«Обучение связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок»
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ягодкина Юлия Николаевна

Овладение родным языком  в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

Выступление на РМО учителей-логопедов

Тема: «Обучение связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок»

                                                                     

                                                                        Выполнила: учитель-логопед

                                                                         Ягодкина Юлия Николаевна

2017г.

Слайд 2.

Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В.К. Воробьёва, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчёркивают в своих работах, что предложение в развитии детской речи играет огромную роль. А.Н. Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений. Именно поэтому обучение детей с ОНР 6 -7 лет связной речи, развитие навыков правильного построения предложений — одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

Слайд 3.

В логопедической практике распространение предложений — работа не только по формированию синтаксиса, но также и по преодолению аграмматизма, по расширению словаря и развитию функции словоизменения, по формированию длительного речевого выдоха в момент произнесения  полученных предложений, по восстановлению речевых функций, частично утраченных в результате органических поражений головного мозга.

Слайд 4.

Перед вами пособие О.Г. Ивановской, Л.Я. Гадасиной, С.Ф. Савченко «Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок» для детей 6-7 лет.

Слайд 5.

Пособие представляет собой ряд сюжетных картинок, разделенных линиями на составные части — слова (что напоминает складывание пазлов), из которых складывается предложение, описывающее каждую данную ситуацию. Кроме того, части большинства картинок разрезаны либо только по горизонтали, либо только по вертикали, либо только по диагонали, действия с такими фрагментами улучшают ориентировку детей на поверхности листа бумаги.

Поскольку пособие в первую очередь предназначено для работы с детьми, вопросы к главным и второстепенным членам предложения находятся рядом с изображением предметов и действий.

Сюжетную картинку, представляющую собой целое предложение, учителю-логопеду предварительно следует разрезать на составные части (слова) по линиям.

Слайд 6.

Предлагаемые разрезные картинки помогут логопедам на практическом материале в динамичной игровой форме:

  • сформировать у него понятия «слово» и «предложение»;
  • научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные  картинки;
  • распространять простое предложение с добавлением в предложения второстепенных членов, без предлогов и с предлогами;
  • привлечь внимание к правильному согласованию слов в предложении.

В данной работе по развитию связной речи по уровню сложности можно выделить несколько этапов. На каждом этапе работы проводится ряд занятий. Количество занятий определяется логопедом индивидуально для каждого ребёнка.

Слайд 7.

               Составление словосочетаний и предложений.

Словосочетания, образованные на основе подчинительных связей, представляют собой «строительный материал» для предложений. Видами подчинительной связи являются согласование, управление и примыкание.

Слайд 8.

Связь слов по типу согласования требует постоянного внимания логопеда в ходе работы над составлением словосочетаний и предложений, а также в ходе поиска связи между главными членами предложения — подлежащим и сказуемым, между главными и второстепенными членами предложения — определениями, дополнениями и обстоятельствами.

Связь слов в предложении по типу согласования

Главное слово

Зависимое слово

В чём согласуются

Существительное, местоимение (подлежащее, дополнение, обстоятельство)

Прилагательное, местоимение (определение)

Род, число, падеж

Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным существительным, в числе, а в прошедшем времени — в числе и роде. (Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени — в роде и числе).

Прежде чем начать практическое усвоение согласования, нужно закрепить у детей знание категории рода.

Игры «Доскажи словечко», «Он-она-оно», соревнование «Кто больше?» (со словами один, одна, одно). 

Слайд 9.

Цель первого этапа — научить ребёнка составлять по предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени).

На первом занятии первого этапа обучения логопед выкладывает разрезные картинки и просит ребёнка рассмотреть их и собрать. Логопед предлагает ребёнку составить предложение (подружить слова). Это задание ребёнок выполняет сначала по вопросам взрослого, например: «Это кто?» — «Девочка»; «Девочка что делает?» — «Стоит»; а затем — самостоятельно. Ребёнок проговаривает полностью составленное предложение, а логопед спрашивает: «Сколько слов в этом предложении?» «Какое слово первое?» «Второе?», т.е. — проводится простейший его анализ. Аналогично составляются простые двусоставные предложения с другими предметными картинками (по усмотрению логопеда). После составления предложений со всеми картинками, ребёнка просят вспомнить, какие действия выполнялись («девочка стояла; рисовала » и т.п.). Таким образом, в составляемых предложениях параллельно отрабатывается согласование имён существительных с глаголами 3-го лица прошедшего времени.

Слайд 10.

Аналогично проводится ряд занятий на составление двусоставных предложений с существительными в форме именительного падежа множественного числа и глаголами в 3-м лице множественного числа настоящего времени. Используются соответствующие разрезные картинки. Составляются предложения типа: Девочки стоят. Мальчики бегут. И т.д.

Слайд 11.

Распространение полученных предложений определениями (прилагательными) по вопросам КАКОЙ? / КАКАЯ? носит более творческий характер, чем распространение второстепенными членами — дополнениями (существительными), так как место этих вопросов в пособии не обозначено. Кроме того, все предлагаемые картинки ребенок должен раскрасить сам, поэтому выбор признаков, как цвет предметов, а следовательно, и ответ на эти вопросы, дается самим ребенком.

Слайд 12.

Связь слов в предложении по типу управления

Главное слово

Зависимое слово

Глагол (сказуемое)

Существительное (дополнение, обстоятельство), выраженное существительным в определённом падеже

      В подчинительной связи по типу управления зависимое слово употребляется в определённом косвенном падеже без предлога или с предлогом. Падежи рассматриваются в последовательности возрастания трудности их усвоения и лишь в самых употребительных их значениях — винительный прямого и косвенного объекта, творительный орудийный и совместности, дательный косвенного объекта, родительный части и принадлежности, предложный мысли и речи.

 Игры «Чем?», «Что к чему?», «Что я люблю?», «Что с чем?», «Кому что нужно», «Чьи это вещи?», «Из чего это делают?», «Где что покупают?», «Где хранят эти вещи?»

Слайд 13.

Цель следующего этапа работы научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по разрезным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух предложенных конструкций. На любом занятии в работе — одна конструкция.

Слайд 14.

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).

Логопед выкладывает разрезную картинку (например, с изображением девочки, солнца, цветка и собаки). Предлагает ребёнку собрать её, рассмотреть и ответить на вопрос: «Кто это?» (девочка). «Что делает?» (рисует). А затем ответить на вопрос логопеда: «Что рисует девочка?» Ребёнок отвечает на вопрос и проговаривает всё предложение целиком («Девочка рисует цветок»). Логопед просит посчитать количество слов в составленном предложении, с опорой на картинки. Определить, какое слово первое, какое второе, третье. После этого ребёнок составляет и проговаривает аналогичные предложения с оставшимися картинками.

Затем логопед просит ребёнка ответить на вопрос: «Что девочка рисовала (нарисовала)? » Ребёнок отвечает полным ответом: «Девочка рисовала (нарисовала) цветок (солнце...)». Таким образом, параллельно с составлением предложений по предложенной конструкции ребёнка учат правильно согласовывать имя существительное с глаголом 3-го лица прошедшего времени (отрабатывается правильное употребление глаголов совершенного и несовершенного вида) и уточняют значение некоторых глагольных приставок.

В конце занятия проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребёнку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку: «Цветок рисует девочку (Девочка рисует цветок)...»

Слайд 15.

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание -у; -ю). Проводятся аналогичные предыдущим занятия. По предложенной  предметной картинке можно составить предложения данной конструкции: рисует (собаку).

Цель следующего этапа работы — распространение предложений определениями, выраженными прилагательными. Тренировать детей в согласовании подлежащего и определения в роде, числе и именительном падеже при составлении простых распространенных предложений.

(Какая?) Маленькая девочка рисует ( Какую? ) лохматую собаку.

Слайд 16.

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж + родительный падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается).

Логопед выкладывает перед ребёнком разрезную картинку. Ребёнок называет части  и собирает  картинку про которую можно спросить: «Кто это?»

(дедушка), «Что делает?» (рубит), «Дедушка рубит что?» (дрова), «Дедушка рубит дрова чем?» (топором). 

Слайд 17.

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа).

Логопед выкладывает перед ребёнком разрезную картинку. Ребёнок называет части  и собирает  картинку про которую можно спросить: «Кто это?» (бабушка), «Что делает?» (вяжет). После этого логопед предлагает ребёнку выбрать любую из оставшихся картинок (шапку, свитер или шарф) и подставить её  на место. А затем — просит составить предложение, со всеми выбранными картинками и со словом-действием вяжет. Например:  «Бабушка вяжет носки (КОМУ?) внуку». Проводится анализ составленного предложения. Определяется количество и порядок слов. Составляются и отрабатываются аналогичные предложения с картинками свитер и шарф. Проводится анализ составленных предложений. В конце занятия проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребёнку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку: «Внук вяжет носки бабушке ». (Бабушка вяжет носки внуку.)

Слайд 18.

Цель следующего этапа — научить ребёнка составлять предложения по предметным картинкам с различными простыми предлогами.

Работа с предлогами проводится последовательно. Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов — предлогов. Во время выполнения задания внимание ребёнка постоянно привлекается к слову-предлогу. Отмечается важность этого маленького слова.

 Проводится ряд занятий на закрепление правильного употребления в речи предложных конструкций. Последовательно составляются и анализируются предложения с каждым из предлогов.

По  предметным картинкам составляются предложения типа:

Мальчик мечтает (О КОМ?) о хомячке.

 (КАКОЙ?) Добрый мальчик мечтает о хомячке.

 Добрый мальчик мечтает (О КАКОМ?) о маленьком хомячке.

Мальчик мечтает (О КОМ?) о собаке.

 (КАКОЙ?) Одинокий мальчик мечтает о собаке.

Одинокий мальчик мечтает (О КАКОЙ?) о лохматой собаке. 

Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа.

Слайд 19 .  Проводятся занятия, аналогичные предыдущим.

Составляется и анализируется предложения. Например: ««Папа  сел в кресло», «Упорный малыш строит большой дом (ИЗ ЧЕГО?) из кубиков», «Мальчик мечтает о жарком лете (о тёплой весне)», «Мама готовит вкусную уху из рыбы» и т. п. В конце занятия продолжается работа с деформированным предложением. Примеры предлагаемых ребёнку деформированных предложений: «Кресло  село на папу».

Слайд 20.

Связь слов в предложении по типу примыкания

Главное слово

Зависимое слово

Глагол (сказуемое)

Наречие (обстоятельство), выражающее пространственные, временные отношения или образ действия

   

  В подчинительной связи по типу примыкания зависимым выступает неизменяемое слово. Дошкольники практически осваивают примыкание на примере наречий. Вначале усваиваются наречия, которые выражают пространственные отношения и отвечают на вопрос ГДЕ?: близко, высоко, справа, слева и т. п. Далее отрабатываются наречия, выражающие временные отношения и отвечающие на вопрос КОГДА?: вчера, сегодня и т. д. Последними актуализируются наречия образа действия, отвечающие на вопрос КАК?: быстро, тихо, медленно, громко, шумно, ловко, красиво, ровно, чисто, спокойно, дёшево, дорого, верхом, пешком, ползком, шагом, бегом и др.

Игры «Когда?», «Как?», «Нарядим игрушечную ёлку».

Логопед раздает предыдущие разрезные картинки и дети составляют предложения и дополняют следующие предложения:

Девочка рисует (ГДЕ?)... (дома).

Девочка рисует (КОГДА?)... (утром).

Девочка рисует (КАК?)... (быстро, красиво, охотно).

Бабушка вяжет (КОГДА?)... (вечером).

Бабушка вяжет (КАК?)... (ловко, аккуратно, стремительно).

Слайд 21.

Составление рассказов

Чтобы речь была связной, дошкольники должны:

  1. ясно представлять тему и уметь делать вывод или выражать своё
    отношение к изложенному;
  2. последовательно  излагать  события,  устанавливать  логические
    связи между частями рассказа;
  3. оформлять речь по грамматическим законам языка.

Из этого следует, что обучение связной речи поначалу должно строиться на темах, близких детям, и с опорой на их жизненный опыт. Поэтому лучше всего начинать обучение составлению рассказов на материале программы «Вместе — дружная семья», посвященной жизни ребёнка в семье.

Такой вид игры, как собирание картинок из частей, обычно очень нравится детям дошкольного возраста. Он требует сообразительности и внимания, вызывает активную работу мышления, памяти, речи.

      Кроме сюжетных картинок, в пособие включены конспекты логопедических занятий, в которых описана работа по предлагаемым разрезным картинкам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» Обучение связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок Учитель-логопед: Ягодкина Юлия Николаевна 2017г.

Слайд 2

Обучение связной речи, развитие навыков правильного построения предложе­ний — одна из основных задач в системе логопедических за­нятий. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В.К. Воробьёва, Н.С . Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова , Т.Б. Филичева и др.) подчёркивают в своих работах, что предложение в развитии детской речи играет огромную роль. А.Н. Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».

Слайд 3

Распространение предложений второстепенными членами — один из важных этапов развития речи . В логопедической практике распространение предложений включает работу по: формированию синтаксиса; преодолению аграмматизма ; расширению словаря; развитию функции словоизме­нения; формированию длительного речевого выдоха в момент произ­несения полученных предложений ; по восстановлению рече­вых функций, частично утраченных в результате органических поражений головного мозга.

Слайд 4

Система формирования навыков и умений связной речи у детей с системным недоразвитием речи

Слайд 5

Пособие представляет собой ряд сюжетных картинок, разделенных линиями на составные части — слова, из которых складывается предло­жение, описывающее каждую данную ситуацию.

Слайд 6

Р азвитие навыков правильного построения предложе­ний — одна из основных задач в системе логопедических за­нятий Предлагаемые разрезные картинки помогут логопедам на практическом материале в динамичной игровой форме: сформировать у него понятия «слово» и «предложение»; научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные картинки; распространять простое предложение с добавлением в предложе­ния второстепенных членов без предлогов и с предлогами; привлечь внимание к правильному согласованию слов в предложении.

