Конспект открытого занятия в полготовительной группе для детей с ОНР "Весна. Дифференциация звуков Р-РЬ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Романенко Татьяна Владимировна

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме "Весна" и дифференциация звуков р-рь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_vesna_2017.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Весна. Дифференциация звуков Р и Рь».

Цель: Учить детей дифференцировать звуки [ р ] и [ р ]. 

 Коррекционно-образовательные задачи:

 -закрепить представления детей о приметах весны, чередовании месяцев;

- формировать навыки словоизменения и словообразования;

 -закрепить четкое произнесение звуков "р", "рь", их дифференциации на слух в слогах, словах;

 Коррекционно-развивающие задачи:

- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы "Весна";

- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;

- закреплять правильное произношение и различение звуков [ р ] и [ р ]
      в словах, в предложениях.

-развивать умение детей определять место звуков р,рь в слове.
- развивать звуковой анализ и синтез слов.
 - формировать и развивать фонематическое восприятие.
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

Коррекционно-воспитательные  задачи:

- воспитывать чувство любви  и бережное отношение к окружающей среде.

-воспитывать терпение, умение выслушивать до конца взрослого, сверстника.
Оборудование: 

схемы с изображением явлений весны; картинки со звуками р-рь, карточки со звуковыми схемами, домики синий и зелёный.

  Ход занятия
 I.  Организационный этап:

Дети заходят в группу под музыку Чайковского «Март. Апрель. Май».

Учитель-логопед загадывает загадку:

 «Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?»    (весной)

-Дети, скажите, какое сейчас время года? (весна)

Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

-Сейчас мы с вами отправимся в весенний лес. Для этого нам нужно перейти речку по волшебному мосту.(из массажных дорожек построить  мостик) Цепочкой друг за другом переходим речку.

II. Основной этап:

Л.:-Вот мы и попали в лес (звучит запись звуков весеннего леса). Закройте глаза и представьте, что вы на лесной полянке. Какие деревья вы видите вокруг? (представление, визуализация, припоминание названий деревьев )(ответы детей)

 -А вы знаете, что у Весны есть три помощника? Это три весенних месяца. Как они называются? (март, апрель, май)

-Сейчас мы с ними познакомимся.  Выходит  Март  (ребёнок). Загадывает загадку:

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам месяц….(март)

Л.: - Ребята, давайте вспомним, что происходит в природе в марте? (тает снег, солнце начинает сильнее греть, день становится длиннее, тает снег, появляются проталины, лужи, сосульки ). Ответы детей с опорой на картинки.

Л.:-Снег  растаял, и в лесу можно найти много интересного. Вот и Март приготовил для вас задание. Март отдаёт конверт с заданием.

Задание:

Л: Расскажите артикуляцию звука р.

     - Губы свободны, зубы сближены, язычок  за верхними зубами.
      Мы сильно дуем на язычок, и он вибрирует, дрожит.
     - Давайте попробуем. /Дети выполняют/. Что создаёт преграду? (язык)

Дайте   характеристику звуков р-рь.

Р-согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом.

Рь-согласный, мягкий, звонкий. Обозначаем зелёным цветом.

-Что общего у этих звуков? Какие различия?

 Игра «Поймай звук». Произношение звуков в слогах и словах.

Я буду произносить слоги и слова , а вы  на звук Р –поднимите руки вверх, а на звук РЬ- хлопнуть в ладоши.  Итак, слушайте: ба, ра, бю, рю, мя, ря, жа, ра, бе, ре, бю, рю, бу, ру, би, ри, бы, ры, топор, мороз, букварь, рак, Рита, рис, игры.

Л.:- Прошел месяц и на смену марту пришел другой месяц.

Входит ребенок Апрель:

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель-

В гости к нам пришёл…..(апрель).

Л.:-Давайте вспоминать, какие изменения происходят в этом месяце.(солнце греет сильнее, день становится длиннее, а ночь короче, просыпаются от спячки звери, прилетают перелетные птицы, на деревьях  набухают почки, на реке ледоход).

