Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя на логоритмических занятиях с детьми с ОНР"
статья по логопедии по теме

Бекасова Анна Юрьевна

Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, учителю-логопеду и учителю-дефектологу в работе с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logoritmika.docx23.62 КБ
Файл logoritmika_prezentatsiya.pptx2.93 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств, содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Три кита, на которых стоит логоритмика:

  • Движение
  • Музыка
  • Речь

В логоритмике выделяют два направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов:

  • Совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
  • Регуляция мышечного тонуса;
  • Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
  • Активизации всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей с нарушениями речи и корректирование этих нарушений. Эта работа включает в се6бя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением;  воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании  с какой-либо основой: под музыку, под счёт или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Принципы построения логоритмических занятий.

Занятия логоритмической ритмикой для детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, проводятся не менее двух раз в неделю.

Занятия проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и учитель-дефектолог. В них принимает участие также и воспитатель, работающий с данной группой детей.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

Дефектолог включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды внимания и памяти.

Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у детей затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм.

Таким образом, на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми с нарушениями речи.

Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:

  • Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки.

Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу различного характера, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.

  • Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений, в зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы.
  • Заканчивается любое логоритмическое занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию. Также заключительная часть, предполагает подведение итогов занятия.

Дети, отвечая на вопросы педагога, ещё раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.

Логоритмическая  работа включает в себя три этапа:

  • Подготовительный;
  • Этап формирования первичных произносительных навыков;
  • Этап формирования коммуникативных умений.

Так, на подготовительном этапе используются упражнения на развитие:

- общих речевых навыков - дыхания, голоса, различные распевки, с движением и без;

- упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а затем и на речевом материале;

- артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики;

- игры на развитие всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой);

- упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (шумовые, музыкальные звуки);

- подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, расширение словарного запаса, закрепление в речи детей определённых грамматических конструкций);

На этапе формирования первичных произносительных умений (постановка звука и его автоматизация сначала в изолированном виде, затем в слогах и словах) на логоритмических занятиях в основной части проводятся следующие упражнения:

- на выработку длительного направления выдоха (под музыку, с метрическим акцентом);

- упражнения в произнесении вновь поставленных звуков в изолированном виде; затем в слогах (звукоподражании), в сочетании с движениями, как мелкими, так и общими;

- речь с движением, чтение чистоговорок, стихов, а также мелодекламацияй2 и пение простых песенок и попевок, включающих многократно повторяющиеся слова, содержащие автоматизируемые в данный период звуки;

- развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха; дети учатся определять наличие заданного звука в слове, подбирать слова, содержащие тот или иной звук.

- упражнения, направленные на формирование всех качеств: произвольного внимания и памяти, коллективные подвижные игры с правилами, игры соревновательного характера, в которых у детей вырабатывается выдержка, умение соблюдать заранее установленные правила, способность не только побеждать, но и спокойно относиться к проигрышу;

- задания, связанные с развитием музыкального ритма, метра и темпа в сочетании с разнообразными движениями;

- игры по расширению словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий, развитию грамматического строя речи, умению связно излагать свои мысли.

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

На этапе формирования коммуникативных умений используются дидактические задания, включающие речевой материал, насыщенный соответствующими звуками, - это могут быть разнообразные стихи, песни, считалки, народные потешки и т.п.

На завершающем этапе, мы возвращаемся к хорошо знакомым детям играм, но используем достаточно сложный материал. Эти дидактические игры способствуют выработке у детей интонационной выразительности речи. Также используем на этом этапе, разнообразные творческие задания: инсценировки песен, стихов, разыгрывание по ролям сценок из любимых сказок.

В нашем детском саду мы работаем с детьми с ОНР от I до III уровня. Дети с ОНР характеризуется не только нарушением звукопроизношения и ритмико-слоговой структуры слова, но и несформированностью лексической и грамматической стороны речи, нарушением моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения. Для достижения оптимальных результатов логоритмики, на занятиях должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Занятия должны помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию поиска, поощряя любое усилие, с его стороны радуясь его творческим успехам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад «ДОБРЫНЯ» «Взаимодействие учителя - дефектолога и музыкального руководителя на логоритмических занятиях с детьми с ОНР» Блинова Анастасия Константиновна учитель – дефектолог Бекасова Анна Юрьевна музыкальный руководитель в.к.к. Абакан 2018 г .

Слайд 2

Л огопедическая ритмика - комплексная методика включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания.

Слайд 3

Логоритмика Музыка Движение Речь

Слайд 4

Направления в работе с детьми: развитие неречевых процессов развитие речи детей с нарушениями и корректирование этих нарушений

Слайд 5

Принципы построения логоритмических занятий.

Слайд 6

Схема логоритмического занятия: Вводная часть Основная часть Заключительная часть

Слайд 7

Подготовительный; Этап формирования первичных произносительных навыков; Этап формирования коммуникативных умений. Этапы логоритмической работы:

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно  объясняет ...

"Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"

Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Технология исследовательской деятельности с детьми на музыкальных занятиях»

Знакомство участников районного методического объединения музыкальных руководителей с опытом использования познавательно-исследовательской деятельности  на музыкальных занятиях....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. Включение логоритмических игр и упражнений в структуру логопедических занятий.

Для включения в структуру логопедического занятия логоритмических игр и упражнений необходимо взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя, т.к. музыкальные и логопедические занятия име...

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьей - эффективное условие коррекционно- развивающей работы с детьми ЗПР.

Успешность коррекционно-развивающей среды зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...