Логопедический проект по развитию ритмической и динамической стороны речи «Игры с Пеппи»
проект по логопедии

Костина Светлана Михайловна

В материале описан практико-ориентированный долгосрочный проект по формированию темпо-ритмических характеристик речи детей с ОНР, ФФН, а также для работы с детьми по развитию выразительности речи и профилактике речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kostinoy_sm.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

по развитию ритмической и динамической стороны речи

«Игры с Пеппи»

Выполнила

учитель-логопед МАДОУ «Светлячок»

г.о.г. Первомайска

Нижегородской области

Костина Светлана Михайловна

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Цель и задачи проекта………………………………………………........5
  3. Планирование проекта……………………………………………………7
  4. Практическая часть проекта………………………………………………9
  5. Литература………………………………………………………………...14

                                                

Пояснительная записка

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

И.М. Сеченов писал, что «… всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму.

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма необходимо  заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

 Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение слоговой структуры слова, смазанность, нечеткость звукопроизношения. 

Цель проекта: развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей с ОНР (3 уровень речевого развития)

Задачи проекта:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей об окружающем, согласно тематическому плану;
  • активизировать словарь по лексическим темам;
  • совершенствовать грамматическую сторону речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание, музыкальный, звуковой, динамический слух;
  • совершенствовать пространственную организацию движений, общую и мелкую моторику, мимику;
  • развивать физиологическое и фонационное дыхание, чувство ритма;
  • закреплять навык правильного употребления звуков в различных формах и видах речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную выразительность речи.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (в течение учебного года).

Состав участников: подгруппа детей старшего возраста с логопедическим заключением ОНР (3 уровень речевого развития)

Психолого-педагогическая характеристика детей:

Подгруппа 5детей с ОНР ( 3 уровень речевого развития)

Из них: 2 детей со средним уровнем речевого и сенсорного развития,

             3 детей с низким уровнем речевого и сенсорного развития.

Возраст 5 – 5,5 лет, первый год обучения.

Материально-технические ресурсы: MP3-проигрыватель, подборка музыкальных дисков по логоритмике, предметные, сюжетные картинки, игрушки, кукла Пеппи.

Планирование проекта:

Этап

Название занятия

Сроки

Подготови-

тельный

Диагностика детей

1-2 недели сентября

Основной

  1. «Знакомство с Пеппи»

(Лексическая тема «Я и моё тело»)

  1. «Во саду ли, в огороде…»

(Лексические темы «Фрукты», «Овощи»)

сентябрь

3-4. «Прогулка в осенний лес»

(Лексическая тема «Грибы», «Ягоды»)

5-6.«Осенние краски»

(лексическая тема «Осень»)

октябрь

     7-8. «Наряды Пеппи»

    (Лексическая тема «Одежда, обувь»)

     9-10. «На кухне у Пеппи»

    (Лексическая тема «Посуда», «Продукты

     питания»)

ноябрь

     11-12. «Фея зима»

     (Лексическая тема «Зима»)

     13-14. «Путешествие в новогоднюю

     сказку»

декабрь

     15-16. «Эх, качусь я с горки…»

      (Лексическая тема «Зимние забавы»)

     17-18. «Прогулка в зимний лес»

      (Лексическая тема «Дикие животные»)

январь

      19. «Синичкин календарь»

       (Лексическая тема «Зимующие птицы»)

      20-21. «А у Пеппи во дворе…»

       (Лексическая тема «Домашние птицы»,

          «Домашние животные)  

      22. «Три богатыря»

       (Лексическая тема «День защитника

          Отечества»)  

февраль

      23 – 24. «Добрые советы»

      (Лексическая тема «Мамин праздник»)

      25. «Мамы всякие важны»

      (Лексическая тема «Профессии наших

        мам»)

      26. «В гостях у Пеппи»

      (Лексическая тема «Дом. Мебель. Семья»

март

      27-28. «О чём плачет сосулька»

      (Лексическая тема «Весна»)

      29-30. «Мы едем, едем, едем…»

      (Лексическая тема «Транспорт»)

апрель

       31-32. «С Пеппи на лугу»

       Лексическая тема «Насекомые. Цветы»

       

май

Заключи-

тельный

       33. «Старик-годовик»

       (Обобщение по теме «Времена года»)

      34.»Путешествие с Пеппи в страну

          Фантазий»

          (обобщение пройденных тем)

май

июнь

Практическая часть проекта

Конспект занятия по логопедической ритмике «Знакомство с Пеппи»

(Лексическая тема «Я и моё тело»)

Цель: развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о теле человека, активизировать словарь;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание;
  • совершенствовать пространственную организацию движений, общую и мелкую моторику, мимику;
  • развивать физиологическое и фонационное дыхание, чувство ритма;

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональную выразительность речи.

