Конспект открытого логопедического занятия . Образование относительных прилагательных по лексической теме «Продукты»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

Цель занятия: формирование лексико- грамматических категорий и связной речи детей на примере относительных прилагательных.

Задачи:

Обучающие.

-Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания»

-Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

-Практическое усвоение относительных прилагательных в словообразованиях

(по типу «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

-Согласование прилагательных с существительными в роде.

-Составление распространенных предложений по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sok.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия .

 Образование относительных прилагательных

по лексической теме «Продукты»

учитель-логопед: Кошкина И.И.

Тип занятия: подгрупповое (дети с ФФНР)

Цель занятия: формирование лексико- грамматических категорий и связной речи детей на примере относительных прилагательных.

Задачи:

Обучающие.

-Активизация предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания»

-Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

-Практическое усвоение относительных прилагательных в словообразованиях

(по типу «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

-Согласование прилагательных с существительными в роде.

-Составление распространенных предложений по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение.

Развивающие.

-Развитие умения устанавливать причинно- следственные связи

Воспитательные

-Воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать взрослого и сверстников,

находить выход из проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения

Коррекционные.

- Развитие психологической базы речи: слухового внимания и увеличение объема кратковременной памяти до 6 лексических единиц, развитие логического мышления.

-Развитие регулирующей функции речи: поэтапное усложнение инструкции.

- Устранение аграмматичного использование слов в простой фразе, активизация

поставленных звуков.

Лексический материал:

  1. Слова сложные по семантике: запеканка (запеченная в печке, духовке, еда), оладьи ( толстый блин), бульон (жидкость, в которой варилось мясо)
  2. Слова, сложные по слоговой структуре:

А) трехсложные слова со стечением согласных (творожный, фруктовое, свекольное).

Б) пятисложные со стечением согласных (вермишелевый, картофельный)

Оборудование:

Мультимедийная презентация с игрой «Что получится?», продукты для приготовления супа, каши, салата, фартуки, посылка с вареньем, массажные шарики, фасоль разных цветов, горох, колпак повара, тетради и печати.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1 этап.

Пальчиковый массаж.

Активизация мыслительной деятельности, введение в тему «Продукты питания».

Расширение предметного словаря и словаря признаков по теме «Продукты питания»

Организационный момент

- Сегодня наше занятие начнется как всегда с массажа наших пальчиков, потому что мы знаем «Чтобы четко говорить- надо с пальцами дружить». Выбирайте массажные шарики. Мы по очереди будем называть свои любимые блюда и одновременно прокатывать колечко по пальцу. (логопед начинает «Я очень люблю бананы»). Дети по кругу продолжают игру.

-Дети, как можно назвать одним словом все то, что мы сейчас перечисляли?

Дети становятся в круг, делают массаж пальцев, называя при этом любимые блюда.

Продукты питания.

2 этап.

Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

- В мой электронный почтовый ящик пришло письмо, давайте, посмотрим, что там.

Игра «Что получится?»

– К слову САХАР добавляем имя поваренка НЫЙ, что получится?

(что может быть сахарным?) (сироп)

- К слову лимон?

( что может быть лимонным?) (сок)

- К слову хлеб?

(что может быть хлебным?) (квас)

- К слову виноград ?

( что может быть виноградным?) (сок)

- К слову помидор ( томат?)

-Что может быть томатным?

Дети знакомятся с поваренком по имени НЫЙ и играют в игру «Что получится?»

( презентация)

Дети составляют слова:

САХАРНЫЙ, ХЛЕБНЫЙ

ТОМАТНЫЙ, ЛИМОННЫЙ, ВИНОГРАДНЫЙ,

АРБУЗНЫЙ

САХАРНЫЙ сироп

ХЛЕБНЫЙ квас, ЛИМОННЫЙ сок

ВИНОГРАДНЫЙ сок.

ТОМАТНЫЙ соус

АРБУЗНЫЙ сок

3 этап.

Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях. (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

- Мы помогли веселому поварёнку , а хотите сами научиться готовить?

Для начала сварим суп.

( дети надевают фартуки)

- У вас на столах , в кастрюльках находятся продукты , посмотрим, какие. (вермишель, горох, морковь, свёкла, картофель, рис, капуста.).

-назовите свои продукты.

- У меня вермишель, а у тебя что?

А сейчас подумаем и скажем, какой суп получится из продукта, который у вас есть?

Я начну первая:

- Из вермишели можно сварить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта?

- Понравилось вам готовить суп?

- А сейчас будем варить кашу.

- У вас на столах пакетики, посмотрите, что в них лежит? У меня перловка.

-Какую кашу можно сварить из этих продуктов?

. Из перловки можно сварить перловую кашу. Какую кашу можно сварить из ваших продуктов?

-Молодцы! Справились с заданием, теперь вы можете мамам дома помогать.

Нам осталось приготовить салат. В какой посуде будем делать салат? (в салатнице)

- Послушай те, как вы будете делать салат.

1 пара делает салат только из тех продуктов, в названии которых есть звук С (капуста, свёкла, слива, ананас, соль, масло)

2 пара делает салат из тех продуктов, в названии которых есть звук Р (помидор, кукуруза, гранат)

3 пара- из тех продуктов, в названии которых есть звук Л (лук, свёкла, яблоко, баклажан).

