Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с использованием потешек
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Камова Мадина Рашидовна

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи. Использование малых жанров фольклора в коррекционной логопедической работе с детьми способствуют: нормализации просодической и интонационной стороны речи, развитию связной речи, пополнению словаря, совершенствованию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kamovamr_konspekt_ind._zanyatiya_.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

с использованием потешек

Камовой Мадины Рашидовны,

учитель-логопед, город Москва

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Фольклор незаменим в овладении родным языком, так как он содержит прекрасные образцы речи. Использование малых жанров фольклора в коррекционной логопедической работе с детьми способствуют: нормализации просодической и интонационной стороны речи, развитию связной речи, пополнению словаря, совершенствованию фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения.

Наибольшей популярностью у коррекционных педагогов пользуются потешки, песенки-приговорки, сопутствующие игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. Широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Потешки делают процесс логопедической коррекции как можно интереснее и увлекательнее, что способствует скорейшему достижению требуемых результатов.

В данной методической разработке описан опыт работы по речевому развитию, как одному из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.

Тема: Автоматизация звука [Ш] с использованием потешек

Цель: закрепление в речи звука [Ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять знания ребенка об артикуляционных особенностях звука [Ш];
  • закреплять понятие "согласный, глухой звук".

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять в правильном произношении звука [Ш] изолированно, в слогах, словах, стихотворных текстах;
  • совершенствовать артикуляционную моторику путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  • развивать фонематическое восприятие, просодическую сторону речи;
  • развивать речеслуховое внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитать желание говорить красиво, правильно и выразительно;
  • расширять словарный запас старорусскими словами.

Предварительная работа:

  • развитие просодической стороны речи;
  • обучение артикуляционной гимнастике;
  • постановка звука [Ш];
  • игры и упражнения на развитие фонематического слуха;

Оборудование: фольклорный текст потешки «Киселек» и русской народной игры «Маланья», загадка про змею, картинка с изображением змеи, зеркало.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель-логопед: Отгадай загадку:

Извивается, шипит

И на солнышке блестит,

Длинный хвост и чешуя

Называется … (змея)

2. Введение в тему.

Учитель-логопед:  Наша змейка очень торопится домой к своим маленьким змеенышам. Помоги ей добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, отчетливо произнося звук Ш-Ш-Ш…

Ребенок: Ш-Ш-Ш…

Учитель-логопед: Сегодня змейка будет помогать тебе произносить правильно этот звук.

А) Артикуляционная гимнастика. Учитель-логопед: Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а змейка сможет наблюдать за нами.

  • «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Бублик», «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

Учитель-логопед: Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их. Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

Ребенок: Ш-Ш-Ш…

Б) Артикуляция и характеристика звука [Ш].

Учитель-логопед: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).

Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).

Воздух встречает преграду? (Да)

Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)

Проверяем: дрожит горлышко или нет? (нет)

Значит, звук [ш] какой? (глухой)

Он еще всегда твердый.

В) Проговаривание чистоговорок со звуком [Ш].

Учитель-логопед: Змейка очень обрадуется если мы с тобой проговорим чистоговорки со звуком [Ш]:

ШИ-ШИ-ШИ – что-то шепчут камыши.

ШЕ-ШЕ-ШЕ – это утка в камыше.

ША-ША-ША – выходи из камыша!

ШЕ-ШЕ-ШЕ – нет уж утки в камыше.

ШИ-ШИ-ШИ – что же шепчут камыши?

3. Основная часть. Работа с текстом потешки «Киселек».

Учитель-логопед: Сегодня мы с тобой разучим потешку, которую придумали давным-давно русские люди. С помощью потешек взрослые играли с маленькими детьми, с их пальчиками и ручками. При этом приговаривали (выразительное чтение текста логопедом, с показом движений руками):

Бабушка кисель варила

На горушечке,

В черепушечке

Для Андрюшечки.

Летел, летел соколок,

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

В черепушечке

У старушечки

На горушечке.

Бабка плачет: «Ай, ай, ай!»

Не плачь, бабка, не рыдай!

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

Во-о-от сколько!

Учитель-логопед: Какие слова со звуком [Ш] тебе запомнились из потешки?

Ребенок: бабушка, горушечка, черепушечка, Андрюшечка, старушечка.

Учитель-логопед: А теперь ты, наверное, устал (а), давай с тобой немного подвигаемся. Предлагаю тебе сыграть со мной в русскую народную игру «Маланья».

4. Физкультурная минутка.

У Маланьи, у старушки

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке

Сложить руки углом, показать «избушку».

Семь сыновей,

Показать семь пальцев.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами.

Вот с такими носами,

Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,

Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такими ушами,

Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такой головой,

Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели,

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».

На Маланью все глядели,

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так…

Ребенок показывает какое – либо придуманное действие

5. Повторное воспроизведение потешки логопедом с совмещением речи и движений руками.

Бабушка кисель варила

Правая рука помешивает «кисель».

На горушечке,

Кончики пальцев левой и правой руки соединяются, руки расходятся под углом.

В черепушечке

Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.

Для Андрюшечки.

Ладонь правой руки ложится на грудь.

Летел, летел соколок,

Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.

Через бабушкин порог.

Скрещенные ладони помахивают, как крылья.

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.

Вот и нету киселька

Руки разводятся в стороны.

В черепушечке

Руки снова показывают горшок-черепушечку.

У старушечки

На горушечке.

Руки вновь показывают гору.

Бабка плачет: «Ай, ай, ай!»

Руки «утирают слезы».

Не плачь, бабка, не рыдай!

Указательный палец правой руки «грозит бабке».

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

Правая рука снова «помешивает кисель».

Во-о-от сколько!

Руки расходятся широко в стороны.

6. Воспроизведение потешки ребенком с помощью логопеда путем подсказки ключевых слов и движений.

7. Воспроизведение потешки ребенком.

8. Итог занятия.

Учитель-логопед: С каким звуком мы сегодня играли! Какую потешку узнали!

Ребенок: со звуком [Ш], а узнали потешку «Киселек».

Литература

  1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/ В.П. Аникин. М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.
  2. Пескишева, Т.А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи: диссертация … кандидата педагогических наук. Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2008. – 179 с.
  3. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.
  4. Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. - СПб.: Кристалл, 2000 – 176 с.
  5. Успенская, Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 1992 – 224 с.
  6. Яковлева, Н.Н. Фольклорный материал для дифференциации и автоматизации звуков. – СПб.: Детство-Пресс, 2013 – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».

Тема. Автоматизация звука (Ч)  в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. С использованием компьютерных технологий.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Жильцова О.В., учитель-логопед, ГБОУ г. Москвы «Школа №306» структурное подразделение №3 /д/сад №1539/ Цели: 1) коррекционн...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звуков [Л]-[Л`] в словах и предложениях»

Индивидуальное занятие проводится с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. У данной категории детей отмечаются выраженные отклонения в формировании как произн...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах».

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему:«Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах»....

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях, фразах «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУКВЫ Р».

Данная метолическая разработка представляет собой конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Р в слогах, словах, преждложениях....

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах "Приключения Лунтика".

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах....