авторская программа "Грамотейка" по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Сусенкова Наталья Сергеевна

Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Правильная организация обучения детей с ОНР является очень сложным делом. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, инновационных методик. Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей ребенка с ОВЗ и постепенно создает возможности для активизации нарушенных функций. Практика показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи детей с ОНР можно использовать приемы мнемотехники, т.к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gramoteyka.docx732.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавушка»

Иллюстрация Детей, Слушая Сказку клипарты - ClipartLogo.com

Программа «Грамотейка»

 Развитие связной речи детей 6-7лет с ОНР посредством мнемотехники        

срок реализации 1 год

                                                                         

                                                               Автор-составитель

                                                                                  Сусенкова Наталья Сергеевна

                                                             Учитель-логопед

Содержание

1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи)………………………..3

2. Содержание программы………………………………………………………..5

3. Учебно-тематический план……………………………………………………7

4. Предполагаемые результаты…………………………………………………10

5. Методическое обеспечение…………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Приложение 1 ……………….…………………………………………………...13

Приложение 2 …………………………………….……………………....……...17

Пояснительная записка

Актуальность

Как известно, коррекционное воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно и последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Правильная организация обучения детей с ОНР является очень сложным делом. Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, инновационных методик. Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей ребенка с ОВЗ и постепенно создает возможности для активизации нарушенных функций. Практика показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи детей с ОНР можно использовать приемы мнемотехники, т.к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту. К тому же исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, также относительно сохранными остаются возможности смыслового и логического запоминания. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не только изображения предметов, а также символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животный используется елка, а для обозначения домашних - дом.

Цель: использование инновационной методики «мнемотехника» для более эффективного коррекционного формирования связной речи детей с ОНР

Задачи:

1. развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. развитие умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

3. формирование у детей умений и навыков восприятия, воспроизведения, использования средств технологии;

4. развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их;

5. развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей;

6. развитие мелкой моторики рук;

7. создание условий способствующих взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей

Содержание программы

Работа программы по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям:

  1. обучению составлению рассказа
  2.  разучиванию стихотворений
  3.  отгадыванию загадок

     4.составлению описательного рассказа
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу.
Далее для обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый  план-мнемотаблица, по которому дети составляют свои рассказы.
На занятиях необходимо учить не только рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:
• цвет - дети рисуют цветовые пятна;
• форма - дети называют какую форму имеет сам предмет или его части;
• величина - дети рисуют два предмета контрастной величины;
• человек - для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится;
• контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета;
• рука - какие действия совершают с этим предметом;
• знак вопроса - название предмета или объекта;
• восклицательный знак - эмоции и чувства, которые вызывает этот

предмет. и т.д.

1. На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.
2. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
3. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.
4. При составлении рассказа-описания используется сенсорно-графическая схема В.К. Воробьевой,
 отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования. На следующем этапе обучения описательной речи дети уже самостоятельно составляют наглядные планы для рассказов-описаний, и схема рассказа упрощается.    

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и логопеда, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Система занятий предназначена для детей подготовительной группы

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю

• 4 занятия в месяц

• 34 занятия в год

Форма занятий – подгрупповая

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Содержание

Кол-во учебных

часов

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Сентябрь

3 неделя

«Лето»

Заучивание стихотворения «Опять смеётся лето» Автор В. Белозеров

                 1                        

4 неделя

«Осень»

Составление рассказа по теме

1

Октябрь

1 неделя

«Фрукты»

Составление мнемозагадок

1

2 неделя

«Овощи»

Составление описательного рассказа об овоще по выбору ребенка

1

3 неделя

«Домашние птицы»

Составление описательного рассказа о домашней птице

1

4 неделя

«Перелетные птицы»

Заучивание стихотворения «Осенняя песенка»

А. Плещеев

1

Ноябрь

1 неделя

«Домашние животные и их детеныши»

Составление рассказа по теме

1

2 неделя

«Грибы»

Заучивание стихотворения «Белка шалунишка»

О. Высотская

1

3 неделя

«День матери»

