Занятие для детей старшей и подготовительной группы "Путешествие в страну сказок".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Литикова Алеся Владимировна

Логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы детского сада “Путешествие в страну сказок”. В своем занятии я использовала игры, которые формируют грамматический строй речи. Использовались дидактические игры, игры с предметами. Так же большое внимание уделяю подвижным играм, играм с мячами, музыкальную ритмику, дыхательную гимнастику. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила:

Литикова Алеся Владимировна

                                                                         Учитель-логопед

СОШ п.Верхнеказымский

Тема: “Путешествие в страну сказок”

        Цель: Создание игровой ситуации для закрепления пройденного материала. Подготовка детей к школьному обучению.

Задачи

Образовательные:

  • обогащать и расширять словарь детей,
  •  совершенствовать грамматические категории, 
  •  закрепить умение подбирать антонимы к словам,
  •  закреплять навыки  звуко-слогового анализа,
  • закрепить умение согласования прилагательных с существительными,
  •  закрепить умение образования слов в уменьшительно-ласкательной форме,
  • формировать умение  находить предмет, явление или слово с противоположным значением,
  • формировать мотивацию к обучению в школе и умение анализировать проведенную работу.

Развивающие:

  • развивать речевую и двигательную активность,
  • вырабатывают реакцию на словесный сигнал,
  • развивать  координацию движений
  • развивать фонематический слух детей,
  • развивать психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение,
  • развивать выразительность речи. 
  • развивать голосообразование, хорошее звучание голоса,
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к родному языку,
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Возрастная группа: подготовительная к школе, дети шестого года жизни.

Форма организации: групповая.

Направление НОД – развивающее.

Время реализации НОД – 25-30 минут.

Рекомендуемое количество детей – 6 человек.

Предварительная работа:

- создание мультимедийной презентации к НОД;

- изготовление раздаточного материала для каждого ребенка;

- изготовление фишек с изображением сказочных героев, медалей.

- предварительное чтение весёлых стихов небылиц. Обсуждение с детьми,

В непосредственно образовательной деятельности используется разработанный мной медиапродукт: использование интерактивной доски Smart Board и презентации Smart Notebook. Применение новых информационно коммуникативных технологий позволяет повысить мотивационную и познавательную активность детей, облегчить применение наглядности и добиться лучшего развивающего эффекта.

Весь демонстрационный и раздаточный материал, используемый в НОД, соответствует теме и поставленным задачам.

Для повышения мотивационной активности в ходе образовательной деятельности и вхождения детей в игру используется психологический настрой (хоровое проговаривание детьми вместе с логопедом стихотворения).

Данные игровые ситуации проходят через все этапы НОД, вызывая у детей желание активно работать и выполнять все виды заданий.

Весь материал образовательной деятельности, включая мультимедийную интерактивную презентацию, составлен с учетом индивидуальных, психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также с учетом СанПиН:

- проветренное помещение,

- время реализации НОД не превышает 30 мин,

- непосредственная беспрерывная работа с экраном не превышает 3 мин.

- на протяжении всей НОД сменяются разные виды деятельности, проводится физминутка.

В образовательной деятельности используются следующие технологии:

- игровые,

- здоровьесберегающие,

- информационно-коммуникативные.

Для снятия эмоционального напряжения используется логоритмическое упражнение «На зарядку становись».

Мотивация развивающей деятельности достигается путём использования интерактивного наглядного материала, художественного слова в играх и словесной похвалой.

Организационно-мотивационный этап НОД направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключение внимания детей к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней.

Основной этап подчинён главным задачам развивающей деятельности. В ходе игр и упражнений достигаются все поставленные цели и задачи:

  • развитие логического мышления с помощью загадок;
  • развитие речи с использованием игр:  “Какой дом у гномов?”, “Скажи наоборот”;  
  • развитие артикуляционного аппарата с применением комплекса артикуляционных     упражнений;
  • развитие графо-моторных навыков с помощью рисования капель воды;
  • развитие дыхания и голоса с использованием музыкальной голосилки.

Заключительная часть дает возможность закрепить полученный детьми в ходе НОД эмоционально-положительный настрой.

Планируемые результаты:

  • ребёнок: умеет подбирать антонимы к словам, совершенствует грамматические категории.
  • у ребёнка развит фонематический слух, психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение и выразительность речи.
  • у ребёнка развита общая и мелкая моторика; 
  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении. 
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; 
  • ребенок способен адекватно реагировать и давать оценку своим действиям.

Таким образом, содержание развивающей образовательной деятельности, использованные методы и приёмы, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности – позволит обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствует повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.

Структура НОД

Этапы

Структура

Цели и задачи

1-й

Организационный момент. Подготовительный.

Психологический настрой.

Цель: знакомство, настрой на совместную работу.

2-й

Основной.

Д/игра “Какой дом у гномов?”

Д/игра «Раздели слова на слоги»

Логоритмика «На зарядку становись»

Музыкальная голосилка

Чтение небылицы

Словесная игра “Скажи наоборот”

Упражнение «Нарисуй капли воды»

Цель: развивать фонематический слух детей, психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение и выразительность речи, мелкую и общую моторику.

Согласование прилагательных с существительными, образование слов в уменьшительно-ласкательной форме.

Развивающая игра данного вида направлена на то, чтобы снять страх ребёнка перед чтением по слогам, одновременно развивает мелкую моторику.

Развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал, координацию движений и снятие эмоционального напряжения.

Обеспечивает голосообразование, хорошее звучание голоса.

Развитие воображения, восприятие, образное мышление.

Эта игра развивает логическое мышление, учит находить предмет, явление или слово с противоположным значением. Развивает речевую и двигательную активность.

Развитие мелкой моторики рук, подготовка детей к школьному обучению.

3-й

Заключительный.

Сюрпризный момент (медали за активное участие). Подведение итогов. Оценка детьми занятия.

Формирование мотивации к школьному обучению.

Формировать умение анализировать проведенную работу.

Ход НОД

Дети под музыкальное сопровождение входят в кабинет логопеда. Хоровое проговаривание детьми вместе с логопедом приветствия:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре -

Говорим всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, и встретим там сказочных героев. Когда мы будем путешествовать по сказочной стране, мы должны выполнить очень интересные задания. Вопросы и задания готовили для вас самые известные в мире сказочные герои, но, чтобы узнать, как зовут героев, мы должны отгадать загадки. За активное участие и каждый правильный ответ вы будете получать фишку с изображением сказочного героя. В конце нашего занятия мы определим самого активного участника по количеству фишек.

Логопед: Итак, вы готовы принять участие в этом трудном, но интересном испытании?

Дети:  Да!

Логопед: Слушаем внимательно загадку.

Он пришел из сказки к нам,
Постучал тихонько в дом,
В ярком красном колпачке —
Ну, конечно, это …

Дети: Гном!

Логопед: Первое задание для вас подготовили всем известные в сказочном мире гномы (на экране появляется изображение гномов)

Д/игра “Какой дом у гномов?”

Логопед: Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил … (дом).

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал … (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко).

Самый мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище).

Логопед: Гномы хотят узнать, какие у них будут дома, если они их построят из:

Из дерева – деревянный

Из песка

Из камней

Из кирпичей

Из стекла

Из железа

Из соломы

Из бумаги

Из снега

Изо льда

Из глины

Из конфет

Из шоколада

Из пряников

Из мармелада

Из леденцов

Логопед: Слушаем внимательно вторую загадку.

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун, болтун, зазнайка?

Знают все, малыш ...

Дети: Незнайка!

Логопед: Следующее задание для вас подготовил Незнайка. Незнайка очень любит путешествовать! Вы должны назвать виды транспорта. Ребята, скажите какие виды транспорта вы знаете? 

Дети: Машина, самолет и.т.д.

Д/игра «Раздели слова на слоги»

Логопед: Давайте разделим слова на слоги. (Ма-ши-на, са-мо-лет, по-езд, мо-то-цикл).

Дети: Делят слова на слоги, прохлопывая в ладоши каждое слово.

Логопед: Ребята, скажите, что мы должны делать, чтобы быть здоровыми?

Дети: Заниматься спортом, делать зарядку.

Логоритмика с музыкальным сопровождением «На зарядку становись»

Эй, лежебоки, вы  вставайте!

На зарядку выбегайте!        

Хорошенько потянулись      

Вы проснулись?                    

Да, проснулись!

Солнышко лучистое любит скакать!

С облачка на облачко перелетать.

Раз, два, три, четыре, пять!                

