Речевая карта
методическая разработка по логопедии на тему

Татьяна Дмитриевна Лыскова

Речевая карта, или карта обследования речи, является основным документом, который логопед оформляет в процессе работы. Данные обследования записываются в речевой карте.В первые две недели логопед проводит обследование речи детей. Выявляет уровень сформированности связной речи, обращает внимание на правильность ее фонетического и лексико-грамматического оформления, готовность к звуковому анализу и синтезу слов. Отмечается сформированность слоговой структуры, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте обязательно приводятся примеры детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками. Закончив обследование, логопед знакомит воспитателя с основными дефектами в речевом развитии каждого ребенка (в соответствии с речевой картой), особенно подробно останавливается на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в фонетико-фонематическом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, аграмматизмов в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать, у кого из детей звуки в настоящее время находятся в стадии постановки, закрепления или дифференциации. Это дает возможность повседневно следить за речью детей и поправлять их на занятиях и вне занятий с учетом их индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_na_tri_goda_po_fgos.docx68.06 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________

Дата рождения, возраст ___________________________________________________

Домашний адрес, телефон __________________________________________________

Откуда поступил ребенок___________________________________________________

Решение ПМПК от _____________    № протокола ______   Срок обучения______________________

Заключение центральной ПМПК__________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

К занятиям с логопедом_______________________________ приступил(а)_____________________

Сведения о родителях (И.О., образование, место работы):

Мать:________________________________________________________________________________

Отец:________________________________________________________________________________

Состав семьи, в которой проживает ребенок. _____     Наличие двуязычия в семье: _________

Особенности отношения родителей к речи ребенка:

поддразнивающее (сюсюканье), требовательное (строгое), чрезмерно внимательное, отстраненное, адекватное.

Медицинский анамнез:

Возраст матери во время беременности _____.  Какая по счету бер- ть___, роды____.

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, анемия, отслойка плаценты,  повышение АД, резус-конфликт, падения, травмы, инфекционные заболевания /грипп, краснуха, ОРЗ, и т.д./)_______________________________________________

Психоэмоциональное состояние матери во время беременности (спокойное, стрессы, период учебы). Роды (в срок, преждевременные,  стремительные, затяжные, переношение, обезвоженные) ______________________________________________

При родах было применено (стимуляция, длит. безвод. период, наркоз,  выдавливание, ваккуум-экстракция, наложение щипцов, кесарево сечение). Ребенок закричал сразу / нет, наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)______________. Особенности при рождении  (гипоксия, родовая травма, гематома на голове, на который день приложили к груди )_________________________________________.

Как взял грудь, как сосал (срыгивания, поперхивания), грудное вскармливание до___.

Оценка степени нарушений по шкале Апгар (норма более 7 баллов)______________.

Вес и рост при рождении _________________.

Заболевания на 1 году жизни (инфекции, ушибы, операции, травмы, высокие температуры, судороги)_____________________________.  

Детские инфекции (до трех лет)__________________________.

Раннее психомоторное развитие: голову держит с_________ ходит с ______.  Психоэмоциональное состояние ребенка до года: спокойный, активный, беспокойный, возбудимый.

До речевое и раннее речевое развитие: первые слова _______ ,  фразы _______, не прерывалось ли речевое развитие _____,  отмечались ли грубые искажения слов после трех лет_________________.

Вывод: анамнез (нормальный, отягощающий)

Заключения узких специалистов:

Неврапотолог:___________________________________________________________

Лор:_____________________________________________________________________

Окулист:_________________________________________________________________

Психоневролог:___________________________________________________________

Область: социально – коммуникативное развитие

Исследование поведения и эмоциональной сферы ребенка

(нужное подчеркнуть)

На этапе поступления в ДОУ

На этапе завершения дошкольного обучения

Особенности коммуникативной сферы:

- в контакт не вступает, контакт формальный, чисто внешний, проявляет негативизм, контакт избирательный;

- легко и быстро устанавливает контакт.

Особенности коммуникативной сферы:

-  проявляет негативизм, контакт избирательный;

- легко и быстро устанавливает контакт;

- соблюдает правила вежливости.

