Малышу второй год. Как он говорит?
консультация по логопедии (младшая группа) по теме

Мозгунова Елена Викторовна

Материал представляет собой содержание беседы с родителями об особенностях психического развития ребенка на втором году жизни. Особое внимание уделяется вопросу развития речи в этом возрасте. Беседа включена в цикл встреч учителя - логопеда с родителями в рамках работы Центра игровой поддержки развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsipr_pamyatka_dlya_roditeley.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Малышу второй год. Как он говорит?

Психологи считают, что личность человека, базирующаяся на подсознании, формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который человек получит в это время,  у него идет развитие основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы каркаса, на котором в более позднем возрасте будет нанизано все остальное.

Предложенные основные показатели психического развития детей второго-третьего года жизни основаны на современных представлениях о периодизации психического развития детей раннего возраста.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

На втором году жизни у ребенка наблюдается интенсивное речевое развитие.

После года ребенок начинает лучше понимать речь взрослого, осмысленно подражать его словам и фразам, произносить одиночные элементарные слова.

При этом он может путать звуки, переставлять их местами, искажать и пропускать. У полуторагодовалого человечка в активном словаре уже имеется около 30-35 слов.

В этот период ребенок интенсивно устанавливает связи между словами, действиями и предметами. Так, если малыша попросить принести мячик, он может посмотреть на него, а принести машинку.

С полутора до двух лет - идет увеличение словарного запаса (малыш знает названия игрушек, предметов обихода, одежды, мебели, частей тела, действий) и активное использование около 300 слов, фраз и коротких предложений в речи. Кругозор ребенка расширяется, и с ним можно говорить не только о том, что он видит в настоящий момент, но и о том, что он видел вчера.

К концу 2-го года ребенок начинает использовать речь по назначению, т.е. как средство общения. Теперь он может попросить о чем-то, пожаловаться, пригласить поиграть, выразить радость и т.д.

Развитие речи ребенка – длительный процесс, успешность его протекания зависит от:

- речевой среды,

- социального окружения,

- семейного благополучия,

- индивидуальных особенностей личности,

- познавательной активности ребенка,

- уровня развития моторики,

- состояния здоровья и т.д.

У всех детей развитие речи протекает по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, например, что девочки быстрее, чем мальчики, овладевают умением пользоваться словами.

Если ребенок в два года говорит очень мало и не понятно, но его интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам, и вы достаточно общаетесь с ним, беспокоиться не стоит.

Советы по развитию речи детей

•    Между вами и ребенком должны быть установлены эмоционально - доверительные отношения.

•    Ваша речь должна быть чувственно окрашенной, понятной, четкой, правильной.

•  Ребенок будет копировать вашу речь, поэтому не стоит сюсюкаться и повторять неправильно выговариваемые им слова. Учите его произносить слова правильно.

•  Можно предлагать ребенку для повторения облегченные слова, но тут же сопровождайте их правильно произносимыми словами («би-би»-машина, «ав-ав»-собачка).

•    Лучше всего речь развивается в активной деятельности, когда малыш испытывает положительные эмоции и активно действует с каким-то предметом (например, разбирает и собирает пирамидку, а вы вместе с ним проговариваете его действия) или выполняет движения со словами (физкультурные минутки).

•   Называйте привлекающие ребенка предметы и комментируйте интересующие его действия и события.

•    Придумывайте способы вызвать ребенка к диалогическому общению, расширяйте его связи с другими взрослыми и детьми.

•   Ставьте малыша в такие условия, где ему придется воспользоваться речью. Не предугадывайте желаний малыша, побуждайте его попросить вас о чём-то или кого-то позвать: «Позови папу кушать».

•   Развивайте крупную моторику (ходьба, общеукрепляющие упражнения) и мелкую моторику ребенка (пальчиковые игры, лепка, конструкторы).

•    Обогащайте познавательный и чувственный опыт ребенка (знакомьте с природой, музыкой, творчеством).

•    Развивайте мышление, восприятие, память, внимание ребенка.

ВОСПРИЯТИЕ РЕБЕНКА

Помимо речи в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Из всех этих взаимосвязанных функций в этом возрасте доминирует восприятие. Как это проявляется?

Дети максимально связаны наличной ситуацией - тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является импульсивным, ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка; ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней делать.

ПАМЯТЬ РЕБЕНКА

В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше – ему что-то вспоминается. Еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.

МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА

Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому его принято называть наглядно – действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком.

В это время в совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Например, он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через пять дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой. Для этого возраста характерны яркие эмоциональные реакции ,связанные с непосредственными желаниями ребенка. Причиной гнева или плача могут быть, помимо «неподдающихся вещей», и отсутствие внимания со стороны взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, такие вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности, вообще игнорируют.

В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка в этом возрасте очень легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-т о интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Из цикла бесед с логопедом «Наши малыши» Центра Игровой поддержки и развития МБДОУ № 54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематические недели «Изучаем домашних животных с малышами» (вторая младшая группа)

План двухнедельного тематического блока "Домашние животные"  для второй младшей группы...

Дневной сон ребенка. Значение дневного сна для малышей второго и третьего года жизни

В любом возрасте сон является для человека одной из важнейших составляющих его биологических ритмов. При проведении научных экспериментов учеными-физиологами было установлено, что самый кр...

Детско-родительский проект "Будь здоров,малыш!" вторая группа раннего возраста.

Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается ...

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МАЛЫША (ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ)

Развитие ребёнка проходит по индивидуальному маршруту, но есть общие среднестатистические сроки для каждого возраста.Поэтому  родителям необходимо знать, что должен уметь ребёнок в определённый в...

Проект " Шестиногие малыши" вторая младшая группа

Проект " Шестиногие малыши"  вторая младшая группа....

Конспект занятия ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: «Космос для малышей» (вторая младшая группа).

Программное содержаниеОбразовательные задачи:- расширить знания детей о профессии космонавта;- формировать интерес к изучению космоса;- учить образовывать словосочетания ;- активизировать словарь дошк...