тематический план по курсу подготовка к обучению грамоте
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Наталия Геннадиевна

план по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детей с тнр. Занятия 2 раза в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_po_kursu_osnovy_gramoty.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Подготовительный этап.

Месяц

неделя

Основная тема

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной и артикуляционной моторики.

Звуко-слоговая структура речи, интонация, дыхание.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических стуктур.

1.

Сентябрь

(2 неделя)

Звуки окружающего мира

( неречевые звуки)

Запоминание и воспроизвеление 5-7 неречевых звуков.

Угадывание звучащего предмета на слух.

Разучивание комплекса пальчиковой гимнастики.

Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.

Обучение восприятию и оценке ритмов и их воспроизведению по речевой  инстр

2.

Сентябрь (3 неделя)

Звуки речи.

Угадывания источника звука на слух по тембру.

Запоминание и воспроизвеление 5-7 речевых звуков.

Отработка  комплекса артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Закрепление длительного фонационного выдоха.

Формирование понятий длинное и короткое, громкое и тихое звучание.

3.

Сентябрь

( 4 неделя)

Слова.

Определение на слух длинных и коротких слов. Запоминание и воспроизвеление названий 7-8 предметных картинок, 5-7 слов без зрительной опоры.

Знакомство со схемой .

Движения пальцев по словесной инструкции(кинестетика)

Упражнения в четком произношении слов с утрированным выделением некоторых звуков.

Знакомство с ударением.

Месяц

неделя

Основная тема

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей ручной и артикуляционной моторики.

Звуко-слоговая структура речи, интонация, дыхание.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических стуктур.

4.

Сентябрь

(4 неделя)

Слоги.

Работа со схемой слова (деление на слоги)

Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.

Работа над слоговой структурой

Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизвелению по образу и речевой инструкции.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Основной этап.

Дата

Произношение

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Языковой анализ и синтез.

Звуко-слоговая структура речи, интонация.

Коррекция нарушений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

Обучение грамоте.

5.

Октябрь

1 неделя

Звуки В-ВЬ

Тренировка в изменении звукового состава слова путем добавления звуков .слогов

Упражнять а произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами.

Формирование и закрепление диафрагмального типа дыхания. Постепенное удлинение речевого выдоха.

Знакомство с печатной буквой в.

6.

Октябрь

2 неделя

Дифференциация В-Ф

Подбор нужного слога в конце слова (Ва-Фа, Вы-Фы), выделение первого согласного в слове.

Закреплять произношение оппозиционных звуков в чистоговорках

Формирование и закрепление диафрагмального типа дыхания. Постепенное удлинение речевого выдоха.

Работа со схемой слова.

7.

Октябрь

3 неделя

Звуки Б-бь

Упражнения в четком произношении слов с выделением звуков

Деление слов на слоги.

Работа над цепочками слогов с разными гласными.

Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры

Знакомство с печатной буквой. Печатание и чтениеслогов ,слов.

8.

Октябрь 4 неделя

Звук и Б-П

Упражнения в четком произношении чистоговорок с выделением звука

Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слова.

Закреплять произношение оппозиционных звуков в чистоговорках

Сравнение артикуляции звуков Б-П с опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Работа со схемой слова.

Знакомство с печатной буквой. Печатание и чтение слов.

Основной этап.

Дата

Произношение

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Языковой анализ и синтез.

Звуко-слоговая структура речи, интонация.

Коррекция нарушений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

Обучение грамоте.

9.

Ноябрь 1 неделя

Звук  Д-ДЬ

Упражнения в четком произношении чистоговорок с выделением звука

Формировать навыки преобразования слогов с помощью замены букв.

Закреплять произношение оппозиционных звуков в чистоговорках.

Сравнение артикуляции звуков Д-ДЬ с опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Работа со схемой слова.

Знакомство с печатной буквой.

10.

Ноябрь

2 неделя

Звуки Д-Т

Дифференциация картинок.

Формировать навыки преобразования слов с помощью замены букв.

Работа над цепочками слогов с разными согласными.

Сравнение артикуляции звуков Д-Т с опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Работа со схемой слова.

( подбор схемы к слову)

11.

Ноябрь 3 неделя

Звуки Г-Гь

Упражнения в четком произношении слов и  чистоговорок с выделением звука.

Формировать навыки преобразования слов с помощью замены слогов.

Совершенствовать навыки произношения слов разной слоговой струкуры.

Сравнение артикуляции звуков Г-Гь с опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Работа со схемой слова.

Вводить изученные буквы в наглядно-графическую схему слова.

12.

Ноябрь 4 неделя

Звуки Г-К

Дифференциация картинок. Закреплять навык деления слов на слоги.

Закреплять произношение оппозиционных звуков в чистоговорках.

Сравнение артикуляции звуков Г-Кс опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Работа со схемой слова.

( подбор схемы к слову)

Основной этап.

Дата

Произношение

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Языковой анализ и синтез.

Звуко-слоговая структура речи, интонация.

Коррекция нарушений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

Обучение грамоте.

13.

Ноябрь-декабрь 1 неделя

Звуки С-СЬ

Формировать навыки преобразования слов с помощью замены слогов.

Совершенствовать навыки произношения слов разной слоговой структуры.

Формирование и закрепление диафрагмального типа дыхания. Постепенное удлинение речевого выдоха.

Формировать навыки написания слогов и слов.

14.

Декабрь 2 неделя

Звук Ц

Формировать операции звукослогового анализа

с опорой на схемы.

Закреплять произношение оппозиционных звуков в чистоговорках.

Медленное произнесение на выдохе чистоговорок со звуком Ц.

Формировать навыки написания слогов и слов.

15.

Декабрь

3 неделя

Звуки С-Ц

Формировать навыки преобразования слов с помощью удаления и добавления  слогов.

Совершенствовать навыки произношения слов разной слоговой структуры.

Сравнение артикуляции звуков С-Цс опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Учить выкладывать из букв слова .

16.

Январь

(2 неделя)

Повторение : Предложение.

Анализ предложения, изменение количества слов. Понятие слово, раздельное написание слов (схема)

Отработка различных видов интонаций..

Постепенное удлинение речевого выдоха при произношении твердых-мягких, звонких-глухих согласных.

Обучение составлению графических схем предложения.

Основной этап.

Дата

Произношение

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Языковой анализ и синтез.

Звуко-слоговая структура речи, интонация.

Коррекция нарушений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

Обучение грамоте.

17.

Январь (3неделя)

Звук Ч

 Упражнения в четком произношении слов.

Анализ слов более сложной структуры.

Совершенствовать навыки произношения слов разной слоговой структуры.

Медленное произнесение на выдохе чистоговорок со звуком ч.

. Знакомство с буквой.Чтение слогов ,слов

18.

Январь (4 неделя)

Звук Ч-Ц

Упражнение в проговаривании слоговых цепочек.

Анализ слов более сложной структуры.

Закреплять произношение оппозиционных звуков в чистоговорках.

Медленное произнесение на выдохе чистоговорок со звуками ч-ц.

Чтение слогов ,слов

19.

Февраль

( 1 неделя)

Звук Щ

Определение места звука в слове.

Работа с интонацией в стихотворении.

Медленное произнесение на выдохе чистоговорок со звуком ч.

Знакомство с буквой.

20.

Февраль

( 2 неделя)

Звуки Ч-Щ

Звуковой анализ прямых слогов, изменение слога путем замены гласного звука.

Закреплять произношение оппозиционных звуков в чистоговорках.

Сравнение артикуляции звуков Ч-Щс опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Найти в слове пропущенную букву.

Основной этап.

Дата

Произношение

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Языковой анализ и синтез.

Звуко-слоговая структура речи, интонация.

Коррекция нарушений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

Обучение грамоте.

21.

Февраль

 (3 неделя)

Звук Ш.

Упражнения в четком проговаривании слов и чистоговорок.

Формировать навыки преобразования слов с помощью удаления и добавления  слогов.

Работа с интонацией в стихотворении.

Формирование и закрепление диафрагмального типа дыхания. Постепенное удлинение речевого выдоха.

Формировать навыки написания слогов и слов.

22.

Февраль (4 неделя)

Дифференциация С-Ш

 Упражнения в четком произношении слов.

Сравнение слогов с опорой на схему.

Произнесение слогов в заданном ритме.

Проговаривание цепочек слогов с изменением силы голоса.

Чтение предложений.

23.

Март

(1 неделя)

Звук Ж

Формировать навыки преобразования слов с помощью удаления и добавления  слогов.

Работа с интонацией в стихотворении.