Особенности общения ребенка с детьми и взрослыми:

- ребенок принимает (не принимает) активное (пассивное) участие в коллективных играх;

- проявляет (не проявляет) потребности в общении со сверстниками;

- знает (не знает) элементарные нормы и правила поведения,  регулирует (не регулирует) свое поведение на основе усвоенных норм и правил;

- выполняет (не выполняет) просьбы взрослого.

Особенности общения ребенка с детьми и взрослыми:

- активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы);

- охотно вступает в речевое общение с взрослыми (рассказывает  о произошедших событиях, комментирует собственные действия);

- способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Адекватность эмоциональных реакций: 

- проявляет (не проявляет) волевые усилия в сложных ситуациях;                                                                                   - проявляет (не проявляет) симпатию к окружающим;

- испытывает (не испытывает) потребность в самостоятельности;

- осознает свою гендерную принадлежность.

Адекватность эмоциональных реакций: 

- поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичные ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

- адекватно использует вербальные и невербаль-ные средства общения (выразительные движения, жесты и т.д.).

Отношение ребенка к своей речи:

- осознает, что говорит не правильно и стесняется;

- не замечает своих речевых нарушений.

Отношение ребенка к своей речи:

- соблюдает (не соблюдает) грамматические и лексические правила в речи;

- соблюдает (не соблюдает) самоконтроль в произношении.

Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей (уровень)

Эмоциональная отзывчивость, сопереживание:

Уважительное отношение к сообществу детей и взрослых:

Область:  познавательное развитие

Первичное

обследование

Динамика

Этап завершения дошкольного обучения

Формирование первичных представлений о себе, семье, окружающем мире

А) Как тебя зовут?  

Б) Сколько тебе лет?  

В) Где ты живешь?

А)  

Б)

В)

А)            

Б)

В)

А)            

Б)

В)

А) Как зовут твою маму? Твоего папу?

Б) Где они работают?

А)

Б)

А)

Б)

А)

Б)

А) Кто твой друг?

Б) Расскажи о своей любимой игрушке?

А)

Б)

А)

Б)

А)

Б)

Формирование  сенсорного развития

 Восприятие цвета:

4 года: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

5 лет: + оранжевый, голубой.

6 лет: +фиолетовый, розовый, коричневый, серый.

Восприятие формы:

4 года:   круг, квадрат, треугольник.

5 лет:   + овал, прямоугольник.

6 лет:   + многоугольник.

Развитие элементарных математических представлений

А) Прямой счет.

Б) Обратный счет.

А)

Б)

А)

Б)

А)

Б)

Формирование зрительно – пространственного гнозиса и праксиса

Ориентировка во времени:

4 года: Времена года. 5 лет: + дни недели, их последовательность

6 лет: + части суток

Времена года:

Дни недели:

Части суток:

Времена года:

Дни недели:

Части суток:

Времена года:

Дни недели:

Части суток:

Ориентировка в пространстве:

4 года: вверху, внизу, впереди, сзади.

5 лет:  + слева, справа. 6 лет:  + слева вверху, справа вверху, и т.д.

вверху

внизу

впереди

сзади

вверху   внизу

впереди   сзади

слева    справа

слева    справа

слева вверху

справа внизу

слева внизу

Ориентировка в схеме тела:

4 года: правая рука, правая нога, левая рука, левая нога. 5 лет: правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.

6 лет: покажи правой рукой левое ухо, левой рукой – правую коленку.

правая рука

правая нога

левая рука

левая нога

правый глаз

левый глаз правое ухо

 левое ухо

покажи правой рукой левое ухо

левой рукой – правую коленку

Формирование психических процессов

Внимание:

А) Низкая концент-ия и неустойчивость

Б) Недост. устойчивое, поверхностное

В) Достат. устойчивое, произвольное

Память:

А) Зрительная.   Б) Слуховая (книга,  дверь, ведро, ветер, бабочка, мама, шапка, кот, стол) В) Объем памяти

А)  

Б) кол. слов:

В)  снижен, достаточен

А)

Б) кол. слов:

В)  снижен, достаточен

А)

Б) кол. слов:

В)  снижен, достаточен

Мышление:

А) Наглядно – действенное     Б) Наглядно – образное     В) Логическое

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

Интеллектуальное развитие:

А) Классиф-я предметов, обобщение. Б)  «4 лишний». В) Матрицы Ровена: «Подбери заплатку для коврика».

