Приставочные глаголы. Конспект логопедического занятия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия  по совершенствованию лексико-грамматического строя  для детей старшего дошкольного возраста.

На занятии дети вместе с Манечкой из сказки "Гуси-лебеди" отправятся выручать Ванечку, закрепляя навык  образования и  употребления в связной речи глаголов, образованных при помощи приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shemy_obrazovaniya_pristavok.pptx2.3 МБ
Файл pristavochnye_glagoly.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Схемы приставок пространственного значения в глаголах движения

Слайд 2

в словах-действиях начало ПЕРЕ- говорит нам о перемещении через предмет или с одного предмета на другой.

Слайд 4

в словах-действиях начало В- говорит нам о движении внутрь

Слайд 6

в словах-действиях начало ПОД- говорит нам о приближении

Слайд 8

в словах-действиях начало ОТ - говорит нам об удалении



Предварительный просмотр:

Тема: Приставочные глаголы (заключительное занятие по теме).

Цели: Продолжать учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения; учить выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок; учить подбирать приставочные глаголы-антонимы.

Ход НОД:

1. Оргмомент. Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были,
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)

Дети отгадывают загадку, и появляется девочка Манечка из сказки «Гуси-лебеди» (кукла би-ба-бо на руке логопеда) и  приглашает детей поиграть.


2. Дидактическая игра «Выполни задание». 

Манечка принесла с собой предметы (низкая скамеечка, веревка, погремушка, обруч) дети их называют.
Логопед:

- Слушайте внимательно задания Манечки. Вы будете их выполнять с этими предметами. 
К доске выходит ребенок, Манечка дает задание:

-  Ваня, спрыгни». (Если ребенок затрудняется выполнить задание, то логопед задает вопрос: «С чего можно спрыгнуть?») Ребенок выполняет задание. 
Логопед:

-Что сделал Ваня? (Ваня спрыгнул со стула). 
Логопед:

- Ваня, впрыгни.  (Дети оречевляют: Ваня впрыгнул в обруч). 
Логопед:

- Ваня, выпрыгни. (Ваня выпрыгнул из обруча). 
Далее логопед вызывает другого ребенка. 
Логопед:

- Оля, перепрыгни.(Оля перепрыгнула через веревку). 
Логопед:

-Оля, допрыгни. (Оля допрыгнула до погремушки) 

Логопед  каждый раз  соотносит действие со схемой на доске: приставка + слово.

Каждый раз при произнесении нового глагола символы очередной приставки и основы слова соединяются. Таким образом, у детей зрительно закрепляется представление о наличии общей основы глаголов и уточняется способ их образования с помощью разных приставок.

3. Подбор приставочных глаголов из текста.

Дети вспоминают еще персонажей из сказки и к ним прилетает гусь. Логопед предлагает сесть детям на ковер вокруг игрового коврика (На массажном игровом коврике имеется - лес, озеро, гнездо, башня).

Логопед читает стихотворение и показывает (или  просит наиболее слабого по уровню речевого развития ребенка показывать движения из стихотворения). Дети должны   обратить внимание на слова-действия и запомнить их:

Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озерами синими,

Улетать из гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми.

Облетать они могут лес,

Залетать за башни высокие,

Подлетать под низкий навес

И слетать с крыш в ямы глубокие.

После того как дети назовут слова-действия, логопед предлагает им самим выложить схемы нескольких приставочных глаголов; внимание в этом случае акцентируется на приставках.  А гусь в конце задания хватает Ванечку (куклу) и улетает. Манечка «заплакала, запричитала»:

- Ой, что же делать, где же мой Ванечка? Маменька и папенька сказали за ним смотреть, а я к вам убежала про Ваню забыла. (Дети подходят к домику, а Ванечки нет)

Логопед предлагает помочь Манечке.  Дети за столами, на доске изображение печки. Печка предлагает выполнить задание, тогда она поможет, скажет, куда гусь улетел.

4.Игра с мячом.

Логопед предлагает детям после получения мяча назвать обратное действие:

залезть — ...; вбежать — ...; въехать ...; отойти — ...; подбежать — ...; заходить — ...; влетать — ...; подъехать — ..., открыть — ...; уползти — ...; приходить — ...; скатиться — ... и т. п.

При затруднении логопед помогает жестом, указанием на основу глагола и напоминает о замене начала слова.

5. Повторение  схем приставок в глаголах движения. Презентация.

На доске появляется яблоня, которая соглашается помочь, но дети должны вспомнить схемы приставок (презентация)

Логопед предлагает детям вслушаться в начало слов-действий и вспомнить: когда мы говорим перелетает, перепрыгивает, переходит? А еще, о каких действиях мы говорим с началом пере-?

После ответов детей дается пояснение: в словах-действиях начало ПЕРЕ- говорит нам о перемещении. Детям показывается схема приставки пере- (слайды № 2,3)

Аналогично объясняется значение других приставок пространственного значения в глаголах движения и предъявляются схемы указанных приставок: В- говорит о движении внутрь, ПОД- о приближении, ОТ- об удалении  (слайды № 4, 5,6,7,8,9)  (Важно научить детей отличать приставки от одинаково с ними звучащих предлогов.)

Далее на пути молочная речка: дети выполняют задания. Пытаются по схемам вспомнить слова-действия с приставками С-, ОБ- и когда их употребляем:  С- — говорит о движении сверху вниз, ОБ- вокруг,

6. Массаж с помощью мячиков су-джок. Дети и Манечка встречают ежика и массируют ручки «Ежик показывает дорогу»

7.  Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед говорит:

- А вот и Ванечка у Бабы –Яги сидит. Отдаст нам его Баба-Яга, если выполним задание:

Логопед оставляет на доске схемы приставок в глаголах движения. У детей на столах сюжетные картинки, по которым следует составить предложения с приставочными глаголами движения: перепрыгнул, вылетел, отъехал, подползла и пр. Подбираются только те глаголы, приставки в которых соответствуют имеющимся схемам.

Задание: составить предложение по своей картинке, найти слово-действие и начало этого слова, а затем поставить картинку рядом со схемой соответствующей приставки.

8. Итог занятия, оценка деятельности детей.

- В какой сказке побывали, кому помогали, что повторяли? Что понравилось на занятии? А  мама с папой вернулись, и гостинец вам передали (угощение: конфеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...