«Звуки [с], [с’]. Буква с».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Иконникова Любовь Михайловна

Конспект логопедического группового занятия в средней группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_s.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Терновский    детский сад №1»

КОНСПЕКТ

логопедического группового занятия в средней группе.

«Звуки [с], [с’]. Буква с».

                                                                               

                                                                              Подготовила: учитель-логопед

Иконникова Л.М.


Цель: закреплять умение детей правильно произносить звуки [с], [с’]. выделять, различать эти  звуки в звучащей речи;  закрепить знания зрительного образа  буквы  С.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звуки [с], [с’]в слогах, словах, словосочетаниях,

развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику;

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух , фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук ;

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.

Оборудование:  Интерактивная доска, компьютер, запись попевки  на  С, су-джок шарики с пружинками, карточка с заданием , раскраски, презентация  «Играем- речь развиваем», буклеты для родителей «Игры на кухне с детьми дошкольного возраста».

Планируемый результат: правильная артикуляция звуков  [с], [с’], умение выделять данные звуки , знание буквы С.

        Ход занятия.

1.Постановка темы, цели занятия.

Ребята, сегодня мы, вместе с вашими родителями  поиграем  со звуками . А какими догадайтесь сами.

2. Выделение звуков [с],[с’]. Характеристика звуков [с],[с’].

а) отгадывание загадок – игра «Чудесный ларец»;

Логопед вынимает предметы из ларца.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

 Живет под крылечком,

 Хвост колечком. ( Собака)

Ростом он с большую башню, 
Но ничуточки не страшный. 
Добродушен и силён 
Африканский Чудо - .... (Слон)

б) проговаривание получившегося ряда слов – собака, слон.

С какого звука начинаются слова собака, слон? ( звука [с])

в) выделение ,произнесение, характеристика звука [с] .

Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с ».

- Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)

- А почему, как вы определили, что он согласный, глухой? (он не поется и когда мы его произносим, слышим шум)

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [с], слышите шум в наушниках, да, значит ,мы правильно определили, звук  [с]  – глухой.

г) выделение, произнесение ,характеристика звука [с’]  из слова гусь. Отгадайте загадку.

Я от грязи берегусь

Чистоплотный ,серый… (гусь).

Какой звук  в конце слова гусь? ( звук [с’])

- Какой это звук? ( согласный, глухой, мягкий).

Чтобы произносить легко звуки [с],[с’]  поиграем.

3.Артикуляционная гимнастика.

 Мы подуем высоко: с-с-с (встаём на носочки) .

Мы подуем низко: с-с-с (присесть) .

Мы подуем далеко: с-с-с,

Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту) .

-Молодцы, садитесь на свои места.

4.Закрепление знания буквы  С.

- Мы с вами произносим слоги, слова со звуками [с],[с’]  , а мы можем увидеть звуки? ( нет, мы видим и пишем буквы)

-Какой же буквой обозначается звуки [с],[с’]  на письме?

самая – самая!

месяцем ясным светит буква с в алфавите!

на эту букву самое сладкое слово начинается: сахар, и самое солёное:соль.

самые радостные слова тоже на с: счастье, смех, свобода.

а если самые нужные слова вспомнить: солнце, семья, сердце, то и здесь букву с встретишь.

с неё самое красивое слово начинается: снежинка, и самое интересное: сказка.

название нашего шарика-ежика Су-Джок .

5. Развитие  мелкой моторики с использование Су-джок терапии.

Сделаем массаж ладоней и пальчиков. Вот «ёжики».

Раз, два, три, четыре, пять. 
Вышли пальчики гулять. 

(дети катают Су Джок между ладоней)

Откройте  «ёжики»,  достаньте пружинки и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:

Этот пальчик самый толстый, 
Самый сильный и большой! (на большой палец) 
Этот пальчик для того, (указательный) 
Чтоб показывать его! 
Этот пальчик самый длинный 
И стоит он в середине! (средний)
Этот пальчик безымянный, 
Он избалованный самый! (безымянный)
А мизинчик хоть и мал, 
Зато ловок и удал!  (мизинец)

На правой руке.

На левой руке.

6. Упражнение для развития внимания  и запоминания зрительного образа буквы. Работа по карточке.

Чтобы лучше знать букву. Напишем ее в воздухе. Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки. Среди других букв найдите и обведите в кружок букву С. Сколько получилось ?

7. Автоматизация , дифференциация звуков[с],[с’] в слогах и словах.

Интерактивные игры.  ( Работа на  интерактивной  доске.)

      а) Логопедическая попевка на С. (методика Е.Железновой).

     

б)Игра «Твёрдый-мягкий».(Перетягивание  картинок  (на  интерактивной  доске ) в названии которых есть звук    [с], к  синей букве с [с’] , картинок в названии которых есть звук    [с’]   к  зеленой  букве с).

в)Игра «Телеграф».Определение слогового состава слов.

г)Игра «Доскажи словечко».

Угадай-ка, что за птица: 
Света яркого боится, 
Клюв крючком, глаза пятачком, 
Ушастая голова. Это... (сова). 


На шесте - дворец, 
Во дворце - певец, 
А зовут его... (скворец). 

Верещунья, белобока, 
И зовут ее... (сорока). 

На снегу сидит, блистая,

Красногрудых птичек стая. (снегири)

д)Игра « Назови одним словом».

Сова, скворец, сорока, снегири – птицы.

и)Игра « Посчитай».

1,2,5-апельсин, сумка.

8. Итог занятия. С какими звуками  играли? Какой буквой они обозначаются на письме? Какие игры понравились?

Раскраски.

Буклеты.

 9.  Изотерапия. Дорисовывание детьми и родителями  лучистого солнца на интерактивной доске. 

Предлагаю вам нарисовать свое настроение  . 

Посмотрите на доску и отгадайте , это начало какого рисунка? Чего не хватает?

 Поделимся с солнышком своим настроением. И нарисуем вместе с мамами лучики. 

 От ваших лучиков  солнышко засияло и всем стало радостно. Мы подарили  друг другу немного света и тепла своего сердца.

Презентация.  

 А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового.

 А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить Вас дорогие ребята и  взрослые  за игры.
Взрослым желаю удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...