Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Тема занятия: "Исправленная двойка Пети Разгильдяйкина. Звук и буква "И".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_17_noyabrya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чикина Елена Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад № 37 «Ягодка» г. Губкин
Конспект занятия
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Исправленная двойка Пети Разгильдяйкина»
Цели:
Коррекционно-образовательные: дать понятие о механизме образования звука И; познакомить ребят с многозначными словами.
Коррекционно-развивающие:
- учить детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти;
- закреплять умение определять место звука в слове;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: колокольчик, предметные картинки: ёжик, ёлка, иголка для шитья, индивидуальные зеркала, красный квадрат-символ гласного звука, картинка с изображением буквы «И», шнурки с бусинами, счётные палочки, нитки, картинки для обводки и штриховки с буквой И.
Содержание занятия.
1. Оргмомент. Настрой на работу.
Л: Колокольчик, мой дружок, собери ребят в кружок (Дети встают в круг вместе с логопедом). - Доброе утро! А знаете, как говорят? Как начнёшь день, так его и проведёшь. Я предлагаю начать день с положительных эмоций. У меня в руках клубок. Давайте будем передавать этот клубок друг другу и вместе с ним, передадим друг другу хорошее настроение и положительные эмоции (Дети разматывают клубок и передают его друг другу, потом логопед сматывает клубок и вместе с ним хорошее настроение). У нас целый клубок хорошего настроения. Надеюсь, что оно продлится у нас весь день.
2. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня по дороге в садик я встретила мальчика-первоклассника Петю Разгильдяйкина. Он был очень расстроен, потому что получил двойку. А получил он её потому, что не знает буквы, не знает как их учить и запоминать. Я рассказала Пете, что дети в детском саду знают буквы и умеют выполнять всякие сложные задания. Давайте попробуем помочь Пете исправить двойку и научим его учить и запоминать буквы.
Ребята, сядьте на стульчики и послушайте стихотворение.
3. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Л: Какое слово прозвучало несколько раз? Д: Иголки.
На доске картинки с изображением ежа, ёлки и иголки для шитья.
Л: Иголки одинаковые или разные?
Д: Разные.
Л: Правильно, иголки разные. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называют многозначными. Давайте произнесём хором и запомним это слово (хором и 1-2 по одному).
4. Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
Л: И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом?
Д: И!
Л: Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
5. Артикуляция звука и его характеристика.
Л: - Давайте все вместе произнесём звук [и] перед зеркалом. Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Л: - Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Этот звук поётся? (Д: Ничего не мешает при произнесении звука. Звук поётся.)
Л: - Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные». Звук [И] – гласный звук. А гласные звуки мы как обозначаем?
Д: Красным квадратом.
6. Упражнение с бусинами.
Логопед:
- Ребята! Подойдите к столам и возьмите в руки шнурок. На каждую строчку нанизываем по одной бусине на шнурок.
«И у дедушки есть. И у бабушки есть. И у мамы есть. И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать, надо вслух назвать» (Д: это имя).
7. Физкультминутка «Осенние листья».
Л: За окном осень и все мы превращаемся в осенние листочки и летим на ковёр (выполняют упражнения, сопровождая проговаривание движениями).
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
8. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Листочки присели на ковре. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а … У Ика не нос, а … У Ика не глаз, а … и т.д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а … У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
Л: - В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Д: Звук И.
9. Знакомство с буквой «И».
Л: - Звуки мы не видим. - Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы). Звук [И] обозначается буквой [И].
Молоток я раздобыла, Из дощечек букву сбила.
Сколько здесь дощечек?- Три!
- А какая буква?- И!
На доску вывешивается картинка с изображением буквы «И».
10. Работа с буквой.
- Игровое упражнение «Нарисуем носиком букву».
- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
- Штриховка буквы «И».
- Выкладывание буквы «И» из ниток, счетных палочек, (разные дети), показ на себе.
11. Итог занятия. Рефлексия.
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Как мы будем его обозначать?
Если вы считаете, что мы помогли исправить двойку Пете, то возьмите отметку 5, если нет, то отметку 4 и повесьте её на доску. Мы выполнили задания и помогли Пете исправить двойку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».
Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект фронтального занятия в старщей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "В гостях у бабушки Федоры"
Конспект занятия о посуде, её видах, предназначении. выстроен в виде увлекательного путешествия к бабушке Федоре....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Как Мамонтёнок маму искал»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по сюжету М/ф "Как мамонтёнок маму искал". Дети читают книгу вместе с педагогом и выполняют задания по сюжету книги, тем самым восстанавл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Наши помощники — органы чувств"
Конспект НОД в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чудесное яблочко»
Сочинение детьми сказок по аналогии с русскими народными сказками, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «В гостях у песочной феи»
Сочинение сказок детьми о преметах домашнего обихода, зарисовка сказок на планшете с песком....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Приключения утенка Кряка»
Сочинение детьми коллективной сказки, зарисовка эпизодов сказки на планшете с песком....