Рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной программы.
консультация на тему

Рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_molodogo_pedagoga.docx330.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательной программы.

                                                                             Выполнила

                                                                                                        Горбачёва С.Г.,

                                                                                      учитель-логопед

                                                                         МАДОУ

       города Нижневартовска

                                                                                             ДС № 68 «Ромашка»

I.  Пояснительная записка

      Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

      мы украдём у наших детей завтра.

      Джон Дьюи (американский педагог, социолог)

Современный этап общественного развития, характеризующийся глобальной информатизацией, значительно повышает требования к профессиональной подготовке специалистов, в том числе и учителей-логопедов. В коррекционной педагогике остро вставал вопрос о разработке «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми. Существенные изменения в создании «обходных путей» произошли с появлением компьютерных технологий. В настоящее время 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему,  та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер.  В современном мире сложно стоять на месте, поэтому ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. 
Целью использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога является повышение эффективности работы учителя-логопеда, через использование информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) как средства развития и повышения  познавательного интереса учащихся на логопедических занятиях.

 Главными задачами учителя- логопеда в современных условиях являются:

  • Овладение современными информационно- коммуникативными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
  • Внедрение современных педагогических технологий (ИКТ) в процесс обучения на логопедических занятиях.
    А так же:
  • Формирование представления о том, где можно найти средства ИКТ, как их использовать на логопедических занятиях.
  • Познакомить с различными средствами ИКТ, в том числе с презентацией.

 Актуальность внедрения ИКТ в дошкольное учреждение обусловлена также Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды", соответствующими разделами Приоритетного национального проекта "Образование" и Федеральной целевой программы развития образования.

         II. Использование ИКТ в работе с детьми.

          Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями.

        Информационные технологии дополняют привычные средства формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья представлений о мире, помогая создавать те особые условия обучения, которые не могут быть созданы с помощью только традиционных методов.
Рациональное применение компьютерных технологий способствует компенсации дефекта, коррекции нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон психики. Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников влияет на рост профессиональной компетентности учителя-логопеда. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики. Повышение качества образования является одной из основных задач нашего государства. Современный рынок информационных технологий каждый год предлагает инновационные решения для достижения поставленной цели и одним из них является использование интерактивной доски. Инновационное устройство функционирует на основе 4 компонентов: компьютера, мультимедийного проектора, соответствующего программного обеспечения и непосредственно интерактивной доски. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Для точного определения местоположения отметки маркера на доске применяются ультразвуковая и инфракрасная технологии. С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок может открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений, смотреть презентации и видео-файлы, рисовать и писать как на обычной доске, играть в компьютерные игры.  Окончив работу, можно сохранить все записи для последующего использования.

                 Непосредственно-образовательная деятельность с использованием интерактивной доски позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Дети сами становятся ее участниками.  В таком варианте возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с педагогом, а на определенном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям педагога. Предъявление информации на экране  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание.

        Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова и предложения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас. Старшие дошкольники раньше овладевают чтением и письмом; учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями; эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления; использование творческих игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности. Такие игры помогают разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенными в эмоциональном плане. Например, дети получают задание: изобразить животное с помощью геометрических фигур, используя интерактивную доску. Ребята моделируют фигуры животных, как реалистических, так и из фантастического мира,  закрепляя тем самым знания о геометрических фигурах. Такие занятия с восхищением воспринимаются ребятами. А педагог экономит массу времени, сил, которые бы потратил на подготовку раздаточного материала, утомительное вырезание фигур из картона. Способы использования интерактивной доски на занятиях в детском саду имеют широкий спектр. Это и презентации, и различные  интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах. Самый простой способ работы с интерактивной доской – использование её в качестве простого экрана, изображение на которую подаётся с компьютера. Это самый простой способ применения интерактивной доски педагогом в дошкольном образовательном учреждении – демонстрация готовых презентаций. В таком виде интерактивная доска используется на родительских собраниях,  досуговых мероприятиях.

        Педагог должен владеть навыками, необходимыми для применения интерактивной доски: начальные знания работы с компьютером, умение работать в программах  Word,  PowerPoint, практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

III. Презентация, как средство педагогического процесса.

Презентации – это визуальное сопровождение деятельности педагога.

Использование компьютерных презентаций делает процесс  коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей. Компьютерные презентации  можно использовать   как на индивидуальных, так и на фронтальных видах работы. В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа. Она осуществляется с опорой на наглядность. В настоящее время для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.

Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.

Применение мультимедийных технологий, ставших обычными в образовании, вполне оправдано и в обучении дошкольников. Однако, создание учебной презентации для дошкольников с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Поэтому  педагог должен изучить содержание компьютерных программ или игр, применяемых на занятии, знать их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени.  Доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока. 
После занятий следует сделать небольшую гимнастику для глаз.

