НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по серии картин "Находка" В. Сутеева"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Марченко Елена Александровна

Программные задачи:

Развивать умение описывать сюжет, предвидеть его развитие, формировать умение объединять действия, изображенные на картинках в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.

  1. Способствовать развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания.
  2. Активизировать поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.
  3. Обучать детей составлению завязки (экспозиции) к изображенному действию.Обучать детей составлению связного последовательного рассказа по серии картин с достаточно подробным представленным развитием сюжетного действия.
  4. Развивать грамматически правильную фразовую речь детей в процессе обучения рассказыванию.
  5. Учить детей правильно согласовывать существительное с числительным.
  6. Уточнять, активизировать словарь прилагательных, глаголов у детей; учить детей толковать слова.
  7. Побуждать желание к исправлению своих речевых дефектов на примере улучшенной речи сверстников.
  8. Формировать правильную самооценку детей через игру.

Предварительная работа:

  1. Первичное рассматривание картин по предложенной последовательности.
  2. Индивидуальный пересказ текста о медведе с ребенком.

Оборудование:

Игрушка Мишка, картинка с изображением медведя, серия сюжетных картин «Находка» В.Сутеева, картинка с изображением радостного Мишки, картинка с изображением грустного Мишки, сундук.

Словарная работа:

•         Медведь - ведает, знает, где мед.

•         Косолапый - ставит лапы косо, то есть когтями внутрь, а пятками наружу.

•         Лохматый - с густой длинной шерстью, непричесанный.

•         Неуклюжий - неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный.

•         Косматый - с длинной густой торчащей шерстью, космами.

•        Медведь (какой?) - косолапый, бурый, неуклюжий, лохматый, красивый, смешной, славный, огромный, медлительный, большой, грустный, веселый, забавный, умный, добрый, сердитый, злой.

•        Мишка (какой?) - плюшевый, лохматый, веселый, красивый, забавный, косматый, бурый, косолапый, грустный, большой, забавный, неуклюжий, умный, симпатичный, меховой, белый, тканевый, любимый, огромный, радостный, ласковый, забавный, заводной, интересный, добрый, смешной, мягкий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_serii_kartin_nahodka_suteeva.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81» г. Курска

Непосредственно образовательная деятельность в
группе компенсирующей направленности для детей
с нарушением речи 6-7 лет по развитию речи на
тему «Составление рассказа по серии картин

«Находка» В. Сутеева»

Провела:

Учитель-логопед Марченко Е.А.

Программные задачи:

  1. Развивать умение описывать сюжет, предвидеть его развитие, формировать умение объединять действия, изображенные на картинках в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.
  2. Способствовать развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания.
  3. Активизировать поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.
  4. Обучать детей составлению завязки (экспозиции) к изображенному действию.
  5. Обучать детей составлению связного последовательного рассказа по серии картин с достаточно подробным представленным развитием сюжетного действия.
  6. Развивать грамматически правильную фразовую речь детей в процессе обучения рассказыванию.
  7. Учить детей правильно согласовывать существительное с числительным.
  8. Уточнять, активизировать словарь прилагательных, глаголов у детей; учить детей толковать слова.
  9. Побуждать желание к исправлению своих речевых дефектов на примере улучшенной речи сверстников.
  10. Формировать правильную самооценку детей через игру.

Предварительная работа:

  1. Первичное рассматривание картин по предложенной последовательности.
  2. Индивидуальный пересказ текста о медведе с ребенком.

Оборудование:

Игрушка Мишка, картинка с изображением медведя, серия сюжетных картин «Находка» В.Сутеева, картинка с изображением радостного Мишки, картинка с изображением грустного Мишки, сундук.

Словарная работа:

  • Медведь - ведает, знает, где мед.
  • Косолапый - ставит лапы косо, то есть когтями внутрь, а пятками наружу.
  • Лохматый - с густой длинной шерстью, непричесанный.
  • Неуклюжий - неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный.
  • Косматый - с длинной густой торчащей шерстью, космами.
  • Медведь (какой?) - косолапый, бурый, неуклюжий, лохматый, красивый, смешной, славный, огромный, медлительный, большой, грустный, веселый, забавный, умный, добрый, сердитый, злой.
  • Мишка (какой?) - плюшевый, лохматый, веселый, красивый, забавный, косматый, бурый, косолапый, грустный, большой, забавный, неуклюжий, умный, симпатичный, меховой, белый, тканевый, любимый, огромный, радостный, ласковый, забавный, заводной, интересный, добрый, смешной, мягкий.

  1. Оргмомент.

-  Сегодня на занятие по развитию речи к нам в гости должен кто-то прийти. Это сюрприз. Мне поможет (ИФ ребенка), он загадает вам о том, что увидит в сундуке, не называя это. (Ребенок рассказывает о медведе):

У этого животного огромное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. Уши небольшие и круглые. Лапы при ходьбе ставит внутрь когтями и наружу пятками, поэтому его называют косолапым. Это сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит лакомиться мёдом, и даже имя свое получил за это - ведает, где мед. Осенью усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов засыпает в своем домике - берлоге.)

-  Кто это? (Медведь)

Смотрим, что у нас в сундуке. А у нас в сундуке находится многое: здесь и Мишка, и изображение медведя, и какой-то конверт. О ком же говорил (ИФ ребенка): о Мишке или о медведе? (О медведе)

-Почему? (Ответы детей: он косолапый, медведь питается...)

-Так почему же «медведь» называется медведем? (Ответы детей)

-Что такое «косолапый», «неуклюжий»? (Ответы детей)

Итак, в рассказе (ИФ ребенка) речь шла о медведе. А кто же пришел к нам в гости? Мишка! Мишка принес нам картинку, изображающую его дальнего родственника. Мишка - игрушка, и его сделали по образу медведя.

-  А теперь скажем, какой Мишка? Повторяйте за мной по три слова и садитесь на своё место. (на каждого ребенка по 3 слова для повторения)

Лохматый, плюшевый, веселый

Красивый, лохматый, забавный.

Лохматый, косолапый, бурый.

Игрушечный, лохматый, грустный.

Веселый, лохматый, большой.

Забавный, неуклюжий, лохматый.

Умный, лохматый, симпатичный.

Меховой, лохматый, белый.

Тканевый, любимый, лохматый.

Огромный, лохматый, радостный.

Косматый, лохматый, ласковый.

Лохматый, плюшевый, заводной.

Смешной, любимый, лохматый.

-  Какое слово повторил каждый? (Лохматый)

Что такое «лохматый»? (Ответы детей) Правильно, лохматый - с густой длинной шерстью, непричесанный. Все эти слова относились к нашему гостю - Мишке.

  1. Основная часть.

1. -Мишка принес еще и конверт с картинками. Заглянем туда. Он, наверное, хочет послушать ваши рассказы, которые вы сочините по этим картинкам.

Выставляются картинки в беспорядочной последовательности.

-  Мишка перепутал картинки, не знает, какая первая, какая вторая...

На всех этих картинках одна история. На одной картинке - начало этой истории, на других - продолжение, на какой-то картинке - конец этой истории.

-  Давайте расположим картинки так, чтобы можно было сочинить интересный рассказ. (Дети расставляют картинки. Для этого вызываются 1-2 ребенка. Если дети расставят неправильно, вопрос: «Почему не может быть так?»)

  1. Вот начало истории, вот то, что было потом, это что происходило далее, и, наконец, то, чем всё закончилось.

Как назовем свою историю? (Находка. Мишка в гостях у медвежат. Игрушка для медвежат. Новая игрушка. Как медведица нашла игрушку своим медвежатам.)

  1. Физминутка.

Мишка, Мишка заводной,

Косолапенький такой.

Мишка раненько встает,

Шею моет, щеки трет.

Подметает Мишка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять - Мишка сильным хочет стать.

  1. а) Все картинки перевернуты. Первая открыта.

Что можно сказать о картинке:

  • Кто однажды пришел в лес на прогулку?
  • Какая была погода?
  • Что взяли с собой дети?
  • Кто бежит впереди всех?
  • Почему собака бежит первая?

Объединить ответы детей в короткий текст начала рассказа:

Однажды летним днем дети пошли в лес на прогулку. Погода была солнечная, теплая. Дети взяли с собой игрушки, сачок для ловли бабочек, корзинку для грибов. Впереди всех бежала собачка.

б)        Открывается вторая картинка.

  • Что произошло с Мишкой?
  • Как вы считаете, о чем думал Мишка?
  • Кто появился из-за деревьев?
  • Почему медведица изображена удивленной?

Объединить ответы детей в последующее продолжение рассказа:

Дети не заметили, что Мишка вывалился из грузовика. Он остался лежать на лесной тропинке, а дети уже ушли дальше. Мишка подумал, что его потеряли, а, может, бросили. Из-за деревьев Мишку увидела медведица. Медведица очень удивилась, когда увидела Мишку: у них в лесу не бывает игрушек. Может быть, это какой-то медвежонок: такие же лапы, туловище, голова, уши...

в)        Открывается третья картинка.

  • Что решила сделать медведица?
  • Что подумал Мишка?

Объединить ответы детей в последующее продолжение рассказа:

Медведица взяла Мишку в зубы и куда-то понесла. Мишка подумал, что его хотят съесть. Потом Мишка решил, что он, возможно, сумеет понравиться и с ним сначала поиграют. Он вспомнил, что был когда-то у ребят любимой игрушкой. Мишка размышлял: «Куда же его несут?».

г)        Открывается четвертая картинка.

  • Куда принесла медведица Мишку?
  • Кто жил с ней в берлоге?
  • Сколько медвежат было у медведицы?
  • Как отреагировали медвежата, когда увидели Мишку?
  • Как ведет себя медведица?
  • Что думает Мишка теперь?

Объединить ответы детей в короткий текст конца истории:

Медведица принесла Мишку к своей берлоге. Вместе с ней в берлоге жили пять медвежат. Медвежата удивились находке. Некоторые медвежата боятся подходить к Мишке, они наблюдают со стороны. Один медвежонок осторожно подкрадывается к игрушке, а два смелых медвежонка даже взяли бережно Мишку за лапы. Медвежата удивлены, рады, восхищены, так как в лесу не бывает игрушек. Медведица любуется со стороны, что у её медвежат, наконец-то, появилась игрушка. Мишка, наверное, думает: «Был я любимой игрушкой у ребят, а теперь будут со мной играть и любить медвежата».

  1. Пальчиковая гимнастика.

Покажем Мишке косолапых медвежат.

Посчитаем коготки на лапках:

  1. коготок,
  2. коготка,
  3. коготка,
  4. коготка,
  5. коготков.

И на другой лапке.

Поставим когти внутрь, а пятки наружу.

-Мы какие? - Косолапые.

  1. Составление детьми рассказа по двум или всем картинкам серии с включением начала (завязки). Вызываются 1-2 человека.
  • Правдивая ли история?
  • Реальная или сказочная? Почему?

Сказочная, так как мы сочиняли о том, что думает Мишка, медведица. Мы как бы играли с Мишкой, а игра - это вымысел, сказка.

III.Игра «Радостный Мишка - грустный Мишка»

Детям даются картинки с изображением радостного Мишки.

  • Что может сказать тебе веселый Мишка. (ИФ ребенка)? Озвучь картинку.
  • Что может сказать тебе грустный Мишка, (ИФ ребенка)? Что могло огорчить Мишку и он немного загрустил. Скажи за него о себе. (Например, веселый Мишка говорит: «Молодец, (ИФ ребенка). Ты правильно и полно рассказал нам историю, грамотно и интересно построил рассказ. Или: «Умница, (ИФ ребенка). Ты не забывала правильно произносить звуки «Ш», «Ж». Твои ответы были грамотные, четкие и полные».

IV. Итог занятия.

Дается оценка работы детей на занятии. Раздаются солнышки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление индивидуального рассказа по серии картин «Зоопарк»»

Занятие построенно в соответствии с лексической темой " Животные жарких стран".Возраст детей: 6 - 7 лет...

Открытое занятие по развитию речи с элементами театрализации (драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» средняя группа

Создание благоприятных условий творческой активности у детей по средствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации....

Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...

Конспект по развитию речи.Составление повествовательного рассказа по серии картин "Новенькая"

Конспект по обучению детей старшей группы составлению повествовательного рассказа по серии картин....