Содержание коррекционно-образовательной деятельности I периода обучения в средней группе комбинированной направленности для детей с ОНР (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Мельникова Оксана Викторовна

Представлен опыт работы учителя-логопеда по планированию коррекционно-образовательного процесса в 1 период обучения детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414 ЦО г. Новосибирска                                                                                                           учитель-логопед О. В. Мельникова

Содержание коррекционно-образовательной деятельности I периода обучения в средней группе комбинированной направленности для детей

с ОНР

(из опыта работы)

Содержание логопедической работы I периода обучения в средней группе комбинированной направленности для детей с ОНР является:

  • Преодоление речевого и неречевого негативизма.
  • Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.
  • Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
  • Формирование мыслительных операций.
  • Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
  • Развитие импрессивной речи.
  • Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.

         

           Ниже представлен материал, который          является практическим опытом практикующего специалиста.        

Лексическая тема: «Наша группа. Детский сад». Сентябрь, 3 неделя

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Активизация предметного словаря:

- детский сад, группы, их названия;

- обращение (имена, отчества воспитателей, няни, логопеда).

Активизация глагольного словаря:

лепить, рисовать, читать, играть, одеваться, гулять.

Активизация и обогащение словаря наречий:

Уютно, тепло, интересно, весело, дружно.

Образование существительных родительного падежа множественного числа.

Чего в группе много? – Игрушек, детей, стульев.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Группа – группы, игрушка – игрушки.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Сад – садик, шкаф – шкафчик и т.д.

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Воспитатель – лепит, рисует, ест.

Дети – лепят, рисуют, едят.

Согласование существительных с местоимениями в роде, числе.

Моя группа, мое место, мой стол, мои тапочки.

Формирование простого предложения по демонстрации действия.

Ваня лепит. Катя читает. Дети играют

Знакомство с неречевыми звуками.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Знакомство с понятием «звук».

Общая моторика:

«Смешные человечки».

Бежали мимо речки смешные человечки (пальчики — человечки  бегут  по рукам, положенным на плечи соседа, стоящего напротив).

Прыгали, скакали (попрыгать пальчиками по плечам соседа).

Солнышко встречали (ласково погладить по щекам соседа).

Забрались на мостик (сложить мостик из рук)

И забили гвоздик (стучать кулачком о кулачок).

Потом — бултых в речку ( наклониться и свободно покачать руками).

Пальчиковая гимнастика:

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

Артик. гимн.: Заборчик. Дудочка. Заборчик-Дудочка. Окошко. Мостик. Блинчик. Пя-пя. Часики. Качели. Орешки.

Формирование мелкой моторики:

раскрашивание.

Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса:

складывание кубиков, пирамидок и т.д.

                                                                                 

Лексическая тема: «Игрушки». Сентябрь, 4 неделя

Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Лексический материал:

Активизация предметного словаря: игрушки, кубики, кукла, мишка, лошадка, машинка, мяч, пирамидка, матрешка.

Активизация глагольного словаря: играть, строить, убирать, складывать, делиться.

Обогащение словаря признаков: большая, маленькая, красивая, круглая, цветная, любимая, мягкая.

«Игрушки спрятались» своение категории творительного падежа ед. ч.).
Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
«Игрушки-малютки» (формирование навыка образования сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами):

кукла — куколка,
матрешка — матрешечка,
мяч — мячик.
«Цепочка машин» (учить дифференцировать понятия «большой — маленький»). Логопед подбирает 5 машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
Выполнение инструкций логопеда.
- Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
- Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
- Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
«Один — много»  (формирование категории родительного падежа множественного числа):
 «У тебя гномик, а в магазине много... (гномиков)» и т. д.

« Что делают игрушки ?»  (сост-е сложных предложений с союзом а): 
Кукла лежит, а ежик стоит.
 Робот стоит, а мишка сидит.
Машина едет, а самолет летит.
Мячик скачет, а шарик висит.
Гномик прыгает, а кукла спит.

Формирование простого описательного рассказа по предъявляемому предмету (картинке) по схеме:

Размер, цвет, форма предмета.

Из чего сделан?

Как с ним играть?

Знакомство с речевыми звуками.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...
Повтори чистоговорки»
Бик-бик-бик - кубик;
бан-бан-бан - барабан;
 ла-ла-ла - юла;
лет-лет-лет - самолет;
на-на-на - машина;
ка~ка-ка – куколка.

Общая моторика:

Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый..

Пальчиковая гимнастика:

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)

Артик. гимн.: Заборчик. Дудочка. Заборчик-Дудочка. Заборчик - Окошко. Месим тесто. Шлёпаем блинчик. Блинчик. Ветерок. Качели. Часики. Змейка.

«Назови картинки» (разв. вербальной памяти и зрительного вн.)6  на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называем 3 из них и просим детей повторить названия.

«Четвертый лишний» (учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.
Форм-е мелкой мот.:

- раскр-е игрушек, нарисованных на листе бумаги;

Лексическая тема: «Осень». Октябрь, 1 неделя

.

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Обогащение предметного словаря:

время года, осень, дождь, ливень, погода, урожай, осенние месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь, солнце, ветер, плащ, зонт, лужи.

Активизация глагольного словаря:

лить, моросить, собирать, поспевать, наступать, падать, исчезать, светить, дуть, растет, желтеют, краснеют, срывать.

Обогащение словаря признаков:

холодный, пасмурный, дождливый, спелый, тёплый, золотой, красные, жёлтые, зелёные, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие.

Активизация и обогащение словаря наречий:

холодно, тепло, солнечно, прохладно, пасмурно.

1)Образование сущ-х мн. числа от ед.:

лист – листья, гриб – грибы, ягода – ягоды.

2)Согласование прилагательного с существительным в числе.

3)Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-х:

гриб – грибок, лист – листок,

дождь – дождик.

4)Дифференциация глаголов ед. и мн. ч.:

падает – падают, шелестит – шелестят.

5)Согласование сущ-х с местоимениями в роде, ч.:

мой листок, моя шапочка.

6)Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом «осенний»

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний,

аллея (какая?) — осенняя…..

7)Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

люди осенью одеты, (во что?) — ... ;

листья на деревьях стали (какими?) — ... ;

птицы улетают (куда?) — ... ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

8)«Один – много»:

Один листок, много чего? Листьев.

Одно дерево, много чего? Деревьев.

Один цветок, много чего? ...

Один гриб, много чего? ...

Одина корзина, много чего? ...

Одина лужа, много чего? ...

9)Упражнение «Хлопки». Слова: зон-тик, де-ре-во, туча, пти-цы, лу-жа.

Практическое употребление предлога  на  в составе простого предложения:

Листочек лежит на столе.

Листочек лежит на скамье.

Формирование распространенного предложения:

Дети надевают куртки, рейтузы, шапку, шарф.

Речевые – неречевые звуки.

Развивать слуховое восприятие.

Схема слова.

Деление на слоги.

Знакомство с понятием «слово».

Звук и буква А.

Общая моторика:

Капля раз,

Капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Пальчиковая гимнастика:

пальчики здороваются.

Артик. гимн.: Заборчик. Дудочка. Заборчик-Дудочка. Заборчик - Окошко. Месим тесто. Шлёпаем блинчик. Блинчик. Ветерок. Качели. Часики. Змейка. Лошадка.

Формирование мелк. мот.:

-раскрашивание;

- выкладывание мозаики, лото;

- вырезание.

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти:

- складывание лото, кубиков;

- игры «Что изменилось?», «Найди такой же».

Развитие общей моторики:

- подвижные игры по теме.

Лексическая тема: «Овощи». Октябрь, 2 неделя      

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Обогащение предметного словаря.

Овощи, помидор, огурец, репа,  лук, морковь, картофель, капуста.

Активизация глагольного словаря.

Зреть, убирать, расти, мыть, чистить, резать, готовить, складывать, жарить, варить,

Обогащение словаря признаков.

Красивая, вкусная, сочный, оранжевый, красный, зелёный, желтая, большая, маленькая, круглый, овальный, длинный, сладкая, горький, мягкий, твердый, чистый, грязный.

Активизация словаря наречий.

Вкусно, много.

 Упр. «Один-много» (огород, грядка, корзина, лопата, морковка, огурец, помидор, репа).

Упр. «Жадина» (у меня нет …)

Согласование прилагательного с существительным в Р и Ч.: спелый помидор, большая капуста, жареный кабачок, маленькие огурчики.

Образование существительных множественного числа от единственного.

Огурец – огурцы, помидор – помидоры, овощ – овощи.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик.

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Мама – моет, стряпает, режет, чистит.

Дети – едят, помогают, говорят «спасибо».

Практическое употребление предлога  на, в  в составе простого предложения:

Капуста растет на грядке.

Огурчик сложили в банку.

Формирование распространенного предложения:

Люди собирают урожай: капусту, лук, морковь ….

Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Огурец - маленький, соленый, овальный, зеленый.

Обучать самостоятельным полным ответам на вопросы по сюжетной картинке

Речевые – неречевые звуки.

Развивать слуховое восприятие.

Схема слова.

Деление на слоги.

Знакомство с понятием «слово», гласный звук.

Звук и буква А.

Общая моторика:

Раз, два, три, четыре,     (Ходьба на месте)
Дети овощи учили:            (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок,       (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок  (Хлопки в ладоши)

Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим,    

Мы капусту трем,        

Мы капусту солим,      

Мы капусту жмем.        

Артик. гимн.: Заборчик. Дудочка. Заборчик-Дудочка. Заборчик - Окошко. Месим тесто. Шлёпаем блинчик. Блинчик. Ветерок. Качели. Часики. Змейка. Лошадка.

Формирование мелк. мот.:

-раскрашивание;

- выкладывание мозаики, лото;

- вырезание.

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти:

- складывание лото, кубиков;

- игры «Что изменилось?», «Найди такой же».

Развитие общей моторики:

- подвижные игры по теме.

Лексическая тема: «Фрукты». Октябрь, 3 неделя

.

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Обогащение предметного словаря:

фрукты, яблоко, груша,  банан, лимон, слива, апельсин и др.

Активизация глагольного словаря: созревать, варить, резать, мыть, чистить, складывать, есть, брать, собирать, убирать.

Обогащение словаря признаков:

сладкое, кислое, вкусное, сочное, жёлтое, красное, зелёное, большое, маленькое, круглое, овальное.

Активизация словаря наречий:

вкусно, много.

Образование существительных множественного числа от единственного:

яблоко – яблоки, груша – груши, слива – сливы.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

яблоко – яблочко, вишня – вишенка.

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа:

Мама – варит, готовит, режет, чистит.

Дети – собирают, едят, помогают.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе:

спелое яблоко, зеленая груша, сладкий компот, маленькие вишни.

Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус):

Яблоко – большое, красное, круглое, сладкое.

Закреплять понятие «гласный звук».

Звук «А» в конце и начале слова.

Развитие фонематического слуха.

Общая моторика:

Катя шла-шла-шла, (дети шагают)

Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко»)

Села, поела, (приседают)

Опять пошла. (шагают)

Пальчиковая гимнастика:

Знают взрослые и дети:                        
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,                        
Абрикосы, мандарины,                       
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.

Артик. гимн.: 1 комплекс.

Формирование мелкой моторики:

- лепка;

- раскрашивание;

- штриховка;

- вырезание.

Развитие зрительного внимания и  памяти:

- складывание лото, кубиков, разрезных картинок;

- игры «Чем похожи?» , «Что изменилось?»

Развитие логического мышления:

- отгадывание загадок.

 

        Лексическая тема: «Фрукты. Овощи». Октябрь, 4 неделя

.

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Закрепление в речи предметного словаря по теме.

Активизация глагольного словаря: растет, собирать, готовить, убирать, мыть, чистить, помогать.

Закрепление словаря признаков:

спелый, красный, овальный, круглый, овальный и т.п.

Активизация словаря наречий:

вкусно, много.

Образование существительных множественного числа от единственного:

яблоко – яблоки, груша – груши, грядка – грядки, дерево – деревья, помидор – помидоры ит.д.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

яблоко – яблочко, дерево – деревцо, грядка – грядочка, морковь – морковочка.

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Мама – варит, готовит, режет, чистит.

Дети – собирают, едят, помогают.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе:

спелое яблоко, зеленая капуста, сладкий огурец, маленькие вишни.

Употребление простых предлогов.

Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус).

Закреплять понятие «гласный звук».

Звук «А» в начале слова.

Развитие фонематического слуха.

Общая моторика:

«Где мы были, что мы делали?» (Дети идут по кругу в «огород» и показывают, как дёргают морковку, копают картошку, срезают капусту. Потом идут в «сад» и показывают, как собирают яблоки, рвут груши.)

Пальчиковая гимнастика:

Знают взрослые и дети:                        
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,                             
Абрикосы, мандарины,                        
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.

Артик. гимн.: 1 комплекс.

Формирование мелкой моторики:

- лепка;

- раскрашивание;

- штриховка;

- вырезание.

Развитие зрительного внимания и  памяти:

- складывание лото, кубиков, разрезных картинок;

- игры «Чем похожи?» , «Что изменилось?»

Развитие логического мышления:

- отгадывание загадок.

                                                                                     

Лексическая тема: «Мой дом. Мебель». Ноябрь, 1 неделя

.

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Крыша, труба, фундамент, мебель, стол, стул, диван, шкаф, кровать, полка, спинка, сидеть, лежать, хранить, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, круглый, квадратный, деревянный,  вверху, внизу, много, мало, один, два, три,  в, на, у под, с.

Игра «Один –много» (стол, стул, диван, шкаф, кровать, полка, спинка).

Игра  «В гостях у гномика (Назвать ласково)» (стол, стул, диван, шкаф, кровать, полка).

Игра «Пересчитай» (дом, стол, полка, диван).

Игра «Части дома»

Спросить ребенка, без каких частей дом может существовать (без балкона, без трубы….), а без каких нет (без стен, без окон….)

Игра « Что из чего».

Дом из стекла – стеклянный. Дом из дерева – деревянный

Дом из кирпича – кирпичный. Дом из камня – каменный.

Дом из соломы – соломенный. Дом изо льда – ледяной.

 (бумага, снег, глина)

Игра «Подбери признак»

Стул (какой?) — новый, большой, деревянный, красивый, удобный, жесткий....

Стол (какой?) – письменный, обеденный, круглый, пластмассовый,….

Кровать (какая?) – детская, игрушечная, мягкая, ….

Кресло (какое?) – удобное, большое, ….

Игра «Веселый счет».

Один стул, два стула, три …, пять стульев.

Одна полка, две полки, ..., пять полок.

Одно кресло, два кресла, …, пять кресел.(шкаф, стол, кровать, диван).

Игра «Куда спряталась кукла?» (за стол, на шкаф, под стол, в тумбочку).

Формирование простого предложения с предлогом в.

 (составление предложений по сюжетным картинкам из 3-4 слов).

Формировать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию.

Д\и «Что для чего?»

Составление описательного рассказа о мебели по схеме.

Закреплять понятие «гласный звук».

Звук «О» (у девочки болят зубы: 0-0-0): звук гласный, можно петь, губы округлены).

Слова: осень, ослик, обувь, осы, облако, овощи…

Развитие фонематического слуха:

«Угадай слово»,

«Повтори чистоговорки»,

«Похлопаем в ладоши».

Общая моторика:

Молотком и топором

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей,

Много взрослых и детей.

Пальчиковая гимнастика:

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Артик. гимн.: 1 комплекс.

«Парус». Губы у улыбке. Рот  широко открыт. Широкий язык поднять к верхним резцам и упираться в альвеолы. Удержать под счет до 5.

Формирование мелкой моторики:

- лепка;

- раскрашивание;

- штриховка;

- вырезание.

Развитие зрительного внимания и  памяти:

- складывание лото, кубиков, разрезных картинок.

Развитие логического мышления:

- отгадывание загадок.

Лексическая тема: «Моё тело». Ноябрь, 2 неделя

.

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить: названия основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; пространственные направления (вверх-вниз, спереди — сзади, направо -налево, вперед-назад).

«Ответь на вопросы» (практическое употребление в речи предлога на, обогащение словаря по теме):
Что на голове? (Волосы, лицо, уши.)
Что на лице? (Глаза, нос, рот, щеки, подбородок.)
Что на руке? (Пальцы, ногти, локоть.)
Что на ноге? (Колено, пятка, пальцы, ногти.)
Что на туловище? (Грудь, живот, спина, бедра)

«Что у тебя, а что у куклы?» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами):
У тебя голова, а у куклы... (головка). У тебя шея, а у куклы... (шейка).

 «Кто выше, кто ниже» (усвоение понятий выше — ниже):
Логопед вызывает двух детей и просит остальных сравнить их рост. Дети отвечают, а логопед комментирует:
 «Правильно, Миша высокий, а Коля низкий. Миша выше Коли. Коля ниже Миши».

Затем сажает Колю и вызывает ребенка, который выше Миши. Игра повторяется.

«Машенька» (закрепление знаний детей по теме):
«Вот девочка Машенька. На лице у нее глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги...»

Закреплять понятие «гласный звук».

Звук «О» (у девочки болят зубы: 0-0-0): звук гласный, можно петь, губы округлены).

«Повтори предложения».
Две мои ножки бегут по дорожке. Я свой кулачок положила на бочок. Я топаю ножкой и стучу ладошкой. Ой-ой, ой-ой, посмотрите, я — большой! Миша очень маленький, но малыш удаленький.

Общая моторика:

Левой ножкой — прыг, прыг.
Правой ножкой — прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем.
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

Артик. гимн.: 1 комплекс + Чашечка

 « Скажи правильно».
Ноги у тебя вверху или внизу?
Нос у тебя сзади или спереди?
Эта рука у тебя правая или левая?
Этот пальчик у тебя на руке или на ноге?

Лексическая тема: «Одежда». Ноябрь, 3 неделя

.

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить:  названия и назначения основных видов одежды и некоторых ее частей; различие взрослой и детской одежды; существительные с обобщающим значением одежда.

«Для кого одежда?» Усвоение словаря по теме. Различие одежды для мальчика и девочки. Практическое употребление в речи предлога для.

Взрослый показывает детям различные предметы одежды и спрашивает: «Для кого эта одежда — для мальчика или для девочки?» Дети отвечают: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика» и т. д.

«Чьи вещи?» Усвоение местоимений мой, моя, мое. Логопед по очереди подходит к каждому ребенку, прикасается к какому-либо виду его одежды или обуви и спрашивает: «Чья рубашка?» или «Чей сарафан?» Ребенок отвечает: «Моя рубашка» или «Мой сарафан».

«Куда наденем ?» Практическое употребление в речи предлога на.

Рукавицы наденем на... (руки).

Шарф наденем на... (шею).

Шапку наденем на... (голову).

Сапожки наденем на... (ножки).

Перчатки наденем на... (руки).

Носки наденем на... (ножки).

Кепку наденем на... (голову).

«Найди  одежду». Практическое употребление в речи предлога в.

Игра проводится в раздевалке. Взрослый предварительно прячет одежду детей в разных местах и говорит, что прибегала мышка и спрятала одежду и обувь. Дети должны ее найти — каждый свою. Затем каждый ребенок должен сказать, где была его одежда.

Куртка была в шкафу.Носок был в ботинке. Варежки были в кармане. Шарф был в рукаве.

Сапог был в углу. Рубашка была в куртке.

Составление предложений с предлогом В и НА (по демонстрации).

Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения «Мой мишка».

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить...     (3.Александрова)

Совместное составление рассказа-описания «Платье».

Звук «О» (у девочки болят зубы: 0-0-0): звук гласный, можно петь, губы округлены).

«Повтори потешки».

У Машеньки на ножках новые сапожки. Танечка нарядится в новенькое платьице. У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки. Вот слетели брюки прямо Пете в руки.

«Постучи карандашом».

Отстучать карандашом по столу количество слогов в словах: брюки, пижама, юбка, платье, панама, носок, шуба, шапка, шарф, сапоги, бант.

Общая моторика:

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки —

Готовы для прогулки!

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять.        

Будем вещи мы стирать:                 

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.            

Артик. гимн.: 1 комплекс + Чашечка

Формирование мелкой моторики:

раскрашивание; штриховка; вырезание.

Развитие зрительного внимания и  памяти:

- складывание разрезных картинок с изображением одежды (4 части).

«Покажи кружок» (развитие зрит. вн.,  усвоение осн. цветов). Раздают всем детям разноцветные кружки. Затем называют слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет.

«Найди одинаковые». (развитие зрительного вним., нав. Сравнения, усвоение и употребление понятия одинаковые). На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: «Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые».

Лексическая тема: «Обувь». Ноябрь, 4 неделя

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить:  названия и назначения основных видов обуви и некоторых ее частей.

«Какой? Какая? Какие?» (подбирают прилагательные для описания обуви): теплые, высокие, коричневые сапожки.

«Чьи вещи?» (согласование существительных с местоимениями в роде, числе): мой тапок, мои валенки.

«Чьи сапожки?» Употребление притяжательных прилагательных (У Кати сапожки. Чьи сапожки? Катины сапожки)

 «Найди  обувь». Практическое употребление в речи предлога в:  Сапог был в углу и т . д.

«1 – много» (образование существительных множественного числа от единственного):

Ботинок – ботинки, тапок- тапочки, сапог – сапоги, туфель – туфли и т.д.

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

Сапог – сапожок, ботинки – ботиночки, тапок – тапочек.

«Мама – дети» (дифференциация глаголов единственного и множественного числа):

Мама – застегивает, обувает, выбирает, примеряет, разувает.

Дети – застегивают, обувают, выбирают, примеряют, разувают.

Употребление  предлогов, составление предложений:

Сапоги в коробке.

Тапочки на полке. Ботинки около стула. Валенки достаю из шкафа. Туфли беру с полки и т.д.

Закрепление умения поддерживать беседу, задавать вопросы и правильно на них отвечать.

Закрепление гласных звуков «А» и «О».

Выделение ударных звуков а, о.

Чтение этих звуков по символам.

Развитие фонематических процессов.

«Повтори потешки».

У Машеньки на ножках новые сапожки. У Катеньки туфельки и тапочки.

«Постучи карандашом».

Отстучать карандашом по столу количество слогов в словах.

Общая моторика:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Пальчиковая гимнастика:

Шьет ежатам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Каждому на ножки

Новые сапожки.

     

Артик. гимн.: 1 комплекс + Чашечка

Формирование мелкой моторики:

раскрашивание; штриховка; вырезание.

Развитие зрительного внимания и  памяти:

- складывание разрезных картинок с изображением одежды (4 части).

 «Найди одинаковые». (развитие зрительного вним., нав. Сравнения, усвоение и употребление понятия одинаковые). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе комбинированной направленности №8 «Тюльпанчик» «Волшебная страна фигур» с применением кругов Эйлера

Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе комбинированной направленности №8 «Тюльпанчик»«Волшебная страна фигур» с примен...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе комбинированной направленности (технология Т.А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко)...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности для детей 6- 7 лет с ТНР

Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с ...