Сравнительный звуковой анализ двухсложных слов, составленных из сочетаний прямых и обратных слогов у старших дошкольников с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ададурова Виктория Валерьевна

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сравнительный звуковой анализ двухсложных слов, составленных из сочетаний прямых и обратных слогов у старших дошкольников с ОНР.

Цели:

– продолжать обобщать знания учащихся о различных типах слогов;

– систематизировать учебные действия в проведении сравнительного звукового анализа.

Задачи:

– обеспечить условия для успешного выполнения сравнительного звукового анализа  двусложных  слов, составленных из сочетаний прямых и обратных слогов;

– помочь обучающимся уяснить слогообразующую роль гласных;

– привлечь внимание школьников к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов;

– использовать динамическую паузу для развития общей моторики, закрепления навыков звуко-слогового анализа слов;

– расширить знания о перелетных птицах;

– осуществлять межпредметную связь;

– упражнять в согласовании имен существительных с количественными числительными 1, 3, 4, 5 и в словоизменении;

– использовать прием преднамеренной ошибки для развития внимания обучающихся;

– приобщить детей к системному мышлению через ТРИЗ;

– упражнять в подборе и запоминании родственных слов с помощью схемы «Солнышко»;

– развивать связную речь и действия, направленные на взаимосотрудничество и групповое сплочение.

Оборудование: предметные картинки с птицами: 5 кукушек, 1 журавль, 3 соловья, 3 ласточки, 4 утки, 4 лебедя, курица; лук, кран, рак, жук, стол, сыр, слон, паук; магнитофон, кассета, плакат с горой Внимания, игрушки: гномик, кот Леопольд, пластмассовая уточка, обруч-озеро, 3 удочки, маленькие куколки и символические буквы «У» для поощрения, схемы «Солнышко» по количеству детей с девятью лучами, портрет Забывули, плакат с приметами осени, написанными с преднамеренными ошибками.

Ход занятия

I. Организация начала занятия.

Игра на развитие группового сплочения «С кем ты пойдешь гулять? Почему?».

II. Фронтальная проверка ранее пройденного материала.

– Послушайте загадку:

Голы поля, мокнет земля,

День убывает. Когда это бывает?

– О каком времени года загадка? (Об осени.)

По календарю уже началась зима, а за окном поздняя осень. Давайте назовем ее приметы.

Да, на дворе все еще предзимье. Одни перелетные птицы улетели в теплые края, другие птахи только собираются.

Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы обучющихся.)

По каким признакам мы называем их птицами? Что у них всех есть общее?

Как называется рот у птиц? (Клюв.)

Сколько крыльев у всех птиц?

Как называем птичьи ноги?

А группу птиц как мы называем? (Стая.)

Посмотрите на необычную стаю, в которую входят разные птицы. Посчитайте, сколько в стае кукушек (5), журавлей (1), соловьев (3), ласточек (3), уток (4), лебедей (4).

А это кто? (Курица.) У нее тоже есть хвост, клюв, 2 крыла, 2 лапки.

Можем мы поместить ее в нашу стаю? Почему нет? (Курица – птица домашняя, в теплые края не улетает, живет рядом с человеком, человек за ней ухаживает.)

Чем птицы для нас полезны?

Чем птицы радуют человека?

ТРИЗ: хорошо это или плохо, что птицы улетают в теплые края? Докажите почему?

III. Усвоение нового материала.

1. Сюрпризный момент.

– Хотите отправиться в путешествие? Полетим мы с вами в сказочную страну Словандию, где живут разные интересные слова. Отправляемся в путь.

Положите руки на парты. Опустите на них голову, закройте глаза.

Наш полет начнется, как только зазвучит музыка.

Отдыхайте и представляйте себе сказочную страну Словандию.

Откройте глаза! Вот мы и на месте. Нас встречает Забывуля. Здравствуй, Забывуля! Ты узнала, что прилетают ребята из школы и пришла попросить их помощи?

Дело в том, что Забывуля делает много ошибок при письме и не всегда их находит. В школе она получила задание написать приметы поздней осени. Давайте проверим, правильно ли Забывуля написала. Если же она допустила ошибки, исправим их (фломастером исправляют на прикрепленном к доске плакате или на интерактивной доске) слова: «лужма», «тучап», «стадя», «дождьи», «листопард». Очень обрадовалась Забывуля тому, что вы помогли ей. Она обращается к вам с просьбой выполнить и второе задание.

2. Задание на соотнесение схем с картинками.

– Рассмотрите на доске 2 схемы. Нужно подобрать и расставить те картинки, названия которых соответствуют этим схемам.

Сколько синих кружочков на этой схеме? Какие звуки они обозначают? Гласные или согласные? А красных? Какой звук он обозначает? Сколько слогов в слове, если гласный один? Сколько всего звуков обозначено на этой схеме? А на другой?  Сколько здесь обозначено гласных звуков? Можем ли мы сделать вывод о том, что и эта схема составлена для односложных слов?

Каким по счету стоит гласный в этой схеме? (Третьим.)

Слова-картинки для соотнесения со схемами: лук, кран, рак, жук, стол, сыр, слон, паук.