Л.:-Ребята, Апрель уже приготовил свое задание . Апрель даёт конверт с заданием. Игровое задание «Слушай звуки  [р]  и  [ р ] в словах».
         / На ковре разложены картинки с этими звуками.
       Чуть поодаль  стоят два домика: зеленый и синий./ Учитель логопед, обращается к детям: Сейчас, ребята, мы пойдем в гости  к  звукам   [ р ]  и [ р ].
     - Посмотрите, на какой  волшебной полянке мы оказались. Возьмите по 
       одной картинке, рассмотрите .

     - Дети, посмотрите на полянке два домика: синий и зеленый. Как вы думаете   в каком домике живет  [ p ]. Почему? А звук  [ pь ]. Почему? 
       Учитель логопед: Так как мы с вами попали на волшебную полянку, то я
        сейчас вас  превращу в тех птиц, насекомых и животных, которые 
        изображены у вас на картинках.
      - Стояла хорошая погода, вы отправились на прогулку. Вдруг небо 
       потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался дождь. Вы должны
       спрятаться от дождя, но можете попасть только в свой домик.
        /Дети прячутся в домики/.
       -  Проверим, в свой ли домик вы попали? 
       - В каком домике должна спрятаться стрекоза? Почему?  И т.д.
     /Затем дети меняются картинками и игра повторяется/.
Динамическая пауза «Пришла весна» под музыку.

А весной, а весной снег по всюду тает   (поворот с приседанием)

А весной, а весной птички запевают (машут крыльями)

Чик-чирик, чик-чирик птички запевают /2р/ (хлопают в ладоши)

А весной, а весной солнышко проснётся (показывают солнышко руками)

А весной, а весной деткам улыбнётся (показывают улыбку)

Ля-ля-ля деткам улыбнётся /2р/ (хлопают, поворачиваются вокруг себя)

А весной, а весной зацветут цветочки (ставят ногу на носок, потом на пятку)

А весной, а весной мы сплетём веночки (приседают «пружинка»)

Ля-ля-ля мы сплетём веночки (2р) (хлопают, поворачиваются вокруг себя)

Л.:-Вот закончился и Апрель.

Наступает последний месяц весны. А вот и он сам. Выходит ребенок Май:

Сад примерил белый цвет,

Соловей поёт сонет,

В зелень наш оделся край-

Нас теплом встречает….(май)

Л.:-Что происходит в природе в последний весенний месяц? (солнце греет сильно, день прибавляется, цветут деревья,  зелёная трава, начинаются первые грозы, появляются насекомые)

Просыпаются насекомые и животные. Я предлагаю пойти и посмотреть. Посмотрите шарики на кого похожи ? (на ёжиков).

Упражнение с мячом-ёжиком.

Я мячом круги катаю,    (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю   (смена рук)

Им поглажу я ладошку  (соответственно)

Будто я сметаю крошку   (смена рук)

И сожму его немножко  (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка   (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму  (соответственно)

И другой рукой начну.  (смена рук)

А теперь – последний трюк:  (перебрасывание мяча из руки в руку)

мяч летает между рук!

 Л.:-Ребята, а Май тоже приготовил вам интересное задание. Май даёт конверт с заданием.

Игра проходит за столами. Столы поставлены по кругу. На столах лежат

карточки со словами. Сделать звуковой анализ слов: удар, Рита (Проверить на доске)

А ещё Май предлагает разделиться на 3 команды и собрать слова.

Игра «Слово рассыпалось». (Весна, лужа, небо).  Собрать слова, прочитать.

-Вот мы и познакомились с помощниками весны.

 Как их зовут? (март, апрель, май)

 Л.:А теперь пора нам возвращаться в группу.(переходим по мостику)

III. Заключительный этап:

 -Понравилось вам наше путешествие в весенний лес?

Весенние месяцы приготовили вам подарки. Медали с солнышком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..

Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....

Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».

Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...

Учебно-методическая разработка - Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»

Учебно-методическая разработка по теме "Моя страна": знакомство со своей страной, ее символами, гимном, изображением на карте нашей Родины географических объектов....

Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».

Конспект открытого занятия  в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».   Образовательная область: художественно-эстетическое раз...

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе для детей с ТНР Дифференциация звуков [З] - [Ж]

Дифференциация звуков [З] - [Ж] Цель. Научить детей дифференцировать звуки [З]-[Ж].Задачи:Коррекционно-обучающие:- закрепить четкую артикуляцию звуков [З], [Ж];- учить детей давать характеристику...