Конспект фронтального занятия в старщей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гостях у бабушки Федоры"
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Конспект занятия о посуде, её видах, предназначении. выстроен в виде увлекательного путешествия к бабушке Федоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_konkurs.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

Конспект фронтального занятия

в старшей группе компенсирующей направленности

по теме: «Посуда. В гостях у бабушки Федоры»»

Подготовила:

Учитель-логопед

Чикина Е.А.

Цели:

Коррекционно-образовательные: систематизация и обобщение знаний детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»; развитие грамматического строя речи (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, закрепление в речи относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие:  развитие зрительно внимания и восприятия, логического и образного мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, связной речи.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; умения доводить начатое дело до конца, воспитание чувства сопереживания, уважения к старшим.

Оборудование: запись мультфильма «Федорино горе», муляж дома, стол, стулья, столы красного, синего и зелёного цветов, презентация для занятия со слайдами для заданий, конверты с разрезными картинками (чайник, кастрюля, сковорода, образцы собранных картинок), муляж дерева, набор детской пластмассовой посуды (кастрюля, сковорода, тарелка, чайник, ложка, вилка, нож, чашка), рисунки посуды с отсутствующими элементами (чашка без ручки, сковорода без ручки, ложка без ручки, кастрюля без ручки, чайник без носика, тарелка без дна), простые карандаши, сладкие подарки.

Предварительная работа: чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихотворения о посуде  и движений для динамической игры «Посуда».

Содержание занятия

1. Оргмомент.

Дети пришли в музыкальный зал для просмотра мультфильма. Занавес закрыт. Из-за закрытого занавеса доносится отрывок из стихотворения К. Чуковского «Федорино горе» (мультфильм). Занавес открывается: стоит стол, стулья, на экране идёт отрывок из мультфильма «Федорино горе».

2. Сообщение темы и целей занятия.                  

- А кто из вас догадался, отрывок из какого произведения мы с вами сейчас увидели? (К. Чуковский «Федорино горе»).

- Давайте вспомним, что случилось у Федоры? (От неё сбежала посуда)

- А почему это произошло? (Она плохо обращалась с посудой: не мыла её, била). Федора очень жалеет, что так вела себя и просит нас помочь вернуть ей посуду и научить, как правильно с ней нужно обращаться. Нас ждут интересные задания и игры, выполнив которые, мы поможем Федоре вернуть её посуду.

Но чтобы приступить к поискам, мы должны знать, что искать.

- Какую посуду вы знаете, перечислите.

- Для чего нам нужна посуда? (готовить, хранить пищу и кушать из неё).

3. Дидактическая игра «Третий лишний». 

- Сначала давайте отыщем посуду среди других предметов. На экран выводятся по три картинки (1 картинка: кастрюля, апельсины, яблоки; 2 картинка: хлеб, тесто, сковорода; 3 картинка: диван, тарелка, шкаф), детям нужно в каждой группе картинок отобрать посуду и объяснить свой выбор.

4. Дидактическая игра «Собери картинку».

- Некоторая посуда разбилась и нам придётся её собрать по кусочкам. Для этого мы разделимся на три команды (на одежде у детей заранее прикреплены круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Стоят столы аналогичных цветов.  Дети делятся на три команды, и подходят к столам аналогичных цветов, на которых лежит конверт с разрезной картинкой (кастрюля, сковорода и чайник) и образцы собираемых картинок, дети собирают их по командам).

- А теперь расскажите, что у вас получилось.

- Что мы с вами делали? (Собирали разбившуюся посуду).

- Для чего мы это делали?  (Чтобы вернуть посуду бабушке Федоре).

5. Упражнение «Составь предложения»

- Вы собрали картинки правильно, давайте попробуем составить предложения, для чего нужна эта посуда.

Картинки выводятся на экран (1 картинка: кастрюля, ягоды, суп, борщ; 2 картинка: сковорода, котлеты, блины, оладья, картофель; 3 картинка: чайник, кран с водой, чай) дети из каждой команды составляют предложения о своём предмете посуды (В кастрюле варят компот, суп, борщ. На сковороде жарят котлеты, картошку, пекут блины, оладьи.   В чайнике кипятят воду.)

6. Дидактическая игра « Назови ласково».

Появляется чудо-дерево, на котором «растёт» игрушечная посуда (кастрюля, сковорода, тарелка, чайник, ложка, вилка, нож, чашка). Один ребёнок читает стихотворение.

Чудо-дерево растёт,

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А ложечки да чашки,

Поварёшки на нём.

- Что вы видите на этом чудесном дереве? (Дети перечисляют предметы посуды)

- Как одним словом назвать эти предметы? ( Посуда)

- Давайте назовём эти предметы ласково, чтобы бабушка Федора тоже узнала ласковые слова, которыми можно называть посуду (Каждый ребёнок снимает по одному предмету посуды, называет его: тарелка-тарелочка и т.д.) и ставит её на поднос, который держит логопед.

7. Динамическая игра «Посуда».

(на развитие координации речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)

- Мы нашли посуду Федоры, выполнили разные сложные задания и теперь нам пора возвращаться. Давайте отнесём посуду Федоре и расскажем, какую посуду мы принесли.

Дети выполняют упражнения, сопровождая их словами.

Вот большой стеклянный чайник,             (Надули животик: одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник.                                 другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                                      (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.                        

Вот фарфоровые блюдца,                                     (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни -  разобьются.

Вот серебряные ложки,                                  (Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)

Голова на тонкой ножке                                  

Вот пластмассовый поднос, (Наклонились вперёд, руки вытянули перед собой,

Он посуду нам принес.                                    имитируют, что  держат поднос)

8. Дидактическая игра «Расставь правильно». 

- Ребята, давайте расставим посуду на столе (Дети по заданию логопеда расставляют посуду на столе).

- Поставь чайник посередине стола.

- Справа от чайника поставь чашку.

- Справа от чашки положи ложку.

- Слева от чайника поставь блюдце.

- Перед чайником поставь кастрюлю и т.д.

9. Дидактическая игра «Дорисуй недостающую деталь».

- Мы с вами будем пить чай. Пока чайник не закипел, я предлагаю вам поиграть в игру «Дорисуй недостающую деталь». Дети получают листочки, на которых изображена посуда с отсутствующими элементами (чашка без ручки, сковорода без ручки, ложка без ручки, кастрюля без ручки, чайник без носика, тарелка без дна).

Логопед спрашивает каждого ребёнка. Что изображено на картинке? Чего не хватает у твоего предмета посуды? Затем дети дорисовывают недостающий элемент. После этого дети вывешивают рисунки на доску и составляют предложения («Я дорисовал(а) чашке ручку. Я дорисовал(а) чайник у носик и т.д.)

10. Подведение итога занятия. Рефлексия.

- В гостях у кого мы с вами побывали?

- Что случилось с Федорой?

- Почему посуда сбежала от Федоры?

Сегодня мы с вами побывали в гостях у бабушки Федоры, помогли ей вернуть её посуду и для этого выполняли много разных заданий.

- Ребята, какие задания были для вас лёгкими? А с какими вам было трудно справиться?

А сейчас мы с вами будем пить чай вот из таких стаканчиков. Стаканчики с зелёными улыбающимися смайлами и с красными грустными смайлами. Если вы считаете, что мы помогли Федоре и справились с заданиями, то вы возьмёте стаканчик с зелёным смайлом, если нет – то с красным). Дети берут стаканчики и объясняют свой выбор.

Мы сегодня хорошо потрудились, помогли Федоре вернуть посуду, и она за это приготовила вам сладости. (Дети сидят за столом, логопед подаёт им блюдо со сладостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема занятия: "Исправленная двойка Пети Разгильдяйкина. Звук и буква "И"....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»

Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»

Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»

Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....