ООД «Все части тела важны, все человеку нужны» (для старшей группы с ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тимербулатова Татьяна Владимировна

ООД «Все части тела важны, все человеку нужны» (для старшей группы с ОНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon timerbulatova_chasti_tela_2017.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Все части тела важны, все человеку нужны»

(для старшей группы с ОНР)

Автор-составитель: Тимербулатова Татьяна Владимировна

учитель-логопед высшей категории , МАДОУ «Детский сад  №346 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казань

Цель: расширять и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.

Программное содержание:

Задачи:

- образовательная: активизировать и расширять словарь по теме, учить детей различать и называть части тела человека, формировать связную речь, развивать грамматический строй речи;

- развивающая: развивать лексико-грамматический строй речи, общую двигательную активность, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, развивать внимание, память, мышление и воображение;

- воспитательная: прививать детям культурно-гигиенические навыки.

Словарная работа: активизировать употребление в речи детей названия частей тела: голова, глаза, губы, зубы, щеки, подбородок, виски, брови, скулы, нос, ноздри, уши, затылок, темя, лоб, шея, руки, ноги, грудь, живот, спина, локти, колени, ногти, пальцы.

Материал: коробка «посылка», игрушка «сундучок», аппликация «Великан и гном»; фрукты, овощи, продукты питания и их муляжи: апельсин, груша, виноград, банан, лимон, капуста, морковь, хлеб, конфеты; схемы для самомассажа губ и языка; картинки сказочных героев: Буратино, Бармалей, Незнайка, Красная шапочка, Баба Яга.

Предварительная работа: знакомство детей, чтение художественной литературы - К. И. Чуковский «Мойдодыр», наблюдения, рассказ логопеда, беседа.

Методы и приемы работы с детьми

Наглядные методы:

-наблюдение;

-демонстрация.

Практические методы:

-упражнения

Игровые методы:

-дидактическая игра

Словесные методы:

-рассказ

-беседа

Организационный момент

Сегодня мы начнем занятие с интересной игры «Покажите где». Я буду рассказывать стихотворение, а вы - внимательно слушать и показывать.

Есть на пальцах наших ногти, 
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

(Дети, слушая стихотворение, последовательно показывают все называемые части тела).

Основная  часть

А сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы будете их отгадывать и показывать на часть тела, которая была загадана.

Загадки

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Дети показывают на глаза)

Как вы думаете, ребята, для чего нужны глаза? (Ответы детей – для того, что бы видеть).

 Упражнения для глаз

Чтобы глазки были здоровы, необходимо делать специальную гимнастику.

Давайте проведем гимнастику для глаз.

  1. Игра «День – ночь».

На 3 – 5 сек. Закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.

  1. Игра «Соринка».

Быстро моргать в течение 10-15 сек. Повторять упражнение 3 раза с интервалом 7-10 сек.

  1. Игра «Глазки играют в прятки».

Потереть ладони друг о друга и легко без усилий, положить на предварительно закрытые глаза на 30-40 сек. Затем опустить руки и открыть глаза. (Дети выполняют упражнения, повторяя за логопедом).

А теперь внимательно послушайте следующие загадки:

Два брата на одной голове живут.

Все слышат, а друг друга не видят.

У зверушки на макушке,

А у нас ниже глаз. (Дети показывают на уши)

Как вы думаете, ребята, для чего нужны уши? (Ответы детей – для того, что бы слышать).

Игра « Узнай по голосу»

Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг, водящий – в центре. Сжимая в ладонях массажный шарик, перекладывайте его из одной руки в другую, затем передайте по кругу соседу. (Дети слушают и выполняют задание).

Настя (Виталик, Оля и т.д.)

Ты стоишь в кругу.

Мы зовем тебя «Ау!»

Настя, глазки закрывай,

Кто позвал тебя узнай!

(Водящий закрывает глаза. Один из играющих, тот, в чьих руках оказался шарик, называет его имя, водящий должен определить по голосу, кто его позвал).

Следующая загадка

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.  (Дети показывают на нос)

Как вы думаете, ребята, для чего нужен нос? (Ответы детей – для того, что бы дышать).

Игра «Узнай по запаху»

Вам предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках (апельсин, лимон, банан). Затем шерстяными ниточками выкладывайте на панно силуэты отгаданных фруктов. (Дети играют в игру).