Учитель помогает учащимся заметить и осознать, что слово «паук» не подходит ни к одной схеме, так как в нем 2 гласных, а значит и 2 слога. Решение: картинку ставить нельзя.

Забывуля благодарит вас за помощь и говорит, что еще увидится с вами.

3. Выполнение дидактического задания «Поможем Торопыжке выполнить задание, чтоб вход открыть в горе  Внимания».

– Идем дальше по Слованидии. Перед нами гора Внимания. В ее пещере живет гномик Торопыжка. Был камнепад, вход в его пещеру завалило волшебными камнями. Если мы правильно выполним задание, волшебные камни превратятся в песок. И тогда Гномик сможет попасть в свой домик. Согласны помочь?

На доске написаны слова.

– В каждом слове по 4 буквы, из которых 2 буквы – гласные. Назовите любые 2–3 слова, произнесите в них гласные. Нам известно: сколько в слове гласных…  – (ученики заканчивают предложение) столько и слогов. В каждом из этих слов по 2 слога. Мы с вами уже группировали слова из одного слога (односложные), познакомились с двусложными словами, состоящими из разных типов слогов. Сегодня вы будете группировать двусложные слова в три столбика в соответствии со схемами. На что нужно будет вам обратить внимание? (На место гласных в слове.) Где расположены красные кружочки в первой схеме? Во второй? В третьей? На что, ... (Гена), ты будешь обращать внимание? А что думаешь ты, ... (Дима)?

4. Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.

рыба

рука

вода

роса

шуба

паук

заяц

рост

утро

ёлка

утка

усни

Гномик «ходит» по классу и с любопытством заглядывает в тетрадки детей.

Коллективная проверка.

Слова, записанные в первый столбик, прочтет … (называет ученика), слова второго столбика прочтет … (называет ученика), слова третьего столбика читаем все хором. Молодцы!

Гномик Торопыжка благодарит вас за помощь, теперь он сможет попасть домой. Так как гномик живет в горе Внимания, то самому внимательному он предлагает надеть корону, а за самую аккуратную работу в тетради вручает поощрительный знак.

Около горы Внимания раскинулось озеро. В нем утка плавает. Она отдыхает перед перелетом в теплые края.

IV. Динамическая пауза.

Дидактическая игра «Живые звуки».

Произнесите вместе со мной, повторяя за мной: уууутка.

– Какой первый звук в слове утка? (У.) Он гласный или согласный? Гена, ты будешь звуком [У], иди ко мне на носочках; Какой следующий звук в слову «утка»? Он гласный или согласный? Он твердый или мягкий в этом слове? Он звонкий или глухой? Почему?

– Кто хочет быть звуком [т]? Скачи ко мне на одной ножке! Встань за звуком [у]. Какой звук после [т] слышим в слове «утка»? [к] Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? … (называет ученика) , ты будешь звуком [к]. Иди к нам шагом лошадки! Встань за звуком [т]. Какого звука не хватает? [а] Каким по счету будет звук [а]? Иди к нам, [а], утиным шагом. Звуки, назовите себя ... (называют). Возьмитесь дружно за руки! Теперь вы не звуки, а слово «утка». Я делю вас на слоги. Гласные в слогах, поднимите руки вверх. Первый слог, назови себя. [ут] Второй слог, назови себя. [ка]

Сначала уходит первый слог, затем – второй.

Пока ученики уходят и садятся, учитель помещает в обруч-озеро рыбок.

V. Закрепление учебного материала.

– Кто в озере рыбу ловит? (Кот Леопольд.) Посмотрите, рыбы в реке много, а у кота в ведерке – ни одной!

Давайте Леопольду поможем рыбок поймать! Для этого нужно выполнить задание: поймать рыбку удочкой. На каждой рыбке написано слово, нужно разделить его на слоги и переставить слоги местами, то есть второй слог поставить на место первого, и первый окажется вторым.

– Запишите прямо на бумажной рыбке получившееся слово.

ра-ды    –    дыра

но-ра    –    рано

ши-на   –    наши

па-ли    –    липа

во-ди    –    диво

жи-лы  –    лыжи

– Молодцы, теперь можем рыбок отдать Леопольду. Леопольд благодарит вас за помощь и хочет познакомить со своей птичкой, говорит, что она у него ручная, потому что не боится садиться к нему на лапу и на руки к людям, даже клюет с ладони.

VI. Работа с родственными словами по схеме «Солнышко».

Слово «ручная» появилось от слова «рука». Подберите родственные слова к слову «рука». Сделайте это с помощью схемы «Солнышко». Каждый ребенок получает листок со схемой. Принимая участие в диалоге, подбирает родственные слова к слову « рука» и последовательно рисует в маленьких кружочках схемы картинки: рукава, ручку (маленького ребенка), ручищу (великана),рукавицу, авторучку, рукоятку, ручную (птичку), рукомойник, рукоделие, опираясь на образцы рисунков учителя-логопеда на доске.

Затем школьники приступают к первичному закреплению слов по рисункам и по памяти.

Словарная работа.

Объяснить значение слов «рукомойник», «рукоделие», «рукоятка», показав рукомойник на картинке, вышивку на пяльцах, у молотка – рукоятку.

VII. Итог занятия.

– Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться в школу. Вам оно понравилось? Кому вы помогли в Словандии? