Авторская программа «Развиваем, играем, говорим!»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Лескова Оксана Николаевна

Авторская программа «Развиваем, играем, говорим!»  по развитию мелкой моторики для детей 5-6 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«Развиваем, играем, говорим!»

по развитию мелкой моторики

для детей 5-6 лет

        Автор:

воспитатель

Лескова О.Н.

2016г.

Пояснительная записка

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитие речи ребенка. У детей при ряде речевых нарушений  отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, т.к движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследований большего количества детей, учеными была выявлена следующая закономерность, если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие  движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может  быть нормальной и даже выше нормы. (Л.В. Фомина).

При изучении мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями выявляются недостатки.

  • Не умеют удерживать определенную позу рук.
  • Переключаться с одной позы в другую.
  • Ограничен объем движений.
  • Наблюдается тонус мышц во время движения.
  • Снижен темп движения, точность движения.

Актуальность:

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а так же ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи- слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально-волевая сфера.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания – может привести к возникновению негативного  отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цели: Повысить уровень речевого развития,  с проблемами в речевом развитии, подготовить руку ребенка к  письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.
  2. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер, используя самомассаж, игры и упражнения.
  3. Развивать зрительно-моторные координации.
  4. Активизировать  словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
  5. Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
  6. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  7. Формировать навыки учебной деятельности.
  8. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  9. Осуществлять коррекцию эмоционально-волевой сферы, формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми и родителями.
  10.  Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правильное выполнение заданий.

Реализация данных задач возможна  только в форме организованной деятельности, такой деятельностью является занятие.

Данная программа рассчитана на 1 год. Каждое занятие разработано в соответствии с лексической темой и проводится 1 раз в неделю (по подгруппам) во вторую половину дня, с сентября по май.

 В результате проведения коррекционной работы планируется повысить уровень речевого развития детей, подготовить руку ребенка с проблемами в речевом развитии к письму, совершенствуя мелкую моторику, средствами дидактических игр и упражнений.

Для выявления  динамики 2 раза в год проводятся диагностические задания  для детей, по критериям, соответствующим данному возрасту. Мониторинг проводится в сентябре 2 занятия (начало года) и в мае 2 занятия. В конце года проводится контрольный срез и анализируется полученный результат. (таблица 1)  

Таблица 1

Обследование мелкой моторики у детей 5г. жизни. 

Ф.И. ребенка

1.Выполнение узора по клеткам

2.Выкладывание фигуры (счетные палочки, пуговицы, горох, фасоль)

3.Выполнение движений пальцев в соответствии с текстом

4.Работа с пластилином (нажим, оттягивание, прищипывание)

5.Выполнение рисунка карандашом (нажим, удерживание, закрашивание)

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

Нач.г

Кон.г

  1. Выполнение узора по клеткам

Высокий уровень: ребенок точно выполняет узор по клеткам, проводит ровно горизонтальные, вертикальные, наклонные и округлые линии, используя интервал между узорами, размер.

Средний уровень: ребенок точно соблюдает размер узора, но узор имеет искаженную форму.

Низкий уровень: не соблюдает размер, узор имеет искаженную форму.

  1. Выкладывание фигуры (счетные палочки, пуговицы, горох, фасоль)

Высокий уровень: ребенок  точно, ровно передает форму предмета, используя разнообразный материал выкладывания.

Средний уровень: ребенок при выкладывании предмета использует      меньшее количество (палочек, пуговиц и.т.д)

Низкий уровень: не соблюдает точной формы, искаженный вид фигуры, использование меньшего количества материала.

  1. Выполнение движений пальцев в соответствии с текстом

Высокий уровень: точно  выполняет движения пальцами, руками, в соответствии с текстом.

Средний уровень: выполняет движения пальцами, руками, но несколько в замедленном темпе.

Низкий уровень: путает, пропускает выполнение действий (пальцы зажимает не по порядку и не все).

4.Работа с пластилином (нажим, оттягивание, прищипывание)

Высокий уровень:  использует точную передачу образа, с применением пропорций, приемов (защипывание, сглаживание, оттягивание, нажим и.т.д).

Средний уровень: не соблюдает пропорции, но приемы защипывание, сглаживание, оттягивание, нажим использует.

Низкий уровень: не соблюдает пропорции, части предмета не имеют гладкую форму, использует в лепке легкое присоединение частей.

        5.Выполнение рисунка карандашом (нажим, удерживание, закрашивание)

Высокий уровень:  точное выполнение рисунка, использование нажима на карандаш, применение вертикальных, горизонтальных, косых, округлых, волнистых линий, равномерное закрашивание не заходя за границы.

Средний уровень: нажим на карандаш более слабый, при закрашивании выходит за границы.

Низкий уровень: слабый нажим на карандаш, закрашивание предмета не равномерное, в разном направлении. Предмет имеет искаженную, не точную форму.

Учебный план

тема

Примерное содержание

Кол-во занятий в год

сентябрь

мониторинг

Все занятия построены в соответствии со структурным компонентом и предполагают переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, сознание эмоционального настроя. В начале занятия используется художественное слово, беседы. Которые дают точные и четкие установки на предстоящую деятельность.   На каждом занятии используется пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, В процессе практической деятельности дети осваивают навыки работы в художественно-творческой деятельности, выкладывание фигур из палочек, пуговиц, фасоли, гороха, работа с соленым тестом, использование нетрадиционных техник рисования. В конце занятия подводится итог, анализ проведенной работы.

2

№1- Осень

1

№ 2-Овощи

1

Октябрь

№3 - Фрукты

1

№4 -Грибы

1

№5- Домашние животные

1

№6- Домашняя птица

1

Ноябрь

№7- Перелетные птицы

1

№8- Дикие животные наших лесов

1

№9- Рыбы

1

№10- Насекомые

1

Декабрь

№11- Зима

1

№12- Зимующие птицы

1

№13- Одежда. обувь

1

№ 14- Игрушки

1

Январь

№15- Зимние забавы

1

№16- Дикие животные холодных и жарких стран

1

№17- Дом

1

№18- Семья

1

Февраль

№19- Человек. Части тела

1

№20- Профессии

1

№21- Мебель

1

№22- День защитника Отечества

1

Март

№23- Весна

1

№24- Мамин праздник

1

№25- Цветы

1

№26- Бытовые приборы

1

Апрель

№27- Транспорт

1

№28- Хлеб

1

№29- Посуда и пища

1

№30- Страна. Город. Улица

1

Май

Мониторинг

2

Всего занятий

34

Методическое обеспечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: Развитие мелкой моторики у детей 5 - 6 лет с речевым недоразвитием "Развиваем, играем, говорим!"

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечаетс...

Авторская программа коррекционно-развивающего сопровождения детей старшей логопедической группы (5-6 лет) "Говорим и показываем"

Программа «Говорим и показываем» посвящена проблеме коррекции психоречевого развития старших дошкольников. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в ...

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

Авторская программа «Лего игры для социально –коммуникативного развития детей»

Авторская программа «Лего- игры для социально –коммуникативного развития детей» направлена на развитие детей с 4 до 6 лет.   В программе разработаны сюжетно- ролевые игры с испо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»

Направленность программы – естественно-научная. Программа «Развиваемся, играя», направлена на познавательное и творческое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством раз...

Мастер – класс «Играю, говорю, развиваюсь»

(занимательный материал по речевому развитию)...

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...