Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР в подготовительной к школе группе "С чего начинается Родина?"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Шаталова Любовь Васильевна

    Занятие по формированию лексико-грамматических категорий предназначено для детей с ОНР в подготовительной к школе группе. На данном занятии дети закрпеляют такие понятия как герб, гимн, флаг, т.е. государственные символы России. Актуализация словаря по теме происходит через блиц-опрос.т.к. проведена большая предварительная работа и занятие является итоговым. Воспитывает патриотизм и чувство гордости за принадлежность к России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt._gimndocx.docx20.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    занятия по формированию

    лексико-грамматических категорий

    для детей с ОНР

    подготовительного к школе возраста

    «С чего начинается Родина?»

    Составила:

    учитель-логопед

    МАДОУ   №12 «Берёзка»

    Шаталова Любовь Васильевна

    г. Реутов

    2017 г.

    Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

    Задачи:

    Образовательные:

    - закрепить знания детей о государственных символах России (гимн, герб, флаг);

    - расширить представления детей о Родине, государстве, столице России, паспорте, визе, обязанностях и полномочиях президента страны.

    Развивающие:

    - актуализировать словарь по теме, активизировать познавательную деятельность;

    - пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями в диалогической речи;

    - выполнять музыкально-ритмические движения во время динамической паузы в соответствии с музыкой, сопровождая речью

    Воспитательные:

    воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к своей Родине, чувство гордости за принадлежность к России.

    Оборудование: политическая карта мира, интерактивная доска, портрет президента В.В.Путина, изображения герба, флага, флажки-триколор для выполнения динамической паузы, аудиозапись гимна России.

    Предварительная работа:

    Занятия из цикла «Страна, в которой мы живем», беседы о Москве, России, Кремле, правительстве страны, заучивание стихов о Красной площади, о Родине, гербе, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций по теме.

    Ход занятия

    I. Организация. Введение в тему

    Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?»   Логопед читает стихотворение:

    Люблю тебя, моя Россия,

    За ясный свет твоих очей,

    За ум, за подвиги святые,

    За голос звонкий, как ручей.

    - Это стихотворение посвящено нашей Родине, России. Чтобы стать настоящими гражданами своего Отечества, мы должны много знать о стране, в которой живем. Сегодня мы побеседуем    о нашем государстве

    II. Беседа о государстве Российской Федерации.

    1. Территория, граница государства, национальность. 

    Логопед: - Как называется наша страна?  Ответы детей: (Россия, Российская Федерация)

     Логопед: - У любого государства есть своя территория.  Территория имеет свой конец и свое начало, т.е. границы. У каждой страны есть своя граница – линия, которая отделяет одну страну от другой. На карте эта линия обозначена обычно каким цветом? (красным).

    Логопед: - Вот эта линия (показывает границы на политической карте мира)

    Территория - это земля, на которой находится страна, ее площадь. Давайте сравним территорию Российской Федерации с территорией Германии, Англии, Италии.

    - У кого самая большая территория? (дети находят на карте   страны, рассматривают карту, находят границы России, убеждаются, что Россия – самое большое по территории государство мира.)

    -  Кто охраняет границу? (пограничники)

    - С какими странами граничит Россия? Покажите на карте (дети показывают и называют: Белоруссия, Украина, Китай, Монголия, Казахстан, Грузия, Эстония, Литва, Финляндия граничат с Россией)

    - Если мы живем в России, кто мы по национальности? (русские)

    -Как нас еще можно назвать? (россияне)

    - Какие пословицы мы знаем о России?

    * Нет земли краше, чем страна наша.

    * Русское раздолье – человеку приволье.

    * Родина любимая, что мать родимая.

    * Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    * Жить – Родине служить.

    2. Паспорт гражданина.

    - Что нужно для того, чтобы поехать в другую страну?  (Паспорт, виза)

    - Что такое паспорт? (Это основной документ любого человека, которому исполнилось 14 лет)

    - Сколько вам лет? (6 лет)

    - Через сколько лет вы получите паспорт? (через 8 лет).

    - Вот паспорт российский (показывает), а это – заграничный, загранпаспорт (показывает).  С ним я могу пересечь границу зарубежного государства.

    - Что такое виза? (Специальное разрешение о въезде в другую страну)

    3.  Президент страны.

    - Кто управляет нашей страной? (президент).

    - Как зовут нашего президента?

    - Чей это портрет? (В.В.Путина)

    - Что делает президент? (руководит страной, старается чтобы наша страна была сильнее, богаче, заботится о всех людях в нашей стране, делает все, чтобы всем людям нашей страны жилось хорошо, мирно).

    - Что значит хорошо жилось? (на земле нет войны и все страны дружат между собой.)

    Логопед делает вывод: - Да, самое главное, что делает президент - он добивается, чтобы и в России, и в других странах никогда не было войны.

    - А что он делает для этого? (Он ездит с визитами по всему миру и договаривается с руководителями других стран, президентами, королями, министрами, канцлерами, чтобы жить со всеми в мире и согласии)

    4. Кремль. Столица Родины – Москва.

    - Кабинет президента находится в здании правительства, а где именно? (в Москве, в Кремле, на Красной площади.

    - Каким городом является Москва для всех россиян? (главным)

    - Как еще называют Москву? (столицей нашей Родины).

    - Красная площадь – главная площадь столицы.

    - Её название «красная» что означает? (Красивая, главная).

    - Что происходит на Красной площади? (праздники, парады, разные торжества)

    - Прочтите стихотворение о Красной площади, которое мы выучили

    (Ребенок читает стихотворение И. Токмаковой «Красная площадь»)

     И. Токмакова «Красная площадь»

    Мы с детства запомнили эти слова,

    И нету прекрасней и проще

    Для города имени - город Москва,

    Для площади – Красная площадь.

    Кто в море уходит, кто в космос летит,

    Маршрут пролагая опасный.

    Но каждый считает началом пути

    Прогулку по площади Красной.

    5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Логопед: - А этот торжественный марш мы посвящаем Москве!

     Звучит песня О. Газманова «Москва», дети выполняют музыкально-хореографическую композицию «Москва» с флажками

    6. Символы Российского государства: герб, флаг, гимн

    Логопед: - Итак, в Москве – столице нашей Родины работает правительство во главе с президентом В.В.Путиным. На здании правительства - герб нашего государства (показ на интерактивной доске), а над ним развивается флаг.

    - Что изображено на гербе? (двуглавый орел, он смотрит сразу в обе стороны, как будто охраняет страну, и всадник на коне, который копьем пронзает змея).

    - Что означает изображение всадника (победу добра над злом).

    - Где можно увидеть герб России? (на документах, на паспорте, на монетах).

    - Кто знает стихотворение о гербе?

    В. Степанов «Герб России»

    У России величавой

    На гербе орел двуглавый,

    Чтоб на запад на восток

    Он смотреть бы сразу мог.

    Сильный, мудрый он и гордый

    Он – России дух свободный

    - Назовите цвета флага нашей страны, что обозначает каждый цвет?

    (белый- это снег, облака; синий - реки, море, небо, красный – огонь)

    - Как   можно назвать цвета российского флага? (триколор).

    - Где можно увидеть флаг? (на машинах, самолетах, зданиях, на спортивных соревнованиях)

    - Логопед: - флаги стали символами достаточно давно. Трехцветный флаг, триколор, ввел царь Петр I для своего флота, а затем он стал флагом России.  Сейчас   правительством государства утвержден и другой флаг, какой? (Красное знамя – знамя Победы в Великой Отечественной войне, которое вывешивается на зданиях в День Победы).

    - Что такое гимн? (мелодия, музыка).

    - Да, само слово «гимн» означает торжество, песнь, восхваление

    - Когда исполняется гимн? (во время спортивных соревнований, награждений спортсменов, каждое утро по радио).

    - А еще гимн звучит в честь президента, в знак уважения, когда он приезжает с визитом в другую страну.  

    Гимн – государственный символ страны, т.е. её отличительный знак. У каждой страны есть свой гимн? (да). Можно по мелодии гимна определить страну?  (да, по его мелодии можно определить к какой стране он принадлежит) 

    - Но во всех странах существуют определенные правила слушания гимна: слушают его стоя, неподвижно, молча, мужчины должны снять головные уборы. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России (дети встают, звучит отрывок из гимна РФ)

    Логопед: - Для чего нужны государственные символы страны? (для объединения людей)

    Логопед: - Мы должны знать государственные символы России, любить свою Родину, гордиться ею и, при необходимости, защищать ее.

    III. Итог

    - Итак, какие государственные символы России вы знаете?

    - Кто мы по национальности?

    - Какой документ является самым главным?

    - Где работает наше правительство?

    - Кто является президентом нашей страны?

    - Как надо себя вести во время звучания гимна?

         Используемая литература:

    1. В.В.Васькин Детская энциклопедия «Российская Государственная символика», 2002.   
    2. Е.К.Ривина «Герб и флаг России» Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами. 2003.
    3. О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду». 2007

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

    Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

    Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

    Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.

    Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (лексическая тема "Мебель")

    В данном занятии содержатся игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Мебель", а также задания на развитие фонематических функций, связной речи для детей ...

    Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

    В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....