове «синица»? (звук [с’]).

Характеристика звука: согласный, мягкий.

Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и находить их в словах. А помогут нам девочки.

4. Давайте придумаем нашим девочкам  такие имена, чтобы они начинались со звуков [с] и [с’]. (Соня и Сима). И покажем, как четко мы научились произносить звуки.

5. Воспроизведение слоговых рядов.

         са-са-ся                 ся-ся-са                   ся-са-са

         са-ся-ся                 са-ся-са                   ся-са-ся

6. Игра «Наоборот»

Логопед предлагает детям заменить твердый звук на мягкий.

Са-са-са – ся-ся-ся             су-су-су –  сю-сю-сю           сэ-сэ-сэ –се-се-се            

Со-со-со -  сё-сё-сё            сы-сы-сы – си-си-си             ас-ас-ас – ась-ась-ась      

7.Различение [с] – [с’] на слух. Игра «Будь внимателен!»

Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синим). А мягкие? (Зеленым).

А теперь посмотрим, как вы умеете слушать и слышать. Я буду произносить слоги и слова, а вы внимательно слушайте. Если услышите твердый звук [с], поднимите синюю сигнальную карточку, а если мягкий - зеленую.

Са, ся, си, со, су, се, ас, ась, ос, ось, усь;

Сад, сядь, Саня, Сема, Сеня, усы, усики, сухой, сутки.

8.Произнесение и различение звуков [с] - [с’] в словах. Игра  «Сдуй снежинку с дерева».

Посмотрите, сколько снежинок вьюга принесла на наше дерево. Снежинки не обычные, а с картинками. Вы будете  по одному подходить и дуть на снежинки, как ветерок: с-с-с-с…  Назовите картинку и скажите: какой звук в слове твердый или мягкий. Снежинки со звуком [с] мы подарим Соне, а снежинки со звуком [с’] – Симе.

Игра «Подарим картинки Соне и Симе».

Вот как много снежинок теперь у девочек. А что они будут с ними делать? (Предположения детей: можно поиграть в снежки, слепить снеговика…)

9. Упражнение в подборе родственных слов. Игра «Доскажи словечко».

А вы знаете, от какого слова произошло слово «снеговик»? (От слова «снег»). От этого слова произошло и много других слов. Я буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова связанные со словом «снег».

Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег).

С неба все скользят пушинки-

Серебристые …(снежинки).

На поселки, на лужок

Выпал беленький … (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее … (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

На деревьях шубка нежная

Ведь зима такая … (снежная)

Словно в белый пуховик

Нарядился  ... (снеговик).

Вот сколько слов, связанных со словом «снег», мы с вами придумали.  Как называют такие слова? (Родственные).

10. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

Мы подуем далеко: с-с-с. (руки вперед)

Мы подуем высоко: с-с-с (руки вверх)

Мы подуем близко: с-с-с. (руки перед грудью)

Мы подуем низко: с-с-с. (присесть)

Упражнение: «Подуй на снежинку»

11. Наши подружки Соня и Сима тоже  приготовили для вас игру. Игра называется «Свет в окошке».

На столах у детей домики с четырьмя окошками и конверт с восклицательным знаком.  В окошках картинки, в названии которых имеется звук [с] в разных позициях.  В конверте маленький домик с желтыми и синими окошками – образец правильно выполненного задания, схема слова, карточка с буквой с.

Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки, определить место звука в слове и закрыть картинки желтыми квадратиками в том случае, если звук [с] находится в начале (середине, конце) слова. Сказать в каких окошках (на каком этаже, справа или слева) «зажегся свет». В конвертике с восклицательным знаком – контрольный вариант. Проверь себя и оцени свою работу! Дополнительное задание (детям, которые быстро справятся с заданием): расположи букву с на схеме (для каждого слова).

12. С заданием справились. Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение. А вы внимательно слушайте и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [с] и [с’].

                     Все снег да снег.

Все снег да снег, весь лес стоит в сугробах,

Седые сосны искрами блестят,

Сверкает снег и на лесных дорогах,

Спокойно все кусты под снегом спят…

              Весь лес стоит в спокойной светлой сказке,

              Тут славно потрудился Дед Мороз:

              Он быстро спрятал все лесные краски

              И скатерть белую с собою в лес принес.

Логопед спрашивает, о чем стихотворение.

Дети вспоминают слова со звуками с, с. За правильный ответ получают фишку.

13. Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали?

Что на занятии было для вас самым интересным?

Какое задание было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...