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

А)

Б)

В)

Работоспособность:

снижена

достаточна

снижена

достаточна

снижена

достаточна

Усидчивость:

снижена

достаточна

снижена

достаточна

снижена

достаточна

Анализ.   Ребенок справился с заданиями:

самостоятельно, с помощью педагога, не справился

самостоят-но, с помощью педагога, не справился

самостоят-но, с помощью педагога, не справился

Вывод:  запас общих представлений

низкий,  снижен, соответствует возрасту

низкий, снижен, соответствует возрасту

снижен, соответствует возрасту

Логопедическое обследование

Строение и подвижность органов артикуляции

Первичное

обследование

Динамика

Этап завершения дошкольного обучения

Лицевая мускулатура:

норма, гипомимия

норма, гипомимия

норма, гипомимия

Тонус лицевой мускулатуры:

А) норма Б) нарушение мышечного тонуса (спастичность, гипотония, дистония)

Сглаженность носогубных складок

Оральные синкинезии

Ассиметрия лица

Гиперкинезы

Вывод:  поражение черепно – мозговой иннервации

отсутствует,

отмечается

отсутствует,

отмечается

отсутствует,

отмечается

Губы:

норма, толстые, тонкие

Наличие расщелины или послеоперационных рубцов.

Тонус губной мускулатуры:

N, дистония, спастичность, гипотония.

N, дистония, спастичность, гипотония.

N, дистония, спастичность, гипотония.

Зубы:

норма, крупные,  мелкие,  редкие,  нарушение зубного ряда,  вне челюстной дуги.

Прикус:

правильный, прямой, прогнатия, прогения, перед-ний открытый, боковой открытый, перекрестный.

Твердое небо:

N, высокое (готическое, куполообразное, глубо- кое),  узкое, плоское, низкое, наличие расщелины.

Мягкое небо:

N, длинное, короткое, наличие расщелины,  отклонение  увуля.

Подвижность мягкого неба:

подвижное, малоподвижное

подвижное, малоподвижное

подвижное, малоподвижное

Язык:

в пределах нормы,  широкий,  массивный,  толстый, маленький, узкий,  раздвоенный,  короткий, «географический»,  гипертрофия корня языка, утолщенный кончик языка

Подъязычная связка:

N, укороченная, короткая, наличие спаек.

N, укороченная, короткая, наличие спаек.

N, укорочен- ная, короткая, наличие спаек.

Вывод: строение артикуляционного аппарата

нормальное, с отклонениями

нормальное, с отклонениями

нормальное, с отклонениями

Тонус язычной мускулатуры:

Норма (N)

Нарушение мышечного тонуса языка:

спастичность,

гипотония,

дистония

спастичность, гипотония, дистония

спастичность, гипотония, дистония

Тремор

Девиация (отклонение) языка

Гиперкинезы языка

Артикуляционные движения языка:

Объем движений:

строго ограничен, неполный, полный

строго ограничен, неполный, полный

строго ограничен, неполный, полный

Подвижность:

достаточная, недостаточная

достаточная, недостаточная

достаточная, недостаточная

Умение держать артикуляционную позу:

Переключаемость:

достаточная, недостаточная

достаточная, недостаточная

достаточная, недостаточная

Упражнения:  А) верхний подъем.  

Б) боковые отведения вправо-влево.  

В) пощелкивание, «грибок».  

Г) «трубочка», «чашечка».  

Д) круговые движения языка.

