предикторы дизонтогенеза фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников четырех-пяти лет
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Савина Анастасия Викторовна

В статье излагаются результаты изучения фонетико-фонематической стороны речи дошкольников четырех-пяти лет. На основании полученных данных выделяются уровни развития фонетико-фонематической стороны речи детей. Выявляются предикторы речевого дизонтогенеза, важные как для логопедов, так и для воспитателей общеобразовательных групп детских садов.

Иркутск, 2015 год. ФГБОУ ВО ИГУ ПИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berezhnoy_statya_sbornik_kafedry.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДИКТОРЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

 ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У  ДОШКОЛЬНИКОВ  ЧЕТЫРЕХ - ПЯТИ ЛЕТ

                                                             

              Бережная А.В., учительлогопед. Иркутск, 2015

Нарушения фонетической стороны речи, такие как дислалии, дизартрии, стертые дизартрии очень распространены у детей дошкольного возраста, и их  преодоление  является одной из актуальных задач логопедической работы в детском саду.

        Формирование звукопроизношения – длительный процесс, который завершается в онтогенезе только к 6-7 годам. Существует определенная последовательность и закономерность овладения дошкольниками различными  группами звуков.  Эти данные представлены в исследованиях В.П. Белянина,  Л.И. Беляковой.  А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой.  Авторы указывают, что звуки раннего онтогенеза (гласные,  заднеязычные, губные, губно-зубные и переднеязычные согласные)  усваиваются  дошкольниками  достаточно рано, что обусловлено доступностью для ребенка их артикуляционных укладов, не требующих очень точных дифференцированных движений языка. Соответственно, к среднему дошкольному возрасту эти звуки должны произноситься детьми чисто и правильно, а их недостатки будут рассматриваться как предикторы  (ранние проявления) дизонтогенеза  фонетической стороны речи.  

Звуки позднего онтогенеза (свистящие, шипящие и сонорные) осваиваются детьми после пяти лет,  что обусловлено  большей сложностью их  артикуляционных укладов. В тоже время их искаженное произношение, как устойчивый патологический вариант, может сформироваться достаточно рано и  также рассматриваться как предиктор дизонтогенеза фонетической  стороны речи.

         Своевременная педагогическая и логопедическая работа с дошкольниками может предотвратить стойкие дефекты произношения и помочь им более правильно и быстро освоить необходимые звуки в произношении и восприятии. Именно поэтому важен факт выявления таких предикторов речевого дизонтогенеза у дошкольников как можно раньше – после четырех лет -  когда  должны правильно произноситься большинство групп звуков. Это будет способствовать профилактике стойких труднопреодолимых дефектов звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте.         Все вышеизложенное  обуславливает актуальность данного исследования.

Цель исследования: изучить и охарактеризовать предикторы дизонтогенеза  фонетико-фонематической стороны речи дошкольников четырех-пяти лет.

Объект исследования: фонетико-фонематическая сторона речи детей дошкольного возраста

Предмет исследования: характеристика предикторов дизонтогенеза фонетико-фонематической стороны речи дошкольников четырех-пяти лет, посещающих общеобразовательную группу детского сада.

        Исследование было проведено на базе МБДОУ  детский  сад комбинированного вида № 127 г. Иркутска. В исследовании принимали участие 15 дошкольников от четырех до пяти лет, посещающих среднюю общеобразовательную группу и не получающих  логопедическую помощь.  

        Методика обследования, включающая  четыре  блока заданий, позволяла оценить значимые компоненты фонетико-фонематической стороны речи дошкольников.

        Проанализируем полученные результаты. Наибольшие средние балльные показатели  дошкольники набрали в пробе на оценку сформированности звуков раннего онтогенеза (СБО - 2.8). Недостатки произношения этих звуков - смягчение твердых пар  звуков, оглушение звонких звуков и нетипичные варианты субституции звуков  – были выявлены у  двух детей выборки.

         Недостаточную успешность дети имели в задании  на оценку сформированности фонематических процессов. (СБО – 2.4 балла).  Практически все дошкольники затруднялись в  дифференциации  звуков близких по артикуляции, что свидетельствует о незрелости этого фонематического процесса у дошкольников 4-5 лет. У  части детей группы были затруднения в выделении звука на фоне слова, т.е. несформированность элементарного фонематического слуха.

        Затруднения у детей были и в задании на оценку сформированности  артикуляционная моторика  (СБО – 2.15).  Трудности проявились в выполнении как статических, так и динамических упражнений, требующих  удержания кончика и боковых краев языка, а также поднимания-опускания передней части спинки и кончика языка.    Таким образом, можно сказать о том, что у многих дошкольников четырех-пяти  лет недостаточная подвижность кончика и боковых краев языка, при сохранном строении артикуляционного аппарата.

Оценивая  состояние слоговой структуры (СБО - 2,0),   мы выявили, что   в  основном дети справились с произношением слов простой слоговой структуры;  но испытывали трудности в произношении трех-четырех сложных слов,  слов со стечением согласных, и малочастотных слов. Характерны  ошибки, проявляющиеся  в перестановке слогов, нарушении звуконаполняемости и пропуске слогов, чаще в середине слова. Мы полагаем, что эти недостатки могут быть связаны как с малой  подвижностью артикуляционной моторики, так и  с несформированностью фонематических процессов.

Минимальные баллы (СБО - 1.2) получены детьми в задании на оценку  звукопроизношения звуков позднего онтогенеза. Здесь отмечаются различные нарушения. Наиболее часто отмечались недостатки произношения звуков  [Р] и [Л]. Они проявлялись  в виде  горлового и двугубного произношения, замены на звуки более простые по артикуляции. На втором месте  – недостатки произношения шипящих звуков, проявляющиеся в виде   замены на  свистящие звуки. Следующие по частоте нарушений -  свистящие звуки.  Самые характерные варианты их нарушений -  замены на  шипящие и  искаженное  межзубное произношение. Полученные данные о характере  нарушений звуков  у дошкольников пятого года  не противоречат литературным данным о последовательности  овладения звуками в  онтогенезе детской речи.

Проанализировав характер нарушений звуков,  мы отметили, что преобладают такие варианты как  замены звуков  (29 случаев);  что можно связать с недостатками фонематических процессов у дошкольников.  На втором месте – отсутствие  звуков  (27 случаев). Искажения как вариант нарушения различных фонем отмечено в 14 случаях;  это устойчивое нарушение звукопроизношения в виде  межзубного, горлового и двугубного произношения.

По результатам исследования дошкольники были распределены по уровням  сформированности фонетико-фонематической стороны речи.

 К достаточному уровню мы отнесли всего трех дошкольников (20%);  у этих детей нет выраженных нарушений в овладении  фонетико-фонематической стороной речи.  Отсутствие  одного  из сонорных звуков рассматривается как допустимый вариант  звукопроизношения в этом возрасте.  К среднему уровню успешности  мы отнесли 12 дошкольников  (66%). Для этих детей характерны   нарушения звукопроизношения в виде замены,  искажения и отсутствия звуков  позднего онтогенеза, искажения  слоговой структуры в различных по составу  словах, несформированность фонематического различения звуков.   К низкому уровню мы  отнесли   двух дошкольников (14%); дети  имеют  стойкие нарушения звукопроизношения звуков раннего и позднего онтогенеза, грубые  нарушения слоговой структуры даже простых слов (двух-трех сложных), несформированносль элементарного фонематического слуха.

Таким образом, в ходе исследования мы выделили  такие  предикторы дизонтогенеза фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников четырех-пяти лет как:

 - ограниченная подвижности кончика и боковых краев языка и недостаточная способность подъема передней части языка, что препятствует нормативному овладению шипящими и сонорными звуками;

- искаженное произношение любых звуков (горловое, межзубное,  двугубное);

- недостатки произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза;

- нетипичные для нормального онтогенеза варианты субституции любых звуков (например, замены [Н] на [М’])

          - стойкие замены и смешения в произношении свистящих и шипящих к пяти годам;

      - несформированность элементарного фонематического слуха;

           - элизия и нарушения звуконаполняемости слов простой слоговой структуры.

Охарактеризованные  в исследовании  предикторы дизонтогенеза фонетическо-фонематической  стороны речи позволяют выделить детей пятого года, составляющих  группу высокого риска по стойким нарушениям звукопроизносительной стороны речи и   нуждающихся в целенаправленной логопедической коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.  с  помощью  занимательного  игрового  материала  сделать  процесс  обучения  занимательным, весёлым, высокоэффективным;2. развивать  речевой...

Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников. Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр.

С 2008 года углублённо работаю по методической теме  «Формирование семантической стороны речи у дошкольников с ОНР в процессе дидактических игр».    Выбор темы определился результа...

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...