Слайд 7

Составление словосочетаний и предложений. Словосочетания , образованные на основе подчинительных связей, представляют собой «строительный материал» для предложений. Видами подчинительной связи являются согласование, управление и примыкание.

Слайд 8

Связь слов в предложении по типу согласования Главное слово Зависимое слово В чём согласуются Существительное, местоимение (под­лежащее, дополнение, обстоятельство) Прилагательное, место­имение (определение) Род, число, падеж Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным суще­ствительным, в числе, а в прошедшем времени — в числе и роде.

Слайд 9

Цель первого этапа — научить ребёнка составлять по предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени;

Слайд 10

существительное-подлежащее в форме именительного падежа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени).

Слайд 11

Распространение полученных предложений определениями (прилага­тельными) по вопросам КАКОЙ? / КАКАЯ? носит более творческий характер, чем распространение второстепенными членами — дополне­ниями (существительными), так как место этих вопросов в пособии не обозначено.

Слайд 12

Связь слов в предложении по типу управления Главное слово Зависимое слово Глагол (сказуемое) Существительное (дополнение, обстоятельство), вы­раженное существительным в определённом падеже В подчинительной связи по типу управления зависимое слово упо­требляется в определённом косвенном падеже без предлога или с пред­логом.

Слайд 13

Цель второго этапа работы — научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по разрезным картинкам ; распространение предложений определениями, выраженными прилагательными.

Слайд 14

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа). (КТО?) Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) рисует. Девочка рисует (ЧТО?) цветок. (КАКАЯ?) Маленькая девочка рисует цветок. Маленькая девочка рисует (КАКОЙ?) красивый цветок. Девочка рисует (ЧТО?) солнце. (КАКАЯ?) Старательная девочка рисует солнце. Старательная девочка рисует (КАКОЕ?) яркое солнце.

Слайд 15

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание -у; -ю). Девочка рисует (КОГО?) собаку. (КАКАЯ?) Добрая девочка рисует собаку. Добрая девочка рисует (КАКУЮ?) лохматую собаку.

Слайд 16

(КТО?) Дедушка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) рубит. Дедушка рубит (ЧТО?) дрова. (КАКОЙ?) Старый дедушка рубит дрова. Старый дедушка рубит (КАКИЕ?) берёзовые дрова. Старый дедушка рубит берёзовые дрова (ЧЕМ?) топором. Старый дедушка рубит берёзовые дрова (КАКИМ?) острым топором.

Слайд 17

В подчинительной связи по типу управления зависимое слово упо­требляется в определённом косвенном падеже без предлога или с пред­логом.

Слайд 18

(КТО?) Мальчик (ЧТО ДЕЛАЕТ?) мечтает. Мальчик мечтает (О ЧЁМ?) о компьютере. (КАКОЙ?) Маленький мальчик мечтает о компьютере. Маленький мальчик мечтает (О КАКОМ?) о настоящем компьютере . Мальчик мечтает (О ЧЁМ?) о роликах . (КАКОЙ?) Грустный мальчик мечтает о роликах. Грустный мальчик мечтает (О КАКИХ?) о новых роликах. Мальчик мечтает (О КОМ?) о хомячке. (КАКОЙ?) Добрый мальчик мечтает о хомячке. Добрый мальчик мечтает (О КАКОМ?) о маленьком хомячке. Мальчик мечтает (О КОМ?) о собаке . (КАКОЙ?) Одинокий мальчик мечтает о собаке. Одинокий мальчик мечтает (О КАКОЙ?) о лохматой собаке.

Слайд 20

Связь слов в предложении по типу примыкания Главное слово Зависимое слово Глагол (сказуемое) Наречие (обстоятельство), выражающее простран­ственные, временные отношения или образ действия В подчинительной связи по типу примыкания зависимым выступа­ет неизменяемое слово. Распространение предложений обстоятельствами, выраженными наречиями.

Слайд 21

Составление рассказов Чтобы речь была связной, дошкольники должны: ясно представлять тему и уметь делать вывод или выражать своё отношение к изложенному; последовательно излагать события, устанавливать логические связи между частями рассказа; оформлять речь по грамматическим законам языка.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Основные методы и приемы развития связной речи при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад

Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...

Статья . Использование фланелеграфа и картинного материала на этапах обучения связной речи детей с фонетическим недоразвитием речи на логопедических подгрупповых занятиях. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)

Формирование связной речи детей с ФНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных ...

ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПО ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОКО. Г. Ивановская Л. Я. Гадасина С. Ф. Савченко

Пособие носит практический характер, может использоваться логопедами для развития связной речи у детей. Оно будет способствовать формированию у детей навыков грамотного словоизменения, умения правильн...