Составление описательного рассказа о маме

1

4 неделя

«Одежда, обувь, головные уборы»

Составление мнемозагадок

1

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Декабрь

1 неделя

«Зима»

Составление рассказа по теме

1

2 неделя

«Дикие животные и их детеныши»

Составление мнемозагадок

 

1

3 неделя

«Зимние забавы»

Заучивание стихотворения

«Как на горке, на горе» 
(А. Прокофьев)

1

4 неделя

«Новый год»

Составление описательного рассказа о Новогодней ёлке

1

Январь

3 неделя

«Животные жарких стран»

Составление мнемозагадок

1

4 неделя

«Морские, речные и аквариумные обитатели»

Составление описательного рассказа о рыбе

1

5 неделя

«Семья»

Составление рассказа о своей семье

1

Февраль

1 неделя

«Знакомство с народной культурой и традициями»

Составление рассказа по теме

1

2 неделя

«Профессии»

Составление описательного рассказа

1

3 неделя

«День защитника отечества»

Заучивание стихотворения по теме

1

4 неделя

«Транспорт»

Составление мнемозагадок

1

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Март

1 неделя

«Мамин праздник»

Заучивание стихотворения по теме

1

2 неделя

«Весна»

Составление описательного рассказа

3 неделя

«Культура народов севера»

Составление рассказа «Мой Ямал»

1

4 неделя

«Мебель»

Составление мнемозагадок

1

Апрель

1 неделя

«Человек»

Составление описательного рассказа «Человек»

1

2 неделя

«День космонавтики»

Заучивание стихотворения по теме

1

3 неделя

«Растения и животные весной»

Составление рассказа по теме

1

4 неделя

«Продукты питания»

Составление мнемозагадок

1

Май

1 неделя

«День победы»

Заучивание стихотворения по теме

1

2 неделя

«По дороге в школу»

Составление мнемозагадок по теме

1

3 неделя

«Лето»

Составление рассказа «Как я проведу лето»

1

4 неделя

«Насекомые»

Составление описательного рассказа о насекомом

1

Работа с родителями

Составленное планирование включает активное взаимодействие логопеда с родителями это-консультации, беседы, развлечения, круглые столы, что способствует повышению уровня речевой активности их детей. Также предоставление информации (стенды, брошюры, методические рекомендации) для дальнейшего использования в домашних условиях.  

Предоставление родителям теоретический и практический материал по развитию речи (мастер-классы). 

Работа с педагогами

Воспитатель

Графические схемы выстраивания фраз, мнемотаблицы, мнемодорожки, модели звукового состава слова,

модели для разучивания различных произведений.

Педагог-психолог

Пиктограммы, мнемотаблицы, мнемодорожки

Воспитатель ИЗО

Техника рисования графических схем

Инструктор по ФИЗО

Графические схемы по различным видам движений

Педагог-эколог

Модели, таблицы описания и сравнения овощей и фруктов, растений и животных, времен года

Музыкальный руководитель

Модели артикуляции звуков, логоритмика, модели для заучивания текстов песен

Ожидаемые результаты:

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

  • Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
  • Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
  • Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
  •  Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться со сверстниками и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
  • Появился   интерес к заучиванию стихов;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи своих сверстников.

Методическое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы и организации качественного воспитательно-образовательного процесса необходимо создать условия и методическое сопровождение.

Педагогу: магнитная доска, методические пособия, художественная и научная литература, журналы, мнемотаблицы.

Детям: разработки игр, авторских мнемотаблиц; иллюстрированные панно и опорные картинки, художественная литература, условные схемы, раздаточный материал (в соответствии с темой занятий), картинный материал.

Список использованной литературы:

1.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)

2. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)

4. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа для дошкольного образования/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ , 2014-с.

6. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б, Чиркина Г.В.

7.  Полянская Т. Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.

8. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы

С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

В настоящее время в логопедические группы поступает большое количество детей с общим недоразвитием речи. Развитие речи этих детей значительно отличается от развития речи детей, не имеющих речевых нару...

"Методическая разработка по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоцио...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Конспект НОД по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Коснпект НОД по развитию связной речи у детей с недоразвитием речи....

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...