конспект открытого занятия для детей среднего возраста на тему: "Какие бывают дома".
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Цыганкова Жанна Валерьевна

Какие бывают дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_doma.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического  занятия для ребенка среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему:  «Какие бывают дома».

Коррекционно-образовательные цели: Познакомить ребенка с разными типами домов и частями дома.  Дать представление о строительных материалах, из которых они сделаны. Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (учить образовывать слова-антонимы). Совершенствовать  слоговую  структуру слова (упражнять в передаче ритмического рисунка слов). Упражнять в четком произношении звуков и звукоподражаний. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Коррекционно-развивающие цели: Активизировать речевую деятельность. Совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и пространственное восприятие, внимание, память. Развивать дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движений.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему дому.

Оборудование: Платковая кукла «Маша»; картонный домик; картинки: бегемот, слон, щенок; видео презентация «Какие бывают дома»;  мр 3 Железновых: «Тук, ток», «Я хочу построить дом»; дидактическая игра «Разноцветные домики»; картинки-заготовки для рисования пальчиковыми красками; пальчиковые краски.

Ход занятия

1.        Организационный момент. (Формирование положительной установки на участие в занятии).

Ребенок сидит за столом на стульчике. На столе стоит картонный домик.

Логопед. Юра, сегодня к нам в гости пришла девочка Маша. Она никогда не была у нас в гостях,  и ей очень хочется посмотреть, как ты занимаешься, отвечаешь  на вопросы и рисуешь.

Давай покажем Маше хороший пример поведения на занятии.

Юра, скажи, как называется этот предмет?  Логопед показывает указательным жестом на домик. (Дом)

 Сообщение темы занятия.

Логопед. Правильно, это дом. Сегодня мы будем говорить о доме.

Логопед: Как ты думаешь, что такое дом?

Дом – это жилое помещение, где мы живем, куда приходим из детского сада, с работы.

Вот красивый дом стоит,

Двери в нём мы открываем,

И друзей мы там встречаем

(Логопед достает из домика  героев артикуляционной гимнастики)

Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)

Логопед объясняет ребенку, как следует сесть перед зеркалом — прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на стол. После каждого упражнения обязательно дает ребенку время для расслабления. Каждое упражнение выполняется по 3—5раз.

Во время проведения артикуляционной гимнастики логопед находится рядом с ребенком — сидит на маленьком стульчике так, чтобы ребенок видел его лицо в зеркале. Показывает картинку, поднимая ее над головой ребенка, и он видит ее в зеркале. Далее логопед выполняет артикуляционные упражнения, а ребенок повторяет их и контролирует свои действия, глядя на отражение.

Логопед. Посмотри на этого веселого бегемотика. Видишь, как широко он открывает рот? Давай сделаем так же.

Ребенок  широко открывает рот.

Логопед. А теперь посмотри, как улыбается маленький щенок. Растяни губы, покажи зубы.

Ребенок растягивает губы, обнажив сжатые зубы.

Логопед. А вот этот слоненок родом из Африки. Видишь, какой у него длинный хоботок? Попробуй вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли ты это делаешь.

Ребенок вытягивает губы вперед «хоботком».

Логопед. Ты молодец! Слоненку понравилось, как ты делаешь упражнение.

Логопед: Юра, а  как  ты думаешь, все  ли дома одинаковые? (Ответ ребенка)

Давай посмотрим и сравним, какие бывают дома.

  1. Видео презентация «Какие бывают дома». (Расширение и активизация  словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи)

Ребята, посмотрите как много разных домов за окном. Во всех этих домах живут люди.

У каждого дома есть крыша, стены, труба, окно, дверь.

Ребята, называйте части дома.

4. Игра «Хлопушки». (Упражнение в передаче ритмического рисунка слов)

Логопед совместно с ребенком прохлопывают слова: кры-ша, сте-ны, тру-ба, ок-но, дверь.

А вы знаете, что когда-то у людей не было домов? Первые люди прятались от дождя, холода и ветра в пещерах. Потом, люди научились строить дома.

Сначала дома строили из того, что было под рукой: из камня,

из глины,

из дерева.

Давайте рассмотрим и сравним, какие сегодня строят дома для людей.

Посмотрите на домик, который находится слева. Что можно сказать о его высоте? Он высокий или низкий?  (Низкий)

Посмотрите на домик, который находится справа. Что можно сказать о его высоте? Он низкий или высокий?  (Высокий)

 В низком доме строители сделали всего 1 этаж. Такой дом называют – одноэтажный.

Ребята, повторяйте, новые слова. (Ребенок  повторяет)

В одноэтажном доме чаще всего живет одна семья.

В  высоком доме – много этажей. Такой дом называют – многоэтажный.

Ребята, повторяйте новые слова. (Ребенок  повторяет)

В многоэтажном доме много квартир, значит и семей там живет … сколько?

(Много.)

Правильно, много.

У каждой семьи жильцов этого дома есть свое жилье. Как мы его называем?

Квартира.    Ребята, повторяйте новые слова. (Ребенок повторяет)

Юра, надо ли,  заботиться о своем доме? (Да.)

Правильно, надо содержать дом в чистоте, не сорить в доме и возле него.

А еще, дома мы можем услышать разные звуки.

5. Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?» (Упражнение в четком произношении звуков и звукоподражаний)

Например, пылесос гудит: «У-у-у».

 Как гудит пылесос? (У-у-у).

Вода капает из крана: «Кап-кап-кап».

Как капает вода из крана? (Кап-кап-кап). И т. д.

Как свистит чайник? (С-с-с).

Как звенит будильник? (З-з-з).

Как папа стучит молотком? (Тук-тук-тук).

Молодец! А теперь, давай покажем, как папа стучит молотком.

6. Подвижное упражнение «Тук, ток». (Развитие общей моторики, координации движений)

Движения выполняются в соответствии с текстом по показу логопеда

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток,

Бьёт кулак как молоток.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки… 2 раза

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок… 2 раза

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки… 2 раза

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки. 2 раза

                  Екатерина и Сергей Железновы

7. Дидактическая игра  «Разноцветный домик». (Закрепление  представлений о   геометрических  фигурах;  развитие пространственного  и зрительного восприятия)

Посмотри на домики. Они одинаковые или разные? (Разные)

Каждое окошко в домиках имеет свою форму.

Подбери геометрическую фигуру в соответствии с прорезью и закрой окошки в домиках. (Ребенок выполняет задание)

Назови фигуры, которыми ты закрыл окошки в домиках. (Ответ ребенка)

Молодец! Ты отлично справился!

Посмотри, вокруг каждого домика растут красивые цветы.

8. Дыхательная гимнастика «Цветы». (Развитие дыхания)  

Вдыхаем аромат цветов (показ логопеда). На выдохе – «А-а-ах!». Повторяем упражнение 3-4 раза.

А сейчас, я предлагаю тебе построить очень красивый дом!

9. Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом». (Развитие тонкой моторики)

Движения выполняются по показу логопеда в соответствии с текстом

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нем.

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял.

Чтоб на травке жил жучек,

Бегал быстрый паучок.

Солнце было, дождик шел,

Чтоб тюльпан в саду расцвел.

Чтоб флажок на доме был,

А за домом ёжик жил.

10.  Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов». (Развитие тонкой моторики)

Логопед показывает картинку с изображением дома

Логопед. Наступил вечер, стало темно. Нужно включить свет и тогда загорятся ярким светом окна в домах. Давай поможем, зажжем яркий свет в окнах. Окунай пальчик в желтую краску и приставляй  его к окошку.

 (Ребенок выполняет задание)

11. Окончание занятия. (Оценка деятельности ребенка).

 Молодец! У тебя отлично получилось! А теперь,  давай вспомним, о чем мы сегодня говорили? (О домах)

Какие бывают дома, одинаковые или разные? (Разные)

Какие части есть у дома? (Ответ ребенка)

Есть дома высокие и …. (Низкие)

Если у дома один этаж, то его называют …. (Одноэтажным).

Если у дома много этажей, то его называют … (Многоэтажным).

Я думаю, что Маше очень понравилось у нас в гостях. Она обязательно расскажет своим друзьям, какой ты замечательный и умный ребенок.

А теперь занятие окончено. Ты можешь идти в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для детей средней группы "В мире животных" /"Как звери зимуют"/

Представленный конспект направлен на развитие речи и мелкой моторики....

Конспект открытого занятия для детей среднего дошкольного возраста "Повторение состава числа 5.Геометрические фигуры".

Данный конспект поможет педагогам детских садов помочь  развить у детей элементарные математические представления о цифрах и геометрических фигурах....

Конспект открытого занятия для детей средней группы. Сюжетная прогулка: «В ГОСТЯХ У ОСЕНИ».

Закрепить умение составлять группу из отдельных предметов, пользуясь словами «много», «один», согласовывать числительное с существительным в роде и числе. Закреплять знание цветов, умение группировать...

Конспект открытого занятия для детей средней группы «Свойства воды»

Конспект открытого занятия для детей средней группы«Свойства воды»Образовательные: Закреплять у детей знание о разных свойствах воды: не имеет формы, вкуса, запаха, вода про...

Конспект открытого занятия в группе среднего возраста

материал предназначен воспитателям, работающим с детьми 4-5 лет...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Тема: «Какие они-предметы?!»

Цель: Закрепление знания о свойствах предметов, умение находить признаки их    сходства и различия, объединять предметы в группу по общему признаку.Задачи:1) Уточнить представления о ср...