Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Лесная школа"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Беляева Наталья Анатольевна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Лесная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида
  1. Тема: «Лесная школа »
  2. (  итоговое занятие по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей   логопедической группе детей с ОНР.)  
  3.                        
  4.                                                      
  5.                                
  6.                                       Беляева Н.А.
  7.                                                Учитель – логопед
  8.  
  9. Саранск, 2017 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности “Лесная школа” по  формированию грамматических категорий и развитию связной речи  в старшей логопедической группе.

 

ТЕМА: “Лесная школа”.

Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о весне и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по темам “Весна”, “Дикие животные и их детёныши”, “Лес, растения”. Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление относительных и притяжательных прилагательных; образование формы существительного в родительном падеже множественного числа; изменение и употребление форм существительного по падежам единственного и множественного числа (дат., предлож. падежах)

согласование прилагательных с существительными в роде, и числе; образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование однокоренных слов от слова заяц.

Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений с предлогами, употребление приставочных глаголов.).

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятель-ности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование.    Магнитная доска, мольберт, мяч, картинки с изображением   цветов,насекомых, игрушка заяц, схема предложения, магнитафон, звонок.

Предварительная работа. Прогулка   на территории детского сада, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Рассматривание картин по теме весна, с изображением весенних цветов,  насекомых, деревьев. Заучивание приветствия “Здравствуйте”. Разучивание физминутки.

Ход занятия.

I. Организационный момент. [Установление эмоционального контакта.]

 

Приветствие “Здравствуйте”.

Л: Здравствуйте  дети, поприветствуйте наших гостей.  

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй добрый человек.

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень….. (  здороваются)

II.   Объявление темы занятия.( Развитие монологической  речи. )

Л: Стала тёплою погода,

Светит солнце, и природа

Пробудилась ото сна

В гости к нам пришла …

Дети хором: Весна.

 -Свое место займет тот, кто назовет признаки весны.

- Сегодня мы совершим необычное путешествие в загадочный весенний  лес.

 Послушайте звуки волшебного леса. (Звучит запись звуков леса.)

- Что вы услышали? Ответы детей.

  III. Дыхательные упражнения “В лесу”.

С использованием запаха хвои.

Л: В весеннем лесу воздух чистый и свежий. Давайте глубоко подышим (вдох – выдох через нос).

(слышится детский плач)

Л: - Что такое? Что случилось? Кто плачет и почему? Вот и загадка в лесу.

Ответы детей.

 Л: Ой! Кто же это?

Д: Зайчик.

Л: Зайчик плачет, надо его успокоить.

IV. Упражнение “Семь слов”. [Образование однокоренных слов от слова заяц.]

Л: Мы сейчас поиграем, зайчик послушай нас. Игра называется “Семь слов”. Попробуем назвать семь слов-родственников от слова заяц.

Как назовём ласково зайца? (зайчик)

А как ещё? (зайка)

А ещё? (заинька)

Как назовём детёныша зайца? (зайчонок)

Как назовём мама зайца? (зайчиха)

Чей хвост у зайца? (заячий)

Молодцы! Отлично!

Л: Опять плачет. Надо пожалеть.

V. Игра “Назови ласково”. [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Л: Я буду говорить про большого зайца. А вы проговаривайте про маленького зайчонка, ласково:

У зайца короткий хвост. – У зайчонка коротенький хвостик.

У зайца длинные уши – У зайчонка длинненькие ушки.

У зайца трусливое сердце. – У зайчонка трусливенькое сердечко.

У зайца серая шерсть – У зайчонка серенькая шёрстка.

У зайца розовый нос. – У зайчонка розовенький носик.

У зайца хитрые глаза. – У зайчонка хитренькие глазки.

У зайца чёрные лапы. – У зайчонка чёрненькие лапки.

У зайца умная морда. – У зайчонка умненькая мордочка.

 

 Зайчонок грустный, может он мне на ушко скажет, почему он грустит.

На старой липе  в лесу

Большое оживление.

Повесил кто-то на заре

Такое объявление:

А прочитать он не может …..  

Л: Зайка миленький не плачь…мы тебе поможем.

Дети хором: Мы тебе поможем…

 Миша прочитай пожалуйста объявление.

«Открыта школа для зверей и птиц!»

- Кому адресовано это объявление? Кому будет интересно учиться в школе?

(Птицам: ласточкам, грачам, сорокам, чижам..

Животным: ежатам, лисятам, волчатам, медвежатам…)

Л: Зайка ты не плачь, а собирайся в школу.

 VI . Упражнение “Кто как передвигается?”

В лесу живут разные животные и птицы, и они по-разному передвигаются. Я начну предложение, вам его нужно закончить.

Медведь по лесу шёл-шёл и к школе... пришёл.

Лиса по лесу бежала-бежала и к школе.... прибежала.

Змея по лесу ползла-ползла и к школе ….приползла.

Белка по веткам прыгала-прыгала и к школе….припрыгала.

Сорока над лесом летела-летела и … прилетела.

Зайчик по лесу скакал-скакал и к школе … прискакал.

 

Игра  «  Школа.»

  звенит звонок.

VII . Игра с мячом “Один – много”. [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в родительном падеже множественного числа).]

Л: Прозвенел звонок.

Начался урок.

 Л: В лесу много деревьев, всех их не пересчитаешь и не назовёшь. Вот так загадка… Поиграем в игру “Один – много” с мячом.

Л: . Я бросаю вам мяч и называю дерево, а вы ловите мяч и называете много таких деревьев.    

Д: Берёза –   много берёз

Сосна –  много сосен …

  VIII.  “Физкультурная пауза”. [Развитие общей моторики.]

Музыкальная пауза « Зайка»

 IX. Упражнение “ Цветы”.

Л: Прозвенел опять звонок,

Значит начался урок!

На уроке животные и птицы говорили о весенних приметах, мы их тоже знаем. Самая красивая примета, и удивительная загадка природы, когда распускаются цветы….  Цветы распускаются и в лесу, и в поле, и в саду, и на ваших столах тоже могут распуститься цветы, переверните картинки и посмотрите.

 На перевёрнутых карточках нарисованы цветы. Нужно взять и перевернуть картинку. Сказать по образцу:

Я рад подснежникам…

(Василькам, фиалкам, ландышам , ромашкам  … )

Картинки выставляются на магнитную доску.

Л: Посмотрите, как красиво!  

Какие цветы? Подберите слова-признаки.

(Цветы яркие, нежные, ароматные…)

X .  Упражнение “Составь предложение”. [Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по вопросам). Употребление предлогов.]

Л:   В лесной школе -перемена.

Можно прыгать и играть, и кого-нибудь поймать…

 -Я предлагаю вам поймать насекомых (на столах картинки с насекомыми)

 -Весной насекомык просыпаются после зимней спячки.

  -А чтобы насекомое поймать, нужно  составить предложение про это  насекомое по схеме. Схема предложения с предлогом на мольберте.

Д: Кузнечик прыгнул в  траву.

Бабочка села на цветок.

(Дети называют предложения и опускают картинки в коробку- ловушку.)

Л:   Вот звенит  звонок,

Пора заканчивать урок.

Звенит звонок.

           XI.  Окончание занятия.

          Вот и закончились уроки в лесной школе.

Зайчонок говорит вам спасибо.

Вы помогли ему  прочитать объявление и теперь он учится в лесной школе и ему там интересно..

Л: Ребята, а вам было интересно? Что понравилось в школе?

Ответы детей.

Зайчик прощается: До свидания. Спасибо за занятие.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....