А)            Б)        

В)            Г)        

Д)

А)            Б)        

В)            Г)        

Д)

А)            Б)        

В)            Г)        

Д)

Вегетативные расстройства:

Гиперсалевация

Постоянная саливация

Усиливающаяся при определенных нагрузках

Покраснение во время речи

Бледность во время речи

Жевание, глотание:

Вывод:   А) Артикуляционная моторика в пределах нормы.    Б) Отмечаются нарушения органического характера

Область: речевое развитие

Просодическая сторона речи

Первичное

обследование

Динамика

Этап завершения дошкольного обучения

Степень разборчивости речи:

Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих

Разборчивость речи несколько снижена,

речь нечеткая.

Разборчивость речи не нарушена.

Темп речи:

Нормальный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание

Ритм речи:

Нормальный, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявление гиперкинезов.

Дыхание: А) свободное, Б) затрудненное, В) поверхностное  Г) неровное Д) вдох неглубокий, выдох укорочен

 

Дифференциация носового и ротового выдоха (слабая, достаточная)

Голос: А) Сильный, звонкий (N).

Б) Недостающая сила голоса: тихий, слабый, истощающийся. В) Назальный оттенок, гнусавый.

Отклонения тембра голоса: глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, монотонный, с надрывом, хрипловатый

Вывод: просодическая сторона речи

нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет

нарушена, сформи-рована с откло-нениями, отклоне-ний не имеет

нарушена, сфор-мирована с откло-нениями, отклоне-ний не имеет

Нарушение звукопроизношения

Первичное

обследование

Динамика

Этап завершения дошк. обуч.

Недостаток произношения гласных: 

 а, у, ы, о, э

Недостаток произношения йотированных гласных:           й, я, ё, е

Недостаток произношения свистящих (сигматизм):    с, сь, з, зь, ц

Недостаток произношения шипящих (сигматизм):    ш, ж, ч, щ

Недостаток произношения соноров (ламбдацизм): л-ль

Недостаток произношения соноров (ротоцизм): р-рь

Недостаток произношения переднеязычных звуков: т, д

Недостаток произношения заднеязычных звуков: к, г, х

Недостаток произношения губно-губных, губно-зубных: в, ф

Недостаток произношения звонких согл

Недостаток произношения твердых согл

Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки – общая смазанность речи

Вывод: А) Произношение нормальное.

Б) Фонетический строй речи сформирован недостаточно. 

Фонематический слух и восприятие

На уровне выделение звука из ряда других: А) грубая диф.    Б) тонкая диф.

А)

Б)

А)

Б)

А)

Б)

На уровне слогов:   различение слогов с оппозиционными звуками

ва-ка        ня-на

па-ба        та-да

га-ка    па-ба

па-ба-па

ша-жа-ша

са-ца-са

На уровне слов: А) кот-год-кот  

                              Б) том-дом-том

А)             Б)

А)          Б)

А)          Б)

Отбери картинки на звук:

К

Ш

Р

Придумай слова на звук….

М

С

Ш

Анализ.   Ребенок справился с заданиями:

самостоятельно, с помощью педагога, не справился

самостоят-но, с помощью педагога, не справился

самостоят-но, с помощью педагога, не справился

Вывод: фонематический слух

сохранен, развит не-достаточно, нарушен

сохранен, развит недостаточно, нарушен

сохранен, развит недостаточно, нарушен

Анализ и синтез звукового состава слова

Выделение первого ударного зв. в слове:  А) утрированно     Б) без выделений голосом

Аня        Оля    

уши

утка      Ира  

окна

ива       эхо    

уж

Выделение первого согласного зв. в слове: А) утрированно   Б) без выделений голосом

кот          мак    

дом

пол        сок   волк

рак        шар  

крот

Выделение последнего согласного звука: А) утрированно   Б) без выделений голосом

лак         дым    

сон

бык       бал   мост

пух      грач  

лист

Выделение последнего гласного звука:

А) утрированно   Б) без выделений голосом

мука     окно

лиса     кино  шары

руки     часы   ива

Определение  количества  и   последо-вательности звуков в слове: нос, вата, банка

Анализ.   Ребенок справился с заданиями:

самостоятельно, с помощью педагога, не справился

самостоят-но, с помощью педа- гога, не справился

самостоят-но, с помощью педаго га, не справился

Вывод: навыки звукового анализа

соответствуют воз- расту, сформиро-ваны недостаточно

соответствуют возрасту, сфор-мированы недостаточно

соответствуют возрасту, сформированы недостаточно

Слоговая структура слова

возраст

слова, предложения

_____   лет

односложные

мост                              стук                            лифт      

двухсложные

спина                           банка                           фантик

трехсложные

лампочка                      тропинка                    снеговик      

Вывод:  

слоговая структура слова

не нарушена/ нарушена

Нарушена: перестановки звуков, слогов, парафазии (замены звуков), сокращение слогов, элизии (пропуски звуков), итерации (повторение звуков), кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение).

_____ лет

двухсложные

клоун                   стакан                скворец                 клумба

трехсложные

микстура                       лестница                   лекарство          

сложные слова

велосипед                милиционер                        парикмахер                   пропеллер                простокваша                       аквариум                                температура            строительство                     троллейбус                    

предложения

На плите кастрюля и сковородка.

Сестренка развешивает простыни.

Вывод: слоговая структура слова не нарушена/ негрубые дефекты слоговой структуры/  нарушена

Нарушена: перестановки звуков, слогов, парафазии (замены звуков), сокращение слогов, элизии (пропуски звуков), итерации (повторение звуков), кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение).

_____ лет

двухсложные

клоун                           стакан                            скворец                  

трехсложные

микстура                    лестница                        лекарство          

сложные слова

велосипед                   милиционер                  парикмахер                   пропеллер                   аквариум                       температура                                       троллейбус                 часовщик                      регулировщик                

предложения

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Троллейбус остановился на перекрестке у светофора.

Вывод:  слоговая структура слова не нарушена/ негрубые дефекты слоговой структуры/  нарушена

Нарушена: перестановки звуков, слогов, парафазии (замены звуков), сокращение слогов, элизии (пропуски звуков), итерации (повторение звуков), кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение).

Лексико – грамматический строй речи

Первичное

обследование

Динамика

Этап завершения дошк. обуч.

Состояние активного словаря

Назвать существительные по темам.

А) игрушки  Б) посуда  В) мебель  Г) птицы

А)            

Б)

А)            

Б)

В)            

А)            

Б)

В)            

Г)

Назвать домашних животных и их детенышей:

Назвать действия по предъявленной картинке:

А) лежит  Б) спит    В) ползает  Г) прыгает      Д) скачет  Е) лает   Ж) моет      З) моется

А)                Б)        

В)                Г)        

Д)                Е)

Ж)               З)

А)             Б)        

В)             Г)        

Д)             Е)

Ж)            З)

А)             Б)        

В)             Г)        

Д)             Е)

Ж)            З)

Назвать действия без опоры на картинку:

А) Что делают рыбы? Б)Что делает врач?  

В) Кошка мяукает. А корова что делает?

Г) Корова мычит. А волк что делает?

А)            

Б)        

В)            

Г)        

А)            

Б)        

В)            

Г)        

А)          

 

Б)        

В)            

Г)        

Подобрать к словам прилагательные.

4-5 лет. А) Кошка какая? Б)Лимон какой?

5-6 лет. А) Яблоко какое?  Б) Роза какая?

6-7 лет. А) Карандаш какой? Б) Солнце какое?

А)

Б)

А)

Б)

А)

Б)

Подобрать слова – антонимы.

Большой-

Добрый-

Холодный-

Веселый-

Твердый-

Мокрый-

Больной-

Высокий-

Тупой-

Высокий-

Широкий-

Толстый-

Длинный-

Приносим-

Состояние функции словоизменения

Употребление существительных ед. и мн. числа в Р.п.   А) чего много в лесу?  

Б) Чего много в этой комнате?

Кто у кого?  (с опорой на  картинку)

Лисенок у…….

Волчонок у …..

Медвежонок у..

Цыпленок у…..

                                          Утенок у……

Употребление существительных ед. и мн. числа в Р.пад.

Много чего?

Стол-

Рука-

Окно-

Коза-

Мяч-

Сумка-

Рука-

Окно-

Рот-

Перо-

Дерево-

Карандаш-

Рука-

Окно-

Рот-

Перо-

Дерево-

Карандаш-

Состояние функции словообразования

Образование уменьшительных форм существительных.

Сумка-

Ваза-

Стол-

Дом-

Мяч-

Кольцо-

Ухо-

Ведро-

Перо-

Гнездо-

Дерево-

Масло-

Ухо-

Ведро-

Перо-

Гнездо-

Дерево-

Масло-

Образование относительных прилагательных.

А) ключ из железа  

Б) салфетка из бумаги

В) ремень из кожи   Г) стакан из стекла

Д) ручка из дерева   Е) мяч из резины

Ж) кубик из пластмассы    З) сок из слив

А)            

Б)        

В)          

 Г)        

Д)            

Е)

А)          

 Б)        

В)            

Г)        

Д)            

Е)

Ж)          

З)

А)            

Б)        

В)          

 Г)        

Д)            

Е)

Ж)            

З)

Образование притяжательных прилагательных.

Ответь: Чей хвост? Чье ухо?

Лисий-

Волчий-

Собачий-

Заячий-

Беличий-

Медвежий-

Кошачий-

Коровий-

Лошадиный-

Употребление в речи предлогов:

                              В               НА           ПОД

                                ЗА             ИЗ            ИЗ-ЗА

                             НАД        ПЕРЕД     ОКОЛО

Анализ.   Ребенок справился с заданиями:

самостоятельно, с помощью педагога, не справился

самостоят-но, с помощью педа- гога, не справился

самостоят-но, с помощью педа- гога, не справил-ся

Вывод: объем словарного запаса  

достаточен, соответс- твует возрасту, в пределах обихода, резко ограничен.

достаточен, соот-ветствует  возрас-ту, в пределах обихода, резко ограничен.

достаточен, со-ответствует воз-расту, в преде-лах обихода, рез-ко ограничен.

Вывод: навыки словообразования   

в норме, в стадии формирования, не сформированы

в норме, в стадии формирования, не сформированы

в норме, в ста-дии формирова-ния, не сформи- рованы

Вывод: грамматический строй речи

А) соответствует,   Б) не соответствует возрастной норме. Имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы)

Связная речь

возраст

Ответ ребенка.

_______   лет

Составление предложения  по картинке.

А) Составь предложение по картинке.

Б) Расскажи, что делает …. (мальчик)?

А)

Б)

Пересказ рассказа.

На краю стола лежала книга. Подошла кошка к столу и села рядом. Книга упала кошке на хвостик. Кошка плачет, ей больно. Настя завязала хвостик бинтом, погладила кошку. Молодец, Настя!

Вывод.  Пересказ рассказа полный, близко к тексту, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать. Сюжетная линия сохранена.  Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.

Расскажи знакомую сказку.

Вывод: связная речь  соответствует норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.

______   лет

Составление предложения  по картинке.

А) Составь предложение по картинке.

Б) Расскажи, что делает …. (мальчик)?

А)

Б)

_______

лет

Пересказ рассказа.

Катя, Таня и Дима, пошли в лес. Там они собирали в корзинку землянику. Вдруг кто-то выскочил из-за куста. Девочки испугались и побежали. Катя уронила корзинку и земляника рассыпалась. А Дима стоял и смотрел, кто это был. Это оказался заяц. Не зря говорят: «У страха глаза велики!»

Вывод.  Пересказ рассказа полный, связный, последовательный, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать.

Сюжетная линия сохранена.  Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Вывод: связная речь соответствует норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.

______

   лет

Составление предложения  по картинке.

А) Составь предложение по картинке.

Б) Расскажи, что делает …. (мальчик)?

А)

Б)

Пересказ рассказа.

«Подарок сыну»

Мама подарила Коле маленького щенка.  Очень обрадовался Коля подарку и сразу же назвал щенка Дружок. Вот стал щенок знакомиться с комнатами. Сначала обнюхала мамину сумку. Потом залез  под  стол и стал грызть ножку стула.

- Дружок, нельзя! – крикнул Коля  и полез за щенком под стол. Но он выскочил оттуда, побежал в коридор и хотел  спрятаться за велосипед. Но тут Коля поймал его и говорит:    - Не бойся, Дружок. Я тебя наказывать не стану.

Вывод.  Пересказ рассказа полный, близко к тексту, краткий, при помощи наводящих вопросов, не смог пересказать. Сюжетная линия сохранена.  Непоследовательное изложение рассказа. Пересказ отдельных фрагментов не связанных между собой.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Вывод: связная речь соответствует норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована.

Область: физическое развитие

Первичное

обследование

Динамика

Этап завершения дошк. обуч.

Исследование состояния моторной сферы.

Ведущая рука:         правая /  левая

Мелкая моторика

Навыки работы с карандашом: качество линий, нажим, навыки печатания, штриховка, выход за контур. Недостаточность (сформированность) мелкой моторики, ограниченность.

Крупная моторика

Координированность движений: норма, общая моторная неловкость, угловатость, нескоординированность, отсутствие чувства ритма, некоторые неточности.

Педагогическое заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный план работы в средней группе:

  1. Установление благоприятного эмоционального контакта с ребенком.

Создание положительной мотивации для проведения занятий.

  1. Формирование коммуникативных навыков и общих речевых навыков.
  2. Формирование полноценной звуковой стороны речи:

  А) Формирование слухового внимания и восприятия на уровне узнавания

        и дифференциации неречевых звуков.

  Б) Развитие фонематического слуха на материале сохранных звуков.

  В) Выработка правильного фонационного и речевого дыхания,

       выработка плавной, длительной воздушной струи.

  Г) Работа по устранению саливации.

  Д) Знакомство с органами артикуляции.

  Е) Формирование правильного артикуляционного уклада посредством артикуляционной гимнастики, элементов массажа и самомассажа для постановки звуков.

  Ж) Постановка звуков:

   З) Автоматизация звуков:

   И) Дифференциация звуков:

  1. Формирование правильных лексических, грамматических и синтаксических категорий.

А) Активизация и обогащение словаря по лексическим темам:

Обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами.

Введение  в речь личных местоимений.

Формирование обобщающих понятий.

Б) Формирование грамматических категорий:

В) Формирование навыков составления и употребления «-составного предложения и распространение его однородными членами (2, 3, 4, слова)

  1. Развитие навыков элементарного анализа и синтеза.

Выделение гласного из ряда  звуков, из начала слова, согласного из ряда гласных, из ряда согласных звуков.

  1. Развитие связной речи:

- Составление рассказа по демонстрации действий, по серии сюжетных (3) и 1 простой сюжетной картине из 3, 4 предложений.

- Составление рассказа – описания по наглядной опоре из 3, 4 предложений.

  1. Развитие мелкой моторики: шнуровки, обведение трафаретов, штриховка, пальчиковые игры.
  2. Развитие психических процессов:

Увеличение объема зрительной и слуховой памяти.

Воспитание произвольного внимания, развитие наглядно – образного мышления

  1. Воспитание личностных качеств:

Дата:                                                                                      Учитель-логопед:

Эпикриз  (средняя группа)

Уровень усвоения знаний умений и навыков в ходе коррекционной работы по разделам:

Постановка и автоматизация звуков:

Состояние фонематического слуха:

Усвоение навыков элементарного анализа и синтеза:

Словарь:

Грамматический строй речи, связная речь:

Развитие психических процессов:

Дата:                                                                                  Учитель-логопед:

План индивидуальной работы в старшей группе: (2 год обучения).

  1. Создание положительной мотивации  занятий.
  2. Формирование полноценной звуковой стороны речи:

  А) Дальнейшее развитие фонематического слуха на базе сохранных и поставленных

      звуков. Воспроизведение слоговых рядов разной степени сложности: 2 – 3 слога.

  Б) Формирование фонематического восприятия.

  В) Выработка навыков плавной, направленной, сильной воздушной струи

  Г) Развитие мимической мускулатуры, выполнение общих расслабляющих упражнений.

  Д) Работа по устранению саливации.

  Е) Формирование правильного артикуляционного уклада посредством

      артикуляционной гимнастики, элементов массажа и самомассажа для постановки звуков.

   Ж) Постановка звуков:

   З) Автоматизация звуков:

   И) Дифференциация звуков:

   К) Работа над слоговой структурой слова.

   Л) Работа над развитием просодической стороны речи: развитие силы голоса, умения

       модулировать силу голоса, развитие интонационной выразительности, работа над

      темпом  речи.

  1. Формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза: выделение первого и последнего звука в слове, анализ и синтез слов из трех, четырех звуков.
  2. Дальнейшее практическое усвоение лексических, грамматических и синтаксических категорий.

А) Активизация и обогащение словаря по лексическим темам:

Обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами.

Введение  в речь личных местоимений, наречий.

Формирование обобщающих понятий, относительных прилагательных, антонимов.

Б) Формирование грамматических категорий, устранение агграматизмов в речи.

В) Формирование простого распространенного предложения, сложноподчиненного и сложносочиненного предложения

  1. Развитие связной речи:

- Составление рассказа по демонстрации действий, по серии сюжетных (3) и 1 простой сюжетной картине. Составление рассказа – описания по наглядной опоре.

- Развитие диалоговой  формы речи.

  1. Развитие мелкой моторики: штриховка разной степени сложности, печатание элементов букв, пальчиковые игры.
  2. Развитие психических процессов:

Расширение объема зрительной и слуховой памяти (6 картинок, 6 слов)

Воспитание произвольного внимания, развитие логического мышления

  1. Воспитание личностных качеств:

Дата:                                                                                 Учитель-логопед:

Эпикриз   (2 год обучения, старшая группа)

Уровень усвоения знаний умений и навыков в ходе коррекционной работы по разделам:

Постановка и автоматизация звуков:

Состояние фонематического слуха:

Усвоение навыков элементарного анализа и синтеза:

Словарь:

Грамматический строй речи, связная речь:

Развитие психических процессов:

Дата:                                                                                Учитель-логопед:

План индивидуальной работы в подготовительной  группе:

  1. Создание творческой, положительной мотивации  занятий.
  2. Дальнейшее формирование полноценной звуковой стороны речи:

А) Совершенствование артикуляционной и речевой моторики.

Б) Работа над фонационным и речевым дыханием.

В) Работа над интонационной выразительностью, четкостью, разборчивостью речи.

Г) Постановка звуков:

     

      Д) Автоматизация:

 

Е) Дифференциация звуков:

     Ж) Совершенствование слоговой структуры слова (слова сложной слоговой  конструкции)

З) Развитие фонематического восприятия.

  1. Подготовка к обучению грамоте.

     А) Обучение звуко – слоговому анализу и синтезу, форм-е аналитико – синтетических навыков.

     Б) Обучение послоговому чтению.

     В) Развитие графо – моторных функций.

  1. Практическое усвоение лексических, грамматических и синтаксических средств языка.

А) Уточнение и расширение словаря по всем лексическим темам.

Б) Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

В) Совершенствование навыков составления и употребления в речи всех видов предложений.

  1. Дальнейшее разв-е описательно – повествовательных форм речи, диалогической формы речи.
  2. Развитие внимания, памяти, мышления.
  3. Воспитание усидчивости, воли, желания доводить начатое дело до конца, активизация работоспособности.

     Дата:                                                                                  Учитель – логопед:

Эпикриз   (подготовительная группа)

Уровень готовности ребенка к школе:

Звукопроизношение:

Просодическая сторона речи:

Состояние фонем-го слуха и фон-го восприятия:

Овладение звуковым, звуко – слоговым анализом и синтезом:

Словарный запас:

Состояние грамматического строя речи, связной  речи:

Овладение  чтением и письмом:

Графо-моторные навыки:

Развитие психических процессов:

Дата:                                                                                       Учитель – логопед:                      /                           /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...