профилактика оптической дисграфии.
статья по логопедии на тему

Рощина Ольга Владимировна

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика оптической  дисграфии у детей дошкольного возраста

        Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Оптическая дисграфия – дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

        В основе оптической дисграфии лежит недостаточная  сформированность зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

        Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

        - недописывание элементов букв;

        - добавление лишних элементов;

        - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

        - зеркальное написание букв. [2, с. 248]

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

        Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок письма в детском саду очевидна сегодня для всех. [1, с. 76 – 77]

         К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма.

        Рассмотрим содержание основных направлений логопедической работы по профилактике  оптической дисграфии у дошкольников:

        1.  Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

        Можно использовать следующие виды заданий:

        -  назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

        - найти ошибку в изображении предмета;

        - распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;

        - найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных;

        - найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным;

        - найти и соотнести предмет с геометрической фигурой;

        - угадать предметы по отдельным деталям;

        - синтезировать реальные изображения предметов ( разрезные картинки, пазлы,  «заплатки»);

        - соотнести черно – белые изображения предметов с цветными.

        2. Развитие зрительной памяти.

        Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания  образца сокращается, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т.д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:

        - запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти;

        - запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги;

        - восстановит пары картинок;

        - восстановит первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка);

        - сравнить две картинки и найти их отличия;

        - запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены  геометрические фигуры).

        3. Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

         Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

        - формирование ориентировок ребенка в собственном теле;

        - формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку;  определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2 – 3  предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении  предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами;

        - формирование понимания значений и верного употребления в речи   предлогов, описывающих  пространственные ситуации;

        - формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений;

        - формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.

        Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных представлений:

        - назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти;

        - назвать, что выше (ниже) всего;

        - показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.);

        - показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бедрами и т.д.);

        - назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади);

        - назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади);

        - стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко);

        - нарисовать на листе бумаги геометрические  фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник;

        - провести на листе бумаги дорожку от одного предмета  к другому;

        - пространственные слуховые диктанты;

        - отработать правильность употребления  предлогов перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в. [4, с.54]

        4. Развитие буквенного гнозиса, автоматизация и дифференциация смешиваемых букв.

        - выделение первого звука  из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;

        - стихотворное описание графического образа буквы;

        - подбор зрительного образа к букве (найти предметы, зрительно напоминающие букву);

        - конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);

        - знакомство с объемным вариантом буквы. Закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);

        - подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);

        - узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв;

        - нахождение букв, написанных неправильно;

        - знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;

        - самостоятельное написание буквы;

        - слуховые и зрительные  диктанты;

        - автоматизация изучаемой буквы в слогах,

        - автоматизация изучаемой буквы в словах;

        - запись букв и составление из них слова с его последующей записью; [3, с. 48]

        Дифференциация смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:

        А) дифференциация графически сходных букв изолированно:

        -  разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;

        - записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;

        - реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;

        - найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряд слитно;

        Б) дифференциация графически сходных букв в слогах:

        - составить слоги из букв;

        - выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами;

        В) дифференциация графически сходных букв в словах:

        - составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами (в первом слове – одна изучаемая буква, а во втором – другая);

        Г) дифференциация графически сходных букв в предложениях:

        - найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;

        - вставить в предложения смешиваемые буквы.

        Реализация предложенных направлений  коррекционно – профилактической работы в ходе обучения дошкольников позволит успешно подготовить  детей  к обучению в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.

        Таким образом, проблема предупреждения нарушений письма у дошкольников существует и остается актуальной. Но ее недостаточная изученность требует от педагогов поиска инновационных направлений и приемов логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных нарушений письменной речи. [4, с. 56 – 57]

        

Список литературы

  1. Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушениями речи // Логопед. – 2007. - № 4. – с.76 – 80
  2. Вологодина Н.Г. Домашний логопед / Н.Г.Вологодина. – Ростов н/.: Феникс, 2006. – с. 245 - 253
  3. Логинова Е.А. Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого – педагогической работе с детьми  дошкольного возраста //  Логопед в детском саду. – 2005. - № 4. – с. 46 – 50
  4. Михайлова Г.А. Основные направления коррекционно – профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. - № 1. с. 53 – 57
  5. Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1973. – с. 208 - 221

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Презентация "Профилактика Оптической дисграфии у дшкольников с ОНР"

Презентацию можно использовать на  подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания  помогают развивать у детей внимание, памя...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

профилактика оптической дисграфии

Конспект подгруппового занятия по профилактике оптической дисграфии у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-СТУДИЯ»...