- у меня - вермишель

- У меня- морковь

- У меня- горох

- У меня- свёкла

- У меня- рис

-У меня -картофель.

- У меня- капуста

- Из гороха- гороховый суп

- Из вермишели- вермишелевый суп

- Из свёклы- свекольный суп

- Из риса- рисовый суп

- Из картофеля- картофельный суп.

Из капусты- капустный

- У меня -рис

-У меня- гречка

- у меня- манка

- У меня- горох

- у меня- перловка

- у меня- овсянка

- Из риса- рисовую кашу

- из манки- манную кашу

- из гороха- гороховую кашу

- из гречки- гречневую кашу

- из перловки- перловую кашу

-из овсянки- овсяную кашу.

Раскладывают продукты по салатницам.

4 этап.

-Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

- Вы любите получать посылки? (что означает слово «посылка»?) Я тоже очень люблю, вот моя бабушка из деревни отправила мне посылку, интересно, что в ней? (как выдумаете?), я думаю, что это варенье, она каждую осень мне его отправляет, хотите попробовать? но не будем гадать, откроем.

( логопед достает баночки с этикетками)

-Что это ? Пустые баночки. Моя старенькая бабушка забыла положить варенье. Давайте попробуем догадаться, какое варенье должно лежать в каждой баночке?

-Варенье из яблок, какое оно?

- Из клюквы?

- Из сливы?

- Из клубники?

- Из малины?

- Из вишни?

- Из банана?

- Из ананаса?

- Я напишу бабушке письмо о том, что она забыла положить варенье.

-Какого варенья нет в баночках?

Дети соотносят названия варенья с этикетками.

-Яблочное варенье.

- Клюквенное варенье.

-Сливовое варенье.

- Клубничное варенье

- Малиновое варенье

-Вишневое варенье

-Банановое варенье

-Ананасовое варенье

Яблочного

Клюквенного

Сливового

Клубничного

Малинового

Вишневого

Бананового

Ананасового.

Физминутка.

Развитие тонкой и общей моторики.

-У нас случилась беда, нужно срочно варить обед, а наш повар Татьяна Ивановна рассыпала и перепутала фасоль и горох, она попросила вас ей помочь все это рассортировать. И надо это сделать всего за 3 минуты. Вот песочные часы.

- Вы молодцы! Т.И обязательно накормит вас вкусным обедом.

Дети в парах перебирают продукты, пока пересыпается песок в песочных часах, высыпают в прозрачные ёмкости, чтобы был виден результат.

5 этап

- Учить детей составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение

- Ну, а сейчас пришла пора поиграть, встаньте в круг.

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,

Что сготовишь, назови!

Логопед надевает поварской колпак на голову рядом стоящего ребенка. Этот ребенок полным предложением отвечает на вопрос логопеда.

- Ты готовишь напиток из клюквы? Какой напиток ты приготовишь?

- Ты готовишь пирог из яблок. Какой пирог ты приготовишь?

-Ты готовишь запеканку из творога? Какую запеканку ты приготовишь?

-Ты готовишь котлеты из курицы? Какие котлеты ты приготовишь?

-Ты готовишь бульон из мяса? Какой бульон ты приготовишь?

-Ты готовишь оладьи из картофеля? Какие оладьи ты приготовишь?

-Ты готовишь суп из рыбы? Какой суп ты приготовишь?

-Ты готовишь борщ из свёклы? Какой борщ ты приготовишь?

-Ты готовишь компот из сливы? Какой компот ты приготовишь?

Я приготовлю клюквенный напиток.

Я приготовила яблочный пирог.

Я приготовила творожную запеканку.

Я приготовила куриные котлеты.

Я приготовила мясной бульон.

Я приготовила картофельные оладьи.

Я приготовила рыбный суп.

Я приготовила свекольный борщ.

Я приготовила сливовый компот.

6 этап

Итог занятия.

Рефлексия.

Развитие ВПФ.

- А сейчас я объявляю конкурс на самого внимательного ребенка. Кто вспомнить, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как звали веселого поваренка, который помогал нам готовить блюда и составлять новые слова?

Вы все хорошо поработали, а теперь похвалим себя за работу.

Дети вспоминают этапы занятия.

Дети ставят печати в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми с ОВЗ. Лексическая тема: "Игрушки"

Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком с интеллектуальной недостаточностью.  Лексическая тема "Игрушки"...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи по теме:«Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием технологий ТРИЗ».Задачи:Коррекционно-образовательна...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».

Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: «Как дети Снеговику помогали!»

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему: "Как дети Снеговику помогали!"...

Конспект открытого логопедического занятия в средней группе по лексической теме: «Насекомые».

1. Образовательная задача:систематизировать и обобщить знания детей о насекомых;упражняться в отгадывание загадок;учить образовывать существительные родительного падежа множественного числа;{C}{C}&mid...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...

Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука «С» Лексическая тема: «Ягоды»

Цель: Постановка звука СЗадачи:Научить ребенка правильно произносить звук С;Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую м...