Материально-технические ресурсы: костюм Пеппи-длинный чулок, mp3-проигрыватель, музыкальные диски, зеркало, мячики – ежики, игрушки 

Примерный ход

Организационная структура

Деятельность логопеда

Деятельность детей (примерные ответы)

1.Мотивация к деятельности

Логопед переодевается в героя книги – Пеппи- длинный чулок.

Пеппи: «Здравствуйте, дети! Я пришла к вам из сказочной страны, хочу с вами подружиться и поиграть. Давайте познакомимся и поздороваемся»

   Упражнение «Приветствие»

   Пеппи: «Споём: здрав-ствуй-те». Показывает «лесенку» правой рукой. Затем обращается к каждому ребёнку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов)

Дети выполняют действия по образцу.

Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т.д.

2.Самоопределение к деятельности.

Пеппи: «Вот и познакомились. Мне так хочется с вами поиграть, но мои руки и ноги меня не слушаются. Что же мне делать?»

Пеппи: «Это очень скучно… Может, сделаем зарядку под музыку?»

Звучит «Марш» Н. Богословского.

 

Дети: «Надо делать зарядку!»

 

Дети в темпе марша входят в зал.

3.Коррекционно-развивающий блок

Дыхательные и артикуляционные упражнения.

 Пеппи: «Давайте начнём нашу зарядку с упражнений для язычка»

Игроритмика «Две руки»

Пеппи:

Смотрите-ка, вот 2 руки:

Правая и левая!

Они в ладоши могут бить

Правая и левая!

Они мне могут нос зажать

Правая и левая!

Ладошкой могут рот прикрыть

Правая и левая!

А могут ласковыми быть

Правая и левая!

Игровой массаж «Мимическая зарядка»

 Здесь живёт Хмурилка

Здесь живёт Дразнилка

Здесь живёт Смешилка

Здесь живёт Страшилка!

Это носик Бибка!

А где твоя улыбка?

Пеппи: «Молодцы! А теперь покажите мне какие вы внимательные…»

Игра на внимание: «Нос, пол, ухо». Пеппи называет поочередно предметы и указывает на них. (Нос, пол, ухо...) Затем начинает путать детей (например, называет нос, а показывает ухо). Детям надо быть внимательными и не ошибаться.

Массаж пальцев рук (под музыку)

Пеппи:. Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

«Ежиковый массаж» 

Ежик, спрячь свои иголки,

Мы же дети, а не волки.

Спрячь свои иголки, еж.

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Еж иголки отряхнул,

Еж свернулся и заснул.

Пеппи: « Мы много занимались,

Хорошо тренировались.

Ночь пришла, темноту привела,

Ложись, отдохни, да смотри, не усни!»

Релаксационные упражнения под музыку

Игроритмика «Разноцветная радуга»

Пеппи раздаёт игрушки и предлагает с ними потанцевать

(Музыка Г. Гладкова)

  «Вот и утро наступило,

 Раз, два, три, четыре, пять,  Глазки дружно мы открыли,

 Предлагаю станцевать».

Дети перед зеркалом выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Дети произносят слова, сопровождая их движением.

Дети повторяют за педагогом стихи и движения

Дети показывают пальчиком на те же предметы.

Дети: «Ёжик»

Дети выполняют массаж мячиками-ежиками.

Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами.

Дети танцуют.

4.Рефлексия

Пеппи: «Ну, что, весело мы провели время? Помогли ручкам и ножкам лучше двигаться?»

Подведение итогов.

Прощаются с Пеппи

Литература:

  1. БабушкинаР.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Под ред. Г.А.Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.
  2. Воронова А.Е. Лошгоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5- 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмичесие занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2010.
  4. Филатова Ю.О., Гончарова Н.И., Прокопенко Е.В. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием/ Под ред. Л.И.Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие Животные"

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи в общеразвивающей разновозрастной группе с интегрированной формой обучения лексическая тема "Дикие ж...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...

Технологическая карта музыкального занятия с детьми средней группы «Путешествие в цирк. Развитие ритмического и динамического слуха на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности», составил музыкальный руководитель Наприенко Е.В.

За Цель: развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:Слу...