Загадка

Там живет наш дружок,

Наш веселый язычок.  (Дети показывают на рот)

Как вы думаете, ребята, для чего нужен рот? (Ответы детей – для того, что бы кушать и разговаривать).

Артикуляционная гимнастика - самомассаж

(Проводится самомассаж губ и языка по рисункам – схемам).

Игра «Определи на вкус»

Вы должны с закрытыми глазами определить на вкус разные продукты. (Дети играют в игру и определяют на вкус: хлеб, конфеты, капусту, морковь, грушу, виноград).

Пальчиковая гимнастика

(Дети «рассказывают» руками стихотворение «Мы делили апельсин»).

Игра «Гномик и Великан» (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами).

У Гномика ручки, а у Великана – ручищи.

У Гномика носик, а у Великана – носище.

У Гномика ножки, а у Великана – ножищи.

У Гномика глазки, а у Великана – глазищи.

Физминутка

(Дети выполняют упражнение с самомассажем головы, лица, шеи, груди, живота, рук, ног).

Начинаем по порядку необычную зарядку.

Для начала мы немножко разотрем свои ладошки.

Лоб мы будем растирать 1, 2, 3, 4, 5.

Каждому нужны из нас пара зорких ярких глаз.

Им массаж необходим, ими мы на мир глядим.

Нос не должен быть простужен, носик нам здоровым нужен.

А теперь потрем мы уши, уши нам, чтобы много слушать.

А сейчас довольно ловко помассируем головку.

И руками как расческой все поправим мы прическу.

Шею тоже мы погладим, по бокам и даже сзади.

Повнимательнее будь, ведь массируем мы грудь,

Чтоб не кашлять, не болеть, здоровье крепкое иметь.

Грудь погрели, ну и вот переходим на живот.

И по стрелке часовой гладим мы животик свой.

Руки тоже мы погладим, чтоб от пальцев до плечей,

Руки стали горячей.

Наконец погладим ножки, чтоб быстро бегать по дорожке.

Мы закончили зарядку, будет всё теперь в порядке.

Игра « У меня один, а у вас много» (образование множественного числа существительных)

У меня нос, а у вас - носы.

У меня затылок, а у вас - затылки.

У меня живот, а у вас - животы.

У меня лоб, у вас – лбы.

У меня рот, у вас – рты.

Задание от Незнайки

 Ребята, Незнайка прислал вам посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Я вижу письмо и подарки.

Упражнение «Найди ошибку»

Локти нужны ногам. (Ответы детей - нет, локти нужны рукам)

Колени нужны рукам. (Ответы детей - нет, колени нужны ногам)

Упражнение «Волшебное зеркало» (формирование связной речи путем составления описательного рассказа о сказочном герое)

Посмотрите в «волшебное зеркало» и расскажите о том, кого вы там видите.

(Ребенок описывает сказочного героя, а остальные дети отгадывают, о ком он говорит).

Развитие творческого воображения и конструктивного праксиса

Давайте попробуем изобразить в аппликации героев разных сказок.  

(Коллективная работа детей «Любимые сказочные герои» - аппликация).

Итог занятия

Ребята, вы молодцы! Сегодня мы хорошо позанимались. Расскажите, что нового вы узнали из сегодняшнего занятия? (Ответы детей – сегодня мы узнали о частях тела, о том, для чего они нужны и как их беречь)

Список используемой литературы

1. 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. М., 2005.

2. Доброхотов А.А. Попробуй отгадай: Загадки. Спб., 1997.

3. Железнова Е.С. Пальчиковые песенки и игры. М., 2010.

4. Логинова В.И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М., 1990.

5. Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. СПб., 2006.

6. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2002.

7. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Все профессии важны, все профессии нужны". Вторая младшая группа.

Краткосрочный проект для второй младшей группы по теме "Профессии"....

ПРОЕКТ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ» ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

ПРОЕКТ«ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ» ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА...

Конспект ОД по ФЦКМ «Все профессии важны, все профессии нужны» в старшей группе №12

Конспект ОД по ФЦКМ «Все профессии важны, все профессии нужны» в старшей группе №12....

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности  Приоритетн...

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность "Тело человека" с детьми старшей группы с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий

Цель:  учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным и увеличительным значением в контексте лексической темы «Тело человека»Задачи:&bull...

Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста

      Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы »        Педагогическая актуальность.    ...

Перспективное планирование по теме "Тело человека. Здоровье" в старшей группе

Перспективное планирование по теме "Тело человека. Здоровье"  в старшей группе...