Содержание презентации  определяется    формой организации образовательного процесса. Каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или  графические  элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка слайдов должна полностью соответствовать логике. Для уменьшения доли избыточной информации не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации. Ребёнок моментально может запомнить немного.

Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья детей и педагогов необходимо придерживаться  следующих рекомендаций:

предпочтительно горизонтальное расположение материала, наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Важно знать, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого  материала, и на его запоминание, и на здоровье ребёнка. Например:  зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие  интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает  возбуждающее  психологическое воздействие.

Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если их оформить  в одинаковые, по цвету,  рамочки или создать коллаж.

На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста.

Для фона лучше  использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона  должны быть подобраны  так, чтобы все надписи читались.

Чем больше помещение и удаленнее зрители (дети) от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.

Фотографии и рисунки обеспечивают образное  содержания информации, поэтому  фотографии на слайдах должны быть четкими, крупными и реалистичными, не более 3-4 на одном слайде. Недопустимо использование нерезких фотографий, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.

Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на  понимание  содержания учебного материала, положительно влияет на эмоциональный фон занятия.

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно- же интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами. Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на движение, изменение формы и цвета, а затем обращаем внимание на содержание. Понимание  закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.  Но не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение. Важен не внешний эффект, а содержание информации. 

Демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей, поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься. Грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность    образовательного процесса. Педагогу важно превратить ребёнка из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация -  ее структура и содержание могут обеспечивать  и поддерживать взаимодействие педагога и обучаемого.

Для того, чтобы лучше организовать обучающий процесс нужно подобрать задания, отвечающие возможностям интерактивной доски. Доска может являться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить.
С помощью интерактивной доски можно сгруппировать предметы по форме, цвету, размеру и др., признакам (фигуры выбираются из коллекции, которая есть в каждой интерактивной доске); разбить фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры дети двигают электронными маркерами, приложенными к доске. 
Можно собрать новую фигуру. Это задание очень нравится детям. Так же можно
 обвести фигуру. Это можно сделать двумя способами, маркерами и линиями с панели управления доской. В игре «Четвёртый лишний» - зачеркнуть или обвести лишний предмет, установить соответствие, разделить на два, три множества. Все эти задания создают условия для активной мыслительной деятельности детей, развития их творческой самостоятельности, познавательного интереса, внимания, логического мышления, фантазии, воображения, смекалки.

IV.  Медиаресурсы.

В нашем детском саду компьютерные технологии обучения нашли свое применение в  логопедическом кабинете, где установлена интерактивная приставка, которая существенно изменяет процесс коррекции нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому  была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы: приложения на электронных носителях - интерактивные речевые игры, развивающие и обучающие игры,  авторские и практические мультимедийные презентации и другие медиаресурсы, подобранные по лексическим темам, направленные на  развитие фонетико-фонематических процессов,  развития словаря,  лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Лексическая тема

Мультимедийные  ресурсы

«Детский сад».  «Речевые, не речевые звуки».

Презентация по теме. Развивающие игры: «Найди такой же предмет», «Найди два одинаковых предмета», «Запомни, назови» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). Игры на развитие фонематического восприятия - звуки транспорта, леса, музыкальных инструментов, бытовые  звуки, подражание животным (интерактивное приложение  «Развитие речи»).

«Игрушки».  «Звук и буква  У».

Презентация по теме, презентация  «Сравнительное описание игрушек». Развивающие игры: «Найди такой же предмет », «Найди два одинаковых предмета», «Запомни, назови», «Выбери правильное положение предмета» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). Речевые звуки (интерактивное приложение «Развитие речи», «Буквария»).

«Овощи - огород».  «Звук  и буква А».

Презентация по теме, презентация «Четвёртый лишний» по теме «Овощи - фрукты». Развивающие игры: «Найди такой же предмет», «Найди два одинаковых предмета», «Запомни, назови», «Исключение лишних предметов» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). Речевые звуки (приложение «Развитие речи», «Буквария»).

«Осень».  «Звук и буква  И».

Презентация по теме. Развивающие игры: «Исключение лишних предметов», «найди два одинаковых предмета» «Подбери недостающий предмет» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»).  Речевые звуки (приложение «Развитие речи», «Буквария»).

«Деревья, кустарники».  «Звук и буква  П».

Презентация по теме. Развивающие игры: «Исключение лишних предметов», «найди два одинаковых предмета» «Подбери недостающий предмет» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). «Раскрась правильно»  -игры на внимание, развитие памяти (приложение «Адалин».) Речевые звуки (приложение «Развитие речи», «Буквария»).

«Перелётные птицы».  «Звук и буква  К».

Презентация по теме. Развивающие игры: «Исключение лишних предметов», «найди два одинаковых предмета» «Подбери действия к предметам», «Подбери признаки к предметам» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). «Раскрась правильно»  -игры на внимание, развитие памяти (приложение «Адалин».) Речевые звуки (приложение «Развитие речи», «Буквария»).

«Одежда, обувь, головные уборы». «Звук и буква Т».

Презентация по теме. Развивающие игры: «Исключение лишних предметов», «найди два одинаковых предмета», «Подбери признаки к предметам» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). Игры на развитие внимания,  памяти (приложение «Адалин».) «Связная речь» - составление описания (приложение «Развитие речи».

«Части тела». «Звук и буква О».

Презентация по теме. Развивающие игры: «Подбери действия к предметам», «Подбери признаки к предметам» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). Игры на развитие внимания,  памяти (приложение «Адалин».) Речевые звуки (приложение «Развитие речи», «Буквария»).

«Семья».  «Звук и буква Х».

Презентация по теме. Развивающие игры: «Подбери действия к предметам», «Подбери признаки к предметам» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). Игры на развитие внимания,  памяти (приложение «Адалин».) Речевые звуки, (приложение «Буквария»). «Послушай рассказ, расставь картинки» (приложение «Развитие речи»).

«Посуда». «Звук и буква Ы».

Презентация по теме, интерактивная презентация. Развивающие игры: «Подбери признаки к предметам» (приложение на жёстком диске «Логопедические игры»). Игры на развитие внимания,  памяти (приложение «Адалин».) Речевые звуки, (приложение «Буквария»). «Послушай рассказ, расставь картинки» (приложение «Развитие речи»). «Связная речь» - составление описания (приложение «Развитие речи» и  т.п.

Так как продолжительность использования интерактивной доски на занятии не более 10минут, педагог включает презентацию или интерактивную игру как часть занятия.

Для проведения физминутки  можно использовать разработки «инфоурока», тренер-панда проводит гимнастику. Детям интересно выполнять движения за мультяшным героем.

Подобрать готовую интерактивную игру или создать авторскую поможет приложение LearningApps.org, которое создано  для поддержки процесса обучения с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в обучающий процесс, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.

               

Среди развивающих игр можно рекомендовать игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».
Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», «Медиа Хауз», а также «Alisa Studio» и фирма «1С».

       

Литература

  1. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.
  2. Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru
  3. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», Сфера, 2008.
  5. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». «Дошкольное воспитание», 2000,  № 11.
  6. Новоселова С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» М.: Новая школа, 1997.

Используемые Интернет – ресурсы:

  1. http://mdou25.ucoz.ru/index/interaktivnaja_doska_v_detskom_sadu/0-15
  2. http://50ds.ru/vospitatel/6883-primenenie-interaktivnoy-doski-v-doshkolnom-obrazovanii.html
  3. http://mdou22balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/lekcii_i_metodicheskie_stati/ispolzovanie_interaktivnoj_doski_v_obrazovatelnom_processe_dou/8-1-0-36
  4. http://proptimax.ru/articles/use_interaktive_board.php
  5. http://www.maam.ru/detskijsad/logopedicheskoe-podgrupovoe-zanjatie-s-ispolzovaniem-interaktivnoi-doski.html
  6. http://learningapps.org/
  7. http://infourok.ru/

            Представляя данные рекомендации, автор гарантирует, что использованная информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по использованию интерактивного оборудования при реализации образовательной программы в ДОУ

Методические рекомендации составлены для того, чтобы оказать методическую помощь начинающим педагогам в применении интерактивного оборудования при обучении рисованию детей старшего дошкольного возраст...

Методическая разработка.Использование информационных технологий в дошкольном образовательном процессе.

«Если сегодня мы будем учить так, как вчера, мы украдём у наших детей завтра» - говорил Джон Дьюи. Использование информационных технологий в образовательном процессе это одна из самых новых и актуальн...

«Использование информационных технологий в работе образовательного учреждения ».

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с общим недоразвитием речи с использованием информационной технологии Л.А. Лизуновой «Игры для Тигры»«Путешествие по стране звуков»...

Проект "Использование информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе"

 В данной презентации рассмотрены варианты использования информационных технологий в качестве вспомогательного средства коррекции речи у детей с нарушениями речи, включение компьютерных пр...

Методическая разработка внедрения и применения новых технологий при реализации образовательных программ

Применение мультимедийных презентаций дает возможность оптимизировать педагогический процесс, повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.Основными целями и задачами применения новых ...

Статья "Использование информационных технологий в непосредственной образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями развития"

Материалы научно-практической конференции "Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования" (Сборник статей ЛОИРО СПб. 201...