Занятие по лексической теме "Домашние птицы" в старшей группе для детей с ОНР III уровня
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Чечулина Людмила Петровна

Занятие для детей с ОНР  III уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР III уровня по лексической теме «Домашние птицы».

                                                                                     Чечулина Л.П.

                                                                                      учитель-логопед МБДОУ

                                                                                          д/с №63 «Веснушки», г. Брянск

Цели. Активизировать словарь детей по теме "Домашние птицы". Учить дифференцировать домашних птиц и домашних животных, составлять простые распространенные предложения и сложносочиненные предложения с союзом «а», образовывать притяжательные прилагательные, отработать правильное употребление Т.п. имён существительных с предлогом «с». Учить согласовывать числительные с существительными, правильно употреблять приставочные глаголы  (подплыла, отплыла, переплыла, заплыла, выплыла), отработать произнесение сложных слов (водоплавающие, птицеферма), отработать правильное употребление предлогов (за, из-за, под, из-под, около, рядом, перед), развивать связную речь (составление описательных рассказов о домашних птицах по мнемотаблице). Развивать слуховую память и слуховое внимание (повторение цепочек слов), развивать умение концентрировать внимание (игра «Лабиринт»), развивать логическое мышление (д/и «4 лишний»), развивать внимание, связанное с координацией зрительного и двигательного анализаторов (игра «Замри»), включать в работу фантазию и воображение (игра «Птичий двор»).

Оборудование: предметные картинки с изображением домашних птиц, наглядные пособия для отработки предлогов, приставочных глаголов; наглядные пособия к играм  «Лабиринт» и «Замри».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. 

Повторение друг за другом цепочки слов: гусь-индюк-селезень-петух.

II.Подведение к теме. Загадывание загадок о домашних птицах

Логопед: подойдет ко мне тот, у кого на столе отгадка.

1. Клохчет, квохчет

детей созывает,        

Всех под крыло созывает? (курица).

2.Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки? (цьпленок).

3.По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

дарит мягкие перинки, (гусь),

4.Серая крякушка

Ловит лягушат, (утка).

5.Кто так заливисто поёт,

О том, что солнышко встает,

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный, (петух).

Логопед. Как назвать одним словом все эти картинки?

Дети. Это домашние птицы.

III.        Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы с вами будем беседовать о домашних птицах.

1. Почему мы называем их домашними?

2. Чем питаются домашние птицы?

3. Для чего человек разводит домашних птиц?

4. Как называются яйца, которые несут куры?(гуси, утки, индейки) .

5. Чем отличаются домашние птицы от домашних животных?

IV. Называние птенцов домашних птиц.

Логопед. Каждый день вы приходите в детский сад, и каждый день ведут в детский сад своих птенцов домашние птицы.

Кого ведет в детский сад гусь?

Дети. Своих гусят.

Логопед. Как называется детский сад для гусят?

Дети. Гусиный.

Логопед. Кто воспитывает гусят?

Дети. Гусыня.

Селезень- утят

                 утиный

                 утка

Петух -  цыплят

               куриный

               курица

Индюк -  индюшат

               индюшачий

               индюшка

V. Согласование числительных с существительными.

Логопед. Кто изображен на этой картинке?

Дети. Курица с цыплятами. (Утка с утятами. Гусыня с гусятами. Индюшка с индюшатами.)

Логопед. Сосчитайте цыплят (утят, гусят, индюшат).

Дети. Один цыпленок, два цыпленка, три цыплёнка, четыре цыплёнка, пять цыплят. (Один утёнок … пять утят, один гусёнок … пять гусят, один индюшонок … пять индюшат).

VI. Работа над предлогами.

Логопед. Где стоит цыпленок?

Дети. У забора.

Логопед. Как можно сказать по-другому?

Дети. Перед забором, около забора, рядом с забором.

Логопед. Кто стоит за воротами?

Дети. Петух.

Логопед. Почему вы так думаете?

Дети. У петуха на лапах шпоры.

Логопед. Куда взлетел петух?

Дети. На забор.

Логопед. Слетел откуда?

Дети. С забора.

Логопед. Зашёл куда?

Дети. За забор.

Логопед. Вышел откуда?

Дети. Из-за забора и т.д.

VII. Отработка приставочных глаголов.

Логопед. Как называются птицы которые умеют плавать?

Дети. Водоплавающие.

Логопед. Назовите водоплавающих домашних птиц.  

Дети. Утки, гуси.

Логопед. Утка по озеру что делает?

Дети. Плавает.

Логопед. Утка к берегу что сделала?

 Дети. Подплыла.

Логопед. От берега... отплыла.

через озеро ... переплыла.

за камыши  ... заплыла.

из-за камышей ... выплыла.

VIII. Физминутка.

1. Игра "Птичий двор".

Логопед. Вокруг себя повернитесь, в домашних птиц превратитесь.

2. Игра «Замри». На счет раз, два, три дети должны принять ту позу, которая изображена на схеме.

IХ. Составление описательных рассказов о домашних птицах.

Логопед. Где разводят домашних птиц в больших количествах?

Дети. На птицеферме.

Логопед. Кто ухаживает за ними?

Дети. Птичник, птичница.

Обыгрывание ситуации. (Чтение письма с птицефермы).

Логопед. На нашей птицеферме заболела птичница, и нам нужны помощники, которые хорошо знают особенности домашних птиц. Кто лучше всех составит рассказ о домашних птицах, того мы и возьмем к себе в помощники.

Дети составляют описательные рассказы о домашних птицах по мнемотаблице.

1. Кто это?

2. Какого цвета?

3. Части тела.

4. Где живёт? Чем питается?

5. Кто за ними ухаживает?

6. Какую пользу приносит?

X. Игра «Лабиринт». 

XI. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед. Какая картинка не подходит? (индюк, петух, попугай, гусь)

Какое слово не подходит? (курица, утка, цапля, гусь)

XII. Итог занятия.

Логопед оценивает работу детей.