Приставочные глаголы. Конспект логопедического занятия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя для детей старшего дошкольного возраста.
На занятии дети вместе с Манечкой из сказки "Гуси-лебеди" отправятся выручать Ванечку, закрепляя навык образования и употребления в связной речи глаголов, образованных при помощи приставок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemy_obrazovaniya_pristavok.pptx | 2.3 МБ |
pristavochnye_glagoly.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в словах-действиях начало ПЕРЕ- говорит нам о перемещении через предмет или с одного предмета на другой.
в словах-действиях начало В- говорит нам о движении внутрь
в словах-действиях начало ПОД- говорит нам о приближении
в словах-действиях начало ОТ - говорит нам об удалении
Предварительный просмотр:
Тема: Приставочные глаголы (заключительное занятие по теме).
Цели: Продолжать учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения; учить выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок; учить подбирать приставочные глаголы-антонимы.
Ход НОД:
1. Оргмомент. Логопед предлагает детям отгадать загадку:
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были,
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)
Дети отгадывают загадку, и появляется девочка Манечка из сказки «Гуси-лебеди» (кукла би-ба-бо на руке логопеда) и приглашает детей поиграть.
2. Дидактическая игра «Выполни задание».
Манечка принесла с собой предметы (низкая скамеечка, веревка, погремушка, обруч) дети их называют.
Логопед:
- Слушайте внимательно задания Манечки. Вы будете их выполнять с этими предметами.
К доске выходит ребенок, Манечка дает задание:
- Ваня, спрыгни». (Если ребенок затрудняется выполнить задание, то логопед задает вопрос: «С чего можно спрыгнуть?») Ребенок выполняет задание.
Логопед:
-Что сделал Ваня? (Ваня спрыгнул со стула).
Логопед:
- Ваня, впрыгни. (Дети оречевляют: Ваня впрыгнул в обруч).
Логопед:
- Ваня, выпрыгни. (Ваня выпрыгнул из обруча).
Далее логопед вызывает другого ребенка.
Логопед:
- Оля, перепрыгни.(Оля перепрыгнула через веревку).
Логопед:
-Оля, допрыгни. (Оля допрыгнула до погремушки)
Логопед каждый раз соотносит действие со схемой на доске: приставка + слово.
Каждый раз при произнесении нового глагола символы очередной приставки и основы слова соединяются. Таким образом, у детей зрительно закрепляется представление о наличии общей основы глаголов и уточняется способ их образования с помощью разных приставок.
3. Подбор приставочных глаголов из текста.
Дети вспоминают еще персонажей из сказки и к ним прилетает гусь. Логопед предлагает сесть детям на ковер вокруг игрового коврика (На массажном игровом коврике имеется - лес, озеро, гнездо, башня).
Логопед читает стихотворение и показывает (или просит наиболее слабого по уровню речевого развития ребенка показывать движения из стихотворения). Дети должны обратить внимание на слова-действия и запомнить их:
Птицы могут летать высоко,
Пролетать над озерами синими,
Улетать из гнезда далеко,
Ввысь взлетать над горами красивыми.
Облетать они могут лес,
Залетать за башни высокие,
Подлетать под низкий навес
И слетать с крыш в ямы глубокие.
После того как дети назовут слова-действия, логопед предлагает им самим выложить схемы нескольких приставочных глаголов; внимание в этом случае акцентируется на приставках. А гусь в конце задания хватает Ванечку (куклу) и улетает. Манечка «заплакала, запричитала»:
- Ой, что же делать, где же мой Ванечка? Маменька и папенька сказали за ним смотреть, а я к вам убежала про Ваню забыла. (Дети подходят к домику, а Ванечки нет)
Логопед предлагает помочь Манечке. Дети за столами, на доске изображение печки. Печка предлагает выполнить задание, тогда она поможет, скажет, куда гусь улетел.
4.Игра с мячом.
Логопед предлагает детям после получения мяча назвать обратное действие:
залезть — ...; вбежать — ...; въехать — ...; отойти — ...; подбежать — ...; заходить — ...; влетать — ...; подъехать — ..., открыть — ...; уползти — ...; приходить — ...; скатиться — ... и т. п.
При затруднении логопед помогает жестом, указанием на основу глагола и напоминает о замене начала слова.
5. Повторение схем приставок в глаголах движения. Презентация.
На доске появляется яблоня, которая соглашается помочь, но дети должны вспомнить схемы приставок (презентация)
Логопед предлагает детям вслушаться в начало слов-действий и вспомнить: когда мы говорим перелетает, перепрыгивает, переходит? А еще, о каких действиях мы говорим с началом пере-?
После ответов детей дается пояснение: в словах-действиях начало ПЕРЕ- говорит нам о перемещении. Детям показывается схема приставки пере- (слайды № 2,3)
Аналогично объясняется значение других приставок пространственного значения в глаголах движения и предъявляются схемы указанных приставок: В- говорит о движении внутрь, ПОД- — о приближении, ОТ- — об удалении (слайды № 4, 5,6,7,8,9) (Важно научить детей отличать приставки от одинаково с ними звучащих предлогов.)
Далее на пути молочная речка: дети выполняют задания. Пытаются по схемам вспомнить слова-действия с приставками С-, ОБ- и когда их употребляем: С- — говорит о движении сверху вниз, ОБ- — вокруг,
6. Массаж с помощью мячиков су-джок. Дети и Манечка встречают ежика и массируют ручки «Ежик показывает дорогу»
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Логопед говорит:
- А вот и Ванечка у Бабы –Яги сидит. Отдаст нам его Баба-Яга, если выполним задание:
Логопед оставляет на доске схемы приставок в глаголах движения. У детей на столах сюжетные картинки, по которым следует составить предложения с приставочными глаголами движения: перепрыгнул, вылетел, отъехал, подползла и пр. Подбираются только те глаголы, приставки в которых соответствуют имеющимся схемам.
Задание: составить предложение по своей картинке, найти слово-действие и начало этого слова, а затем поставить картинку рядом со схемой соответствующей приставки.
8. Итог занятия, оценка деятельности детей.
- В какой сказке побывали, кому помогали, что повторяли? Что понравилось на занятии? А мама с папой вернулись, и гостинец вам передали (угощение: конфеты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...