программа кружка
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

Манакова Ралия Сабировна

кружок по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_logopedii.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя ГО Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено                                                                                                                      Утверждаю

на заседании                                                                                    Директор МОБУ СОШ с. Амзя

Педагогического совета № 3                                                      ________________Ялашева А.М.

От _____________________                                                            приказ от 27.09.2017г.__№971

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа : оказание логопедической помощи и консультирование

«Весёлые язычки»

Срок реализации 1 год

        

Педагог дополнительного образования:

                           Манакова Ралия Сабировна

2017 год

Содержание.

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Учебно-тематическое планирование
  4. Методическое обеспечение программы
  5. Список литературы

  1.  Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по оказанию логопедической помощи и консультированию «Весёлые язычки» разработана в соответствии с :

- Федеральный закон № 273 от 29. 12. 2012г. «Об образовании в РФ»;

- Уставом МОБУ СОШ  с. Амзя;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 15.05.2013;

- Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.

Программа логопедического кружка «Весёлые язычки» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.

При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук , Т. А. Ткаченко. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8. Расширение словарного запаса.

9. Формирование связной речи.

10. Воспитание культуры речевого общения.

Подходы

Составляя программу  учитываю:

-возрастные, типологические, индивидуальные особенности учеников, обязательность непрерывности развивающего процесса, реализуемого через содержание логопедических занятий, взаимодействие с педагогами, родителями.

 - научный, практико-ориентированный, действенный характер логопедической помощи; 

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе логопедической помощи; 

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

 - развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; 

-стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Принципы:

  • принцип системности;
  • принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

  1. Содержание программы

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня,

всего 34занятия с октября  по май включительно.

Продолжительность занятия: 50 минут.

Форма организации детей: групповая.

Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.

Дыхательные и фонопедические упражнения.

Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.

Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Систематические занятия по данной программе  будут способствовать:

коррекции звукопроизношения;

развитию просодической стороны речи,

формированию слоговой структуры слова;

коррекции лексико-грамматической стороны речи;

формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.

У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.

Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.

  1. Комплексно-тематический план занятий логопедического кружка «Весёлый  язычок» на2017-2018 учебный год

Сентябрь,
1- 4-я неделя

Диагностика индивидуального развития детей воспитателями.

Октябрь,

 1-я неделя

Лексическая тема: «Осень. Названия деревьев».

Октябрь, 
2-я неделя

Лексическая тема: «Огород. Овощи». 

Октябрь, 
3-я неделя

Лексическая тема: «Сад. Фрукты».

Октябрь, 
4-я неделя

Лексическая тема: «Лес. Грибы и лесные ягоды». 

Ноябрь, 
1-я неделя

Лексическая тема: «Игрушки».  

Ноябрь, 
2-я неделя

Лексическая тема: «Одежда».

Ноябрь, 
3-я неделя

Лексическая тема: «Обувь». 

Ноябрь, 
4-я неделя

Лексическая тема: «Мебель». 

Ноябрь, 
5-я неделя

Лексическая тема: «Кухня. Посуда». 

Декабрь, 
1-я неделя

Лексическая тема: «Зима». 

Декабрь,
2-я неделя

Лексическая тема: «Зимующие птицы». 

Декабрь,
3-я неделя

Лексическая тема: «Комнатные растения».  

Декабрь,
4-я неделя

Лексическая тема: «Новогодний праздник». 

Январь,
1-я неделя

Лексическая тема: «Домашние птицы». 

Январь,
2-я неделя

Лексическая тема: «Домашние животные и их детеныши».

Январь,
3-я неделя

Лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши»

Январь,
4-я неделя

Лексическая тема: «Профессии. Продавец». 

Февраль,
1-я неделя

Лексическая тема: «Профессии. Почтальон».  

Февраль,
2-я неделя

Лексическая тема: «Транспорт».

Февраль,
3-я неделя

Лексическая тема: «Профессии на транспорте». 

Февраль,
4-я неделя

Лексическая тема: «Весна».

Март,
1-я неделя

Лексическая тема: «Мамин праздник».

Март,
2-я неделя

Лексическая тема: «Первые весенние цветы».

Март,
3-я неделя

Лексическая тема: «Цветущие комнатные растения». 

Март,
4-я неделя

Лексическая тема: «Дикие животные весной».   

Апрель,
1-я неделя

Лексическая тема: «Домашние животные весной».  

Апрель,
2-я неделя

Лексическая тема: «Птицы прилетели».  

Апрель,
3-я неделя

Лексическая тема: «Насекомые». 

Апрель,
4-я неделя

Лексическая тема: «Наш город. Моя улица». 

Май,
1-я неделя

Лексическая тема: «ПДД». 

Май,
2-я неделя

Лексическая тема: «Лето. Цветы на лугу». 

Май,
3-я неделя

Лексическая тема: «Насекомые». 

Май,
4-я неделя

Лексическая тема: «Аквариумные рыбки». 

  1. Методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы дополнительного образования. Используется комплексный подход в выборе эффективных методов и приёмов образовательной и воспитательной работы. В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем программы.

-Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу, инструктаж детей по работе с различным материалом. В структуре одного занятия может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа, инструктаж, анализ артикуляторных и акустических характеристик звука, звукового/слогового состава слова.

-Наглядные методы активное использование данной группы методов во многом определено возрастными особенностями детей, занимающихся по программе. Использование наглядного материала активизирует деятельность разных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного), это, в свою очередь, способствует более прочному закреплению новых условных связей при формировании артикуляции звуков, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

-Практические методы являются основными в реализации данной образовательной программы, обеспечивая непосредственное ознакомление дошкольников с артикуляторным укладом и акустическими характеристиками звуков, умения анализировать звукобуквенные связи, овладеть навыками, лежащими в основе формирования письменной речевой деятельности в будущем.

-Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей представлений и практических умений посредством включения игровых заданий и упражнений (дыхательная гимнастика, артикуляторная гимнастика). --Частично-поисковый (эвристический) метод основан на самостоятельной деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения положительного результата, основанные на гибком использовании простых и сложных форм звукового анализа, активизации словарного запаса (смысловая догадка, актуализация конкретных семантических полей).

Формы подведения: игра, конкурс, опрос, самостоятельная работа, коллективная рефлексия и др.

Приёмы - игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, беседа, анализ текста, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, вокально-тренировочные упражнения.

Дидактический материал: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы.

Оборудование: зеркала, приборы, декорации, магнитофон,  мультимедийный проектор, компьютер и др.

  1. Список  литературы

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.

Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ с.Амзя

_____________ Ялашева А.М

                         приказ от27.09.2017г_№ 971        

Циклограмма

Рабочего времени воспитателя МОБУ СОШ с. Амзя

Манаковой Ралии Сабировны

Понедельник

Время: 15.15-16.05

Возраст: 4-5 лет

Количество детей: 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...