Формирование и закрепление диафрагмального типа дыхания. Постепенное удлинение речевого выдоха.

Формировать навыки написания слогов и слов.

24.

Март

 (2 неделя)

Звук Ж-Ш

Упражнения в четком проговаривании скороговорок.

Формировать навыки преобразования слов с помощью удаления и добавления  слогов.

Закреплять произношение оппозиционных звуков в чистоговорках.

Произнесение слогов в заданном ритме.

Формировать навыки написания слогов и слов

Основной этап.

Дата

Произношение

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Языковой анализ и синтез.

Звуко-слоговая структура речи, интонация.

Коррекция нарушений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

Обучение грамоте.

25.

Март

(3 неделя)

Звук З

Упражнения в четком проговаривании скороговорок.

Анализ слов более сложной структуры.

Совершенствовать навыки произношения слов разной слоговой структуры.

Медленное произнесение на выдохе чистоговорок со звуком з.

. Знакомство с буквой.Чтение слогов ,слов

26.

Март

 ( 4 неделя)

Звуки З-Ж

Упражнения в четком проговаривании скороговорок.

Звуковой анализ прямых и обратных слогов.

Определение места звука в слове.

Отработка произношения слов с1-2 стечениями согласных в коротких стихотворениях.

Сравнение артикуляции звуков з-ж с опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Работа со схемой слова.

27.

Апрель (1 неделя)

Звуки  л-ль

Упражнения в четком проговаривании скороговорок.

Дифференциация слов со звуками л-лЬ.

Определение места звука в слове.

Отработка произношения слов с1-2 стечениями согласных в коротких стихотворениях.

Сравнение артикуляции звуков л-Льс опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Работа со схемой слова.

ПОДБОР СХЕМЫ К СЛОВУ.

28.

Апрель (2 неделя)

Звук Й

 Упражнения в четком проговаривании скороговорок.

Звуковой анализ прямых и обратных слогов.

Определение места звука в слове.

Отработка произношения слов с1-2 стечениями согласных в коротких стихотворениях.

Произнесение слогов в заданном ритме

Работа со схемой слова.

Закрепление графического образа букв. Печатание , чтение слогов и коротких слов.

Основной этап.

Дата

Произношение

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Языковой анализ и синтез.

Звуко-слоговая структура речи, интонация.

Коррекция нарушений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

Обучение грамоте.

29.

Апрель (3 неделя)

Дифференциация Й-ЛЬ

Звуковой анализ слов, изменение слова путум замены звуков Й-ль. дополнение слова нужным слогом

Отработка произношения слов с1-2 стечениями согласных в коротких стихотворениях.

Сравнение артикуляции звуков Й-ЛЬс опорой на кинестетические ощущения.

Проговаривание цепочек звуков и слогов.

Работа со схемой слова.

Закрепление графического образа букв. Печатание , чтение предложений.

30.

Апрель (4 неделя)

Звуки Р-РЬ

Анализ слов более сложной структуры.

Совершенствовать навыки произношения слов разной слоговой структуры.

Медленное произнесение на выдохе чистоговорок со звуком з.

. Знакомство с буквой.Чтение слогов ,слов

31.

Май

(1неделя)

Звуки Р-РЬ

Звуковой анализ прямых и обратных слогов.

Определение места звука в слове.

Работа с интонацией в стихотворении.

Проговаривание фраз с изменением интонации и силы голоса.

Работа со схемой слова.

Закрепление графического образа букв. Печатание , чтение слогов и коротких слов

32.

Май

(2неделя)

Повторение

33.

Май (3 неделя)

Повторение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий. Обучение грамоте и письму.

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий. Обучение грамоте и письму....

Перспективный календарно - тематический план работы по подготовке к обучению грамоте с детьми 5-7 лет

Перспективное планирование образовательной деятельности  по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах детского сада....

План по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»

План по самообразованию«Подготовка к обучению грамотедетей подготовительной к школе группы»       Выполнила:воспитатель Галаова Залина Юрьевна...

Комплексно-тематический план образовательной деятельности. Образовательная деятельность «Обучение грамоте». Подготовительная группа

Комплексно-тематический план. Образовательная деятельность "Обучение грамоте". Подготовительная группа...

План по самообразованию: "Подготовка к обучению грамоте детей старшей группы, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности".

Повышение  профессионального мастерства, углубление знаний по методике обучения детей грамоте...