Конспект нод по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Баринова Светлана Николаевна

Тема: «Диалоги о птицах»

Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- создать условия для получения детьми знаний о внешнем виде зимующих птиц;

- способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы;

- активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;

- сформулировать у детей потребность правильно употреблять существительные с уменьшительно – ласкательным значением;

- упражнять в образовании множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

- развитие координации речи с движением;

- развивать внимания; памяти, мышления;

- развивать  мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

 -воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.

 

Предшествующая работа:

 -д/игра «Объясни словечко» (диалог)

 - чтение художественной литературы:

 - В. Бианки «Синичкин календарь»;

 - М. Пришвин «»Птицы под снегом»;

 - Г. Скребицкий «На лесной полянке»;

 - наблюдение за птицами на территории детского сада.

 

Оборудование: магнитофон, игрушка, предметные картинки птиц; кормушка; корм; разрезные модели птиц на каждого ребенка; д/игра «Назови ласково»; д/игра «Части тела птиц»; д/игра «Один - много», мнемотаблица "Части тела птиц"

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход:

I. Организационный момент. Мотивация

Логопед: Ребята, вы узнали, кто это?

Хрюша: Мне вчера Степашка загадал  загадку и я весь день не мог ее отгадать. Помогите, ребята.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Нас зимою покормите

Дети кто мы? Назовите.

(Птицы.)

Хрюша: А кто такие птицы, я никогда не видел птиц.

Логопед: Разве ты ничего не знаешь о птицах?

Хрюша: Нет.

Логопед: Тогда мы с ребятами предлагаем посмотреть телепередачу о птицах.

Звучит музыка.

Логопед: Внимание! Внимание!

Говорит и показывает «Центральное телевидение детского сада №1»

Начинаем утреннюю познавательную передачу «Диалоги о птицах»

Ведущая передачи – Светлана Николаевна, участники дети – знайки.

II . Сообщение темы

Логопед: Дети, каких птиц можно встретить и зимой, и летом?

Дети: Зимующих птиц можно встретить и зимой, и летом.

Логопед: Назовите зимующих птиц.

Дети: Снегирь, синица, воробей, ворона, дятел и др.

Уважаемые, телезрители!

Сегодня вы узнаете о том, как птицы живут-поживают, как птиц зовут-величают, чем они отличаются друг от друга.

III. Дидактическая игра «Части тела» (дети сидят на стульях)

Логопед: Предлагаем вашему вниманию игру  «Части тела птиц»

У птицы есть голова, туловище, хвост.

На голове - глаза, уши, только они не видны из-за перьев, клюв, две ноздри, расположенные над клювом.

Тело птиц овальной формы.

У птицы  есть 2 крыла, 2 ноги.

Ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных пальца. На пальцах длинные, острые когти. Тело покрыто птицы перьями

У птицы есть хвост.

Птице нужен хвост для того, чтобы управлять им в полете.

(2 детей называют части птиц)

Ребята, подумайте, чем птицы отличаются друг от друга? (окраской, размером и формой клюва и хвоста, оперением)

IV. Зрительная гимнастика «Птичка»

Логопед: Дети, а кто самый внимательный? Следите за птичкой.

V. Дидактическая игра «Назови ласково» (дети проходят по следам)

Логопед: Ребята, вам нужно пройти по следам и назвать птицу ласково.

Дети наступают на следы птиц и называют предмет ласково.

Синица – синичка, ворона – воронушка, сова – совушка, воробей – воробышек, снегирь – снегирек, голубь - голубок и т.д.

VI. Дидактическая игра «Собери птичку» (дети за столами собирают птиц)

Логопед: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Собери птичку»

Назовите птиц, которые у вас получились.

VII.Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Логопед: Дети подуйте на птичек. Птички вспорхнули и улетели.

VIII. Дидактическая игра "Один - много".

Логопед: Посмотрите, все птицы прилетели на сосну.

Была одна синичка, а стало много синичек.

Один воробей - много воробьёв

Одна ворона - много ворон

Одна сорока - много сорок

Одна синица - много синиц

Один снегирь - много снегирей

Один голубь - много голубей

IX. Физкультминутка

«Вот под елочкой»

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

X.Пальчиковая гимнастика

«Прилетайте птички»

Прилетайте птички

(«зовущие движения пальцев,

Сала дам синичке

(«режущие» движения ладоней одна по другой,

Приготовлю крошки,

(пальцы щепоткой - крошим «хлеб»

Хлебушка немножко,

(тереть подушечки пальцев друг о друга,

Эти крошки - голубям,

Эти крошки – воробьям,

(вытянуть вперед правую руку вверх ладонью, тоже с левой,

Галки да вороны ешьте макароны.

(тереть ладонью о ладонь)

XI. Дидактическая игра «Накорми птичку» (дети сидят на стульях)

Логопед:  Зимой мало корма, для птиц наступают тяжёлые времена

Ребята, как мы можем помогать птицам в зимнее время?

Дети: Смастерить кормушки для птиц. Кормить птиц.

Уважаемые телезрители и Хрюша, сейчас наши дети – знайки накормят птиц и вы узнаете, какой корм им необходим птицам.

(Дети берут изображение птички, прикрепляют его на кормушку, а с тарелочки корм, его – в кормушку)

Воробья накормим крошками.

Голубя накормим семечками.

Дятла накормим семенами шишек.

Снегирям  накормим рябиной.

Синичку накормим салом.

XII.Рефлексия.

Логопед: Ребята, давайте украсим нашу елочку

(красный шарик – все у нас получилось, зеленый шарик – были затруднения)

Ребята, а с какими заданиями мы справились легко?

А что вызвало затруднение?

Что вам понравилось?

Похвалить детей.

Дети, мне было приятно работать с вами, спасибо. Вы меня порадовали своими ответами. Я хочу вам подарить слова (молодец, умница, старательный, внимательный)

Логопед: - Хрюша, теперь ты знаешь, кто такие птицы?

Хрюша: - Да, я теперь многое узнал о птицах. Побегу расскажу всем.

Уважаемые телезрители, наша передача подошла к концу. Мне, как ведущей и моим помощникам хотелось бы узнать понравилась ли вам передача, узнали ли вы для себя что- то полезное. Отзывы о передаче присылайте по адресу «Центральное телевидение детского сада №1» группа №4 ведущей Светлане Николаевне и детям – знайкам.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 231.konspekt_zimuyushchie_ptitsy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Тема: «Диалоги о птицах»

Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- создать условия для получения детьми знаний о внешнем виде зимующих птиц;

- способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы;

- активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;

- сформулировать у детей потребность правильно употреблять существительные с уменьшительно – ласкательным значением;

- упражнять в образовании множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

- развитие координации речи с движением;

- развивать внимания; памяти, мышления;

- развивать  мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

 -воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.

Предшествующая работа:

 -д/игра «Объясни словечко» (диалог)

 - чтение художественной литературы:

 - В. Бианки «Синичкин календарь»;

 - М. Пришвин «»Птицы под снегом»;

 - Г. Скребицкий «На лесной полянке»;

 - наблюдение за птицами на территории детского сада.

Оборудование: магнитофон, игрушка, предметные картинки птиц; кормушка; корм; разрезные модели птиц на каждого ребенка; д/игра «Назови ласково»; д/игра «Части тела птиц»; д/игра «Один - много», мнемотаблица "Части тела птиц"

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Ход:

I. Организационный момент. Мотивация

Логопед: Ребята, вы узнали, кто это?

Хрюша: Мне вчера Степашка загадал  загадку и я весь день не мог ее отгадать. Помогите, ребята.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Нас зимою покормите

Дети кто мы? Назовите.

(Птицы.)

Хрюша: А кто такие птицы, я никогда не видел птиц.

Логопед: Разве ты ничего не знаешь о птицах?

Хрюша: Нет.

Логопед: Тогда мы с ребятами предлагаем посмотреть телепередачу о птицах.

Звучит музыка. 

Логопед: Внимание! Внимание!

Говорит и показывает «Центральное телевидение детского сада №1»

Начинаем утреннюю познавательную передачу «Диалоги о птицах»

Ведущая передачи – Светлана Николаевна, участники дети – знайки.

II . Сообщение темы

Логопед: Дети, каких птиц можно встретить и зимой, и летом?

Дети: Зимующих птиц можно встретить и зимой, и летом.

Логопед: Назовите зимующих птиц.

Дети: Снегирь, синица, воробей, ворона, дятел и др.

Уважаемые, телезрители!

Сегодня вы узнаете о том, как птицы живут-поживают, как птиц зовут-величают, чем они отличаются друг от друга.

III. Дидактическая игра «Части тела» (дети сидят на стульях)

Логопед: Предлагаем вашему вниманию игру  «Части тела птиц»

У птицы есть голова, туловище, хвост.

На голове - глаза, уши, только они не видны из-за перьев, клюв, две ноздри, расположенные над клювом.

Тело птиц овальной формы.

У птицы  есть 2 крыла, 2 ноги.

Ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных пальца. На пальцах длинные, острые когти. Тело покрыто птицы перьями

У птицы есть хвост.

Птице нужен хвост для того, чтобы управлять им в полете.

(2 детей называют части птиц)

Ребята, подумайте, чем птицы отличаются друг от друга? (окраской, размером и формой клюва и хвоста, оперением)

IV. Зрительная гимнастика «Птичка»

Логопед: Дети, а кто самый внимательный? Следите за птичкой.

V. Дидактическая игра «Назови ласково» (дети проходят по следам)

Логопед: Ребята, вам нужно пройти по следам и назвать птицу ласково.

Дети наступают на следы птиц и называют предмет ласково.

Синица – синичка, ворона – воронушка, сова – совушка, воробей – воробышек, снегирь – снегирек, голубь - голубок и т.д.

VI. Дидактическая игра «Собери птичку» (дети за столами собирают птиц)

Логопед: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Собери птичку»

Назовите птиц, которые у вас получились.

VII.Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Логопед: Дети подуйте на птичек. Птички вспорхнули и улетели.

VIII. Дидактическая игра "Один - много".

Логопед: Посмотрите, все птицы прилетели на сосну.

Была одна синичка, а стало много синичек.

Один воробей - много воробьёв

Одна ворона - много ворон

Одна сорока - много сорок

Одна синица - много синиц

Один снегирь - много снегирей

Один голубь - много голубей

IX. Физкультминутка

«Вот под елочкой»

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

X.Пальчиковая гимнастика

«Прилетайте птички»

Прилетайте птички

(«зовущие движения пальцев,

Сала дам синичке

(«режущие» движения ладоней одна по другой,

Приготовлю крошки,

(пальцы щепоткой - крошим «хлеб»

Хлебушка немножко,

(тереть подушечки пальцев друг о друга,

Эти крошки - голубям,

Эти крошки – воробьям,

(вытянуть вперед правую руку вверх ладонью, тоже с левой,

Галки да вороны ешьте макароны.

(тереть ладонью о ладонь)

XI. Дидактическая игра «Накорми птичку» (дети сидят на стульях)

Логопед:  Зимой мало корма, для птиц наступают тяжёлые времена

Ребята, как мы можем помогать птицам в зимнее время?

Дети: Смастерить кормушки для птиц. Кормить птиц.

Уважаемые телезрители и Хрюша, сейчас наши дети – знайки накормят птиц и вы узнаете, какой корм им необходим птицам.

(Дети берут изображение птички, прикрепляют его на кормушку, а с тарелочки корм, его – в кормушку)

Воробья накормим крошками.

Голубя накормим семечками.

Дятла накормим семенами шишек.

Снегирям  накормим рябиной.

Синичку накормим салом.

XII.Рефлексия.

Логопед: Ребята, давайте украсим нашу елочку

(красный шарик – все у нас получилось, зеленый шарик – были затруднения)

Ребята, а с какими заданиями мы справились легко?

А что вызвало затруднение?

Что вам понравилось?

Похвалить детей.

Дети, мне было приятно работать с вами, спасибо. Вы меня порадовали своими ответами. Я хочу вам подарить слова (молодец, умница, старательный, внимательный)

Логопед: - Хрюша, теперь ты знаешь, кто такие птицы?

Хрюша: - Да, я теперь многое узнал о птицах. Побегу расскажу всем.

Уважаемые телезрители, наша передача подошла к концу. Мне, как ведущей и моим помощникам хотелось бы узнать понравилась ли вам передача, узнали ли вы для себя что- то полезное. Отзывы о передаче присылайте по адресу «Центральное телевидение детского сада №1» группа №4 ведущей Светлане Николаевне и детям – знайкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...