Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков [Ч]-[Ть]
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Никулина Анна Сергеевна

Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом (дисграфия).

В данном документе представлена дифференциация таких согласных как [Ч]-[Ть].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_ch-t.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком

Тема: «Дифференциация звуков [ч] и [т’] в слогах, словах и предложениях»

Цель: отрабатывать четкое произношение и учить детей дифференцировать звуки [ч] – [ть].

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: 
  • развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;
  • учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
    тренировать в звуко-буквенном анализе слов;
  • закреплять навыки пространственной ориентировки;
  • уточнить представления о звуке [р];
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • закрепить навыки правильного произношения звука [р] в словах, предложениях;
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие умения развернуто отвечать на вопросы с помощью наводящих вопросов;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие общей моторики;
  • развитие лексического строя речи;
  • развивать связную речь.

  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям. 

Оборудование: зеркало, презентация, Smart Board.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие
  2. Артикуляционная гимнастика

«УЛЫБОЧКА-ХОБОТОК»

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

«ЛОПАТКА»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

 «ЧАШЕЧКА» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу,  делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«КАЧЕЛИ»

Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели.

Вверх – ух! Вниз – ух!

У всех захватывает дух!

  1. Дифференциация изолированных звуков [ч] и [ть]
  • Помоги паровозику добраться до своих друзей, произнося  продолжительно звук  [ч] .
  • Помоги молоточку забить гвоздь, при этом произнося звук [ть].
  1. Сравнительная характеристика звуков

Л. – Произнесите звук [Т’]. Какое положение принимает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит). Дайте характеристику звуку [Т’].

Л. - Правильно, согласный, глухой, мягкий.
Л. – Произнесите звук [Ч]. Какое положение принимает язычок? (Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Дайте характеристику звуку [Ч].

 Л. - Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.

  1. Игра «Доскажи словечко»

Ач-ач-ач, купим Танечке …(калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям… (помочь)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты… (могуч)
Ты гоняешь стаи… (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем… (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело… (плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо… (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду… (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет...(пить)

  1. Игра «Четвертый лишний»

Л. – Посмотрите на экран. И помогите мне убрать лишнюю картинку. Объясните почему.

Телефон, чемодан, чайник, чеснок.

Буратино, котенок, утенок, чебурашка.

  1. Игра «Угадай звук»

Детям раздаются листы с картинками и фишками, на которых написаны буквы занятия.

Л. - Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть картинку нужной фишкой.

Печенье, чашка, картина, тигрёнок, котёл, кирпичи, качан, бутерброд, пастила, мочалка, чайник, шахтёр.

  1. Игра «Повтори, не ошибаясь»

Л. – На экране написаны слова, прочитайте их.

Мяч, печь, чёлка, честно, зачем, четко, печка, речка.

Л. – Замените в каждом слове звук [ч] на звук [ть] и прочитайте получившиеся слова.

Мять, петь, телка, тесно, затем, тетка, Петька, редька.

  1.  «Чистоговорки»

Л. – Прочитай на экране чистоговорки и запиши по памяти.

У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.

  1.  «Пересказ»

Логопед читает текст, указывая на картинки. Затем дети по цепочке пересказывают текс с опорой на картинки и записывают текст по памяти.

  1.  Подведение итогов занятия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».

Конспект  занятия  на тему: «Дифференциация  звуков[с] – [ш]  в  словах  и предложениях»....

Презентация к конспекту занятия на тему:« Дифференциация звуков С-Ш»

Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С-Ш) в слогах, словах, во фразах....

Конспект занятия по теме "Дифференциация звуков Л-Р"

Конспект занятия по диференциации звуков Л-Р...

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков р-л»

Тема:Дифференциация звуков «р-л» Цели:Учить детей различать звуки «р» и «л» в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.Р...

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....