Картотека речевых игр и логопедических заданий по лексической теме «Ягоды»
картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему

Михайлова Светлана Леонидовна

Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картинки по запросу МорошкаКартинки по запросу Морошка

Картотека речевых игр и логопедических заданий для выполнения дома с родителями

по лексической теме «Ягоды»

(подготовительная группа)

        Составитель

        Учитель-логопед

        Михайлова        

        Светлана Леонидовна        

Уважаемые родители!Лексическая тема Ягоды

 Тема этой недели «Ягоды».

ЯГОДЫ (лексический материал (словарь),

Предметы: клубника, смородина, малина, черешня, вишня, слива – садовые ягоды; малина, земляника, черника, брусника, клюква, рябина – лесные ягоды; сад, лес, поляна, куст, дерево; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д. Признаки: садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; цвет – красная, желтая, зеленая, синий, черная и т.д.; форма – круглая, овальная, треугольная; вкус – кислая, сладкая, горькая; отыменные прилагательные – клубничный (ая, ое) и т.д., крупная, спелая, вкусная, сочная, сладкая, ароматная…

Действия: собирать, мыть, есть, варить, сушить.

Вместе с детьми найдите в книгах и рассмотрите картинки с изображением различных ягод. Предложите ответить на вопросы:

- Где растут ягоды?

- Какие ягоды растут в лесу?

- Какие ягоды растут в саду?

Если ребенок затрудняется ответить на вопросы, покажите и назовите ему ягоды. Потом пусть ребенок показывает и называет ягоды.

Задание 1. Помогите ребёнку запомнить названия ягод: черника, малина, земляника, морошка, клюква, брусника, ежевика.

 Нарисуйте или наклейте изображения этих ягод в тетрадь. Пусть ребенок показывает и называет их.

Задание 2. Поиграйте в игру «Что где растет?»

Свекла, картофель, малина, груша, огурец, клюква, черника, помидор,

яблоко, слива и т.д. (Закрепление пройденного материала.)

Задание 3. Подбери признаки (не менее трех признаков): клубника (какая?) – … клюква (какая?) — …

Задание 4. Подбери действия (не менее трех действий): клубника (что делает?) – …

Задание 5. Нарисуй или приклей картинки с изображением ягод. Раздели их на 2 группы: ягоды, которые растут в саду и ягоды, которые растут в лесу. Покажи и назови части: листья, стебель, корешок, хвостик, семечки, косточки, кожура, сердцевина.


Задание 6. «Что лишнее? Почему?»

 Клубника, смородина, помидор.

Брусника, банан, облепиха. …

Задание 7. Расскажи, что общего и чем отличаются крыжовник и малина.

ЯГОДЫ.  Грамматические упражнения  (грамматический строй речи).

Задание 1. « Какое варенье»:

малина – малиновое варенье

черника – черничное варенье

земляника – земляничное варенье

клюква – клюквенное варенье

брусника – брусничное варенье

Задание 1. «Что приготовили?»

Варенье из черники – черничное варенье, компот из брусники - …..,
Чай из земляники - ……..

Задание 2.  «Назови ласково»:

клубника – клубничка

малина — …

вишня — …

ягода – …

клюква — …

рябина — …

поляна — …

куст — …

дерево — …

Задания 3. «Один – много»:

ягода – ягоды

куст — …

дерево — …

ветка — …

косточка — …

корзина — …

Задания 4. «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа):

ягода – нет ягоды

куст — …

дерево — …

ветка — …

косточка — …

корзина — …

Задание 5. «Образуй признаки» (от предметов):

ягода – ягодный

малина — …

клубника — …

клюква — …

брусника — …

вишня — …

Задание 6. Посчитай:

одна ягода,

две …,

три …,

четыре…,

пять… ,

шесть…

Задание на тренировку слухового внимания

- Послушай внимательно,  найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее:

Варенье варить мы стали,            

В саду ягоды собрали:                         

Крыжовник, клубнику, малину                         

Сметану, смородину, калину.

Где здесь ошибка, узнай

И правильный ответ дай.

Задания на развитие фонематического слуха

1. Отхлопай слова, определи в них количество слогов. (Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги. Сколько раз хлопнул – столько в слове слогов.) КЛЮК – ВА, Я – ГО – ДА, МА – ЛИ – НА.

2. «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Ягоды» и на каждый слог хлопает в ладоши).

(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)

- Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа).

Напр.: Малина. МА-ЛИ-НА, в этом слове 3 слога, значит 3 гласных звука: А-И -А.

Развитие связной речи  (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

Чтение

- В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

- Т.А.Шорыгина «Туесок брусники»

- «Голубая ягодка»

- «В лес за земляникой»

- «Клубника румянится»

1.Составьте с ребенком рассказ о каждой из лесных ягод.

Например.

 Это черника. Она растет на низких кустиках, она круглая, черная, мягкая, сладкая.

или

Это черника. Она растёт на низких  веточках. Она круглая, чёрная, мягкая, сладкая. Из черники можно приготовить черничное варенье и пирог.

Это малина. Она растет на высоких кустах. Она овальная, красная, мягкая, сладкая, душистая.

Это ежевика. Она растет на высоких кустах. Она овальная, темно-синяя, мягкая, кисло-сладкая.

Запишите его в тетрадь.

2. Прослушай текст. Ответь на вопросы полными предложениями. Подготовь пересказ текста.

Кислая клюква растет на болоте. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. Их так много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.

• Как растет клюква?
• Какие еще ягоды растут в лесу?
• Как они растут?
• Какая ягода невидима сверху?

3. Выучить стихотворение на выбор:

«Сбор ягод»                                                      На кустах и на кусточках,

С веток ягоды снимаю                                      На больших болотных кочках

И в лукошко собираю.                                       Ягоды растут в лесу,

Ягод – полное лукошко!                                   Быстро зреют на весу.

Я попробую немножко.                                                                 Н.Нищева

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

И поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

Пальчиковая гимнастика

Разучите с ребенком и делайте ежедневно пальчиковую гимнастику. Она поможет ребенку запомнить названия лесных ягод и будет способствовать развитию тонкой моторики, а значит, и речи.

 

Лесные подарки

К мишке на праздник

Звери пришли.                                         

(указательный и средний пальцы «шагают» по столу)

Мишке в подарок они принесли:      

(складываем ладошки корзиночкой)

Зайка – чернику,                                    

Ежик – бруснику,

Белка – рябину и ежевику.

Спелой малины лиса принесла,

(правой рукой загибаем поочередно каждый пальчик левой руки)

Очень душистой малина была.

(гладим ладошкой животик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр для дошкольников по лексическим темам.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и сам...

Картотека речевых игр и логопедических заданий для выполнения дома с родителям по лексической теме "Весна"(подготовительная группа)

Дети должны усвоить названия весенних месяцев,основные признаки весны; установление причинно-следственных связей и т.д...

Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука «С» Лексическая тема: «Ягоды»

Цель: Постановка звука СЗадачи:Научить ребенка правильно произносить звук С;Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую м...

Картотека речевых игр и заданий по лексической теме «ВЕСНА»

Дидактические игры и упражнения для выполнения дома с родителями...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Ягоды».

Занятие разработано для уточнения знаний детей о Ягодах...

Картотека речевых игр и логопедических заданий по лексической теме "Перелётные птицы".

Расскажите детям о перелетных птицах. Перелетные птицы - это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма. Улетают от нас насек...