Логопед: Ребята, скажите, что мы должны делать, чтобы говорить правильно и красиво?

Дети: Артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Звуки А,О,У,И,Ы, (уточнение артикуляции гласных звуков)

Логопед: А еще что мы должны уметь?

Дети: Правильно дышать.

Упражнение на развитие дыхания и голоса.

Логопед: Давайте пропоем гласные звуки (дети вместе с логопедом под музыку поют все гласные звуки, на экране изображение всех гласных звуков)

Логопед: Что за крик? Что за рёв?    

Там, не стадо ли коров?

- Нет, там не коровушка,

Это Катя – рёвушка!

Плачет, заливается,

Платьем утирается.

Логопед: Девочка - Рёвушка.  Вы знаете, что Рёвушка плачет день и ночь. Ребята, придумайте, как её можно рассмешить!

Дети: предлагают свои варианты.

Логопед: А я знаю ещё одно решение этой проблемы! Давайте ей прочитаем весёлые стихи небылицы. Ребята что такое небылица?  

Ответы детей.

Логопед: Небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.

Чтение небылицы «Небывалая сторонка»

Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.  (И. Гурина)

Логопед: Слушайте следующую загадку.

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..

Дети: Буратино!

Логопед: А это задание для вас подготовил Буратино (на экране –изображение Буратино). Он очень любит спорить, вот и решил поиграть с вами в игру “Скажи наоборот”.

Словесная игра “Скажи наоборот”

Большой -маленький

Высокий-низкий

Старый-новый

Неряшливый-опрятный

Лёгкий-тяжелый

Узкий-широкий

Грязный-чистый

Злой-добрый

Сухой-мокрый

Светло-темно

День-ночь

Хорошо-плохо

Грустно-весело

       Логопед: Слушайте следующую загадку.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали?

Дети:  Дюймовочка!

Логопед: Последнее задание для вас приготовила Дюймовочка. Она очень любит цветы, любит ухаживать за цветами. Мы тоже будем поливать цветы. Нужно нарисовать синим карандашом капельки воды. (Графо-моторные навыки).

Логопед: Вот и подходит к концу наше путешествие по стране сказок. Вам понравилось путешествовать? Сказочные герои прощаются с вами! Скажите, с какими сказочными героями мы сегодня повстречались? Какое задание вам понравилось больше всего? Кто из ребят сегодня был самый активный? (Каждый ребенок подсчитывает количество фишек). Логопед отмечает детей, у которых большее количество фишек.

 Логопед: Наше занятие заканчивается, до новых встреч! Вручаются медали за активное участие.

Программно-методическое обеспечение

Список используемой литературы

1. Т.А.Ткаченко. «Формирование лексико-грамматических представлений». Сборник упражнений и методических рекомендаций для занятий с дошкольниками.

2. Лескова Г., Ноткина Н. “Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей”. Дошкольное воспитание. 1983. № 3.

3.Селиверстов В.И. “Игры в логопедической работе с детьми.” – М.: Просвещение, 1987.

4.Лопухина И. С. “Логопедия” – М.: Аквариум, 1995.

5.Л. Н. Смирнова “Логопедия в детском саду”, Издательство “Мозаика-синтез”, 2005.

6.Е.А. Алябьева “Логоритмические упражнения”, Творческий центр сфера, Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие – игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Сказок»

Задачи: закреплять знания детей о сказках, сказочных  о героях; закреплять знания о  геометрических фигурах, развивать речь детей, учить сочетать существительное и прилагательное в род...

Проект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"

Цель проекта: Развивать диалогическую и связную речь детей, интонационную выразительность, образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений. Учить подбирать к словам антонимы, си...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну "Сказок"

В методической разработке показано практическое применение  гендерного  подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста: представлен сценарий развлечения "Путешествие в страну...

Конспект занятия по театрализованной деятельности для детей старшей группы Тема: Путешествие в страну сказок и фантазии.

Занятие по театрализованной деятельности для детей старшей группы направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, умения передавать состояние неподвижного персонажа, его настроение - г...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок"

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений  для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказок" с использованием современных образовательны...

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок».

Создавать у детей радостное настроение, высокий эмоциональный подъём....

Конспект занятия с детьми старшей группы. Тема: "Путешествие в страну сказок"(образовательная область "Развитие речи")

Закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками....