РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья по логопедии на тему

Успенская Светлана Васильевна

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем, в самом ходе обучения речи, обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова нередко представляет для детей большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда. но прежде, чем планировать

работу по этому разделу, необходимо знать процесс усвоения слоговой структуры слова, касающийся нормального развития речи. Сведения И.А.

Сикорского интересны тем, что они говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова  по отношению к овладению отдельными звуками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slogovoi_strukturoi_slova_u_detei_s_fonetiko.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение

СОШ № 222

РАБОТА  НАД  СЛОГОВОЙ  СТРУКТУРОЙ  СЛОВА У  ДЕТЕЙ С  ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ.

Работа учителя-логопеда

Успенской С.В.

                                МОСКВА    2015 год

В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем, в самом ходе обучения речи, обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова нередко представляет для детей большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда. но прежде, чем планировать

работу по этому разделу, необходимо знать процесс усвоения слоговой структуры слова, касающийся нормального развития речи. Сведения И.А.

Сикорского интересны тем, что они говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова  по отношению к овладению отдельными звуками.

А. Н. Гвоздев отмечает, что при овладении слоговой структурой слова ребёнок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы. Сначала  из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный, и, наконец, слабые безударные слоги. Аналогичные высказывания мы находим  у Б. Китермана. Анализируя данные этих авторов, можно предположить, что процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей.

Вопросу овладения слоговым составом слова посвящены исследования Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, А. К. Марковой, О. Н. Усановой. Как отмечают эти авторы, нарушения слоговой структуры слова, тормозя развитие произносительной стороны речи, препятствуют и лексико-грамматическому развитию. Поэтому изучение указанного нарушения и разработка методов его преодоления имеют большое значение для практики обучения детей учителем-логопедом.

 Опыт работы показывает, что в речевых картах мы нередко отмечаем неправильное воспроизведение  слогового контура слова, выражающееся в неумении передать нужное количество слогов т.е. его сокращении ( сахарница – сахарца ) или его увеличении ( пилот – пилилот, клубок- калубок) в перестановке местами слогов внутри слова (велосипед-левисипед). Наибольшее количество ошибок приходится на слова трех и более сложные различного слогового состава. Следует также отметить, что  неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.

 Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что только в процессе специального развития умения воспроизвести слово в его полном слоговом составе могут быть устранены характерные  и стойкие искажения слоговой структуры слова. Работа над произношением слоговой структуры слова должна сопровождаться развитием сопутствующих сенсорных возможностей ребенка. Логопед прежде всего должен привлечь внимание ребенка к различию слов по их слоговому составу. Ребенку предлагают прислушиваться к своему произношению слова, сравнивать его с произношением логопеда, находить свои ошибки. Можно также обратить внимание ребенка на то, как искажает смысл слова опускание некоторых слогов или их перестановка (лопата-палата, машина-шина).

        В процессе работы логопеду необходимо решить две задачи:

1. Сформировать умение правильного изолированного произношения слов определенной сложности.

2. Научить правильному произношению простых фраз, состоящих из слов усвоенного звуко-слогового состава, в нужной грамматической форме.

        Эффективнее начать работу с развития слухового восприятия с одновременной опорой на имеющиеся произносительные навыки. У всех детей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи сохранны гласные звуки. Поэтому наряду с воспитанием правильного изолированного произношения гласных, предлагаются упражнения, направленные на выработку умения удерживать в памяти и воспроизводить ряд из 3-х, 4-х, 5-ти гласных звуков. В процессе обучения даются такие задания: сосчитать сколько звуков произнёс логопед и показать столько же палочек; сделать столько же хлопков; назвать два гласных звука, три гласных звука; повторить за логопедом ряд из 3-4 гласных звуков; придумать свой ряд из 2-х, 3-х, 4-х гласных; назвать столько же гласных сколько палочек лежит на парте. Этим упражнениям уделяется большое внимание, так как от умения воспринять и правильно артикулировать гласные во многом зависит правильное воспроизведение нужного количества слогов в слове.

        На материале гласных можно проводить работу над темпом и плавностью произношения. Затем идентичная работа проводилась на материале слогов по мере усвоения согласных звуков (па-та-ка-ма, от-ут-ат-ит). На этом этапе можно начать работу по выделению и воспроизведению ударного слога (та-та-та, та-та-та). Затем внимание детей привлекается к

разнице в произношении слов. Мы объясняем детям, что есть слова короткие, а есть более длинные (дом-черепаха, кот-паутина). После чего эти слова отхлопываются, при этом берутся слова контрастные: 1 и 4-5сложные, затем 1-3сложные, 1-2сложные, 2-3сложные и, наконец, 3-4сложные, которые являются наиболее трудными для сравнения. Наряду с удлинением сравниваемых слов по количеству входящих в них слогов, мы постепенно подбирали материал для сравнения слов с обратным и закрытым слогом, а в дальнейшем слова сходного звукового состава (арбуз-абрикос, парта-перчатка). Вначале слова рассматривались попарно, а затем задания варьировались: например из ряда называемых и отхлопываемых слов выбрать слова, состоящие из одного слога, двух слогов. Вся работа по

усвоению слогового состава слова проводится с опорой на схему слова. Особенно полезной оказалась схема при разборе слов со сложным звуко-слоговым составом.По мере коррекции мы брали слоги со стечением согласных звуков(пла-пло, кла-клу-кло) и после глубокого анализа сразу же включали эти слоги в слова(платок, плот, плотник, Клава, клумба, клубника).

Затем эти же слова включали в предложения(У Клавы платок. Вот вкусная клубника.). Работа над слоговым составом слова проводилась очень разнообразно, задания самые различные: выбрать слово с заданным количеством слогов, самостоятельно назвать слова с заданным количеством слогов, назвать слова по заданной схеме. При проведении этой работы от детей требуется отчетливое произнесение каждого звука в словах.

        Большое внимание уделялось работе над отдельным слогом. Усвоению правильного произношения наиболее сложных слогов очень помогал их звуковой анализ и синтез. Наиболее широко звуковой анализ и синтез применялся при усвоении правильного произношения закрытых слогов и слогов  со стечением согласных. Давались такие задания: проанализировать слог «кап», определить сколько звуков, их последовательность, какие это звуки. Особое внимание уделялось преобразованию слогов. Например: логопед называет три звука-т, п, а, предлагает детям повторить их и определить какие это звуки, затем предлагает составить из них слог, чтобы первым стоял согласный звук, за ним гласный, затем опять согласный; предлагает составить из данных звуков слог, чтобы первым и вторым в нём были согласные звуки ; далее логопед спрашивает,какой получится новый слог, если в слоге «пта» первый согласный заменить звуком «с». На более поздних этапах обучения детям предлагалось самостоятельно придумать и проанализировать слог.

        Во всей этой работе необходимо учитывать самое главное: все

 упражнения и задания отрабатываются на правильно произносимом материале; необходим показ артикуляции логопедом; отработка детьми слогов и слов перед зеркалом; постоянное  использование звукового  анализа и синтеза.

        В данной статье мы постарались рассказать об основной работе, которую проводили с детьми, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в целях устранения нарушения слоговой структуры слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание удетей старшего дошкольного возраста правового самосознания

воспитание у детей старшего дошкольного возраста правового самосознания...

Роль игры-сказки в формировании предложно-падежных конструкий удетей

Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи. Наиболее перспективным в этом отношении явля...

Статья " Развитие лексики удетей в дошкольном возрасте".

Статья адресована воспитателям и родителям. В статье размещены игры на развитие лексичесого строя речи дошкольников....

Причины речевых расстройств удетей.

Речевые нарушения у детей. Причины...

Конспект ООД по ПДД "Светофорчик в гостях удетей"

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения ....

Формирование связной речи удетей - дошкольников

Теоритические основы монологической и диалогической речи , требования  проведению занятий, усложнение материала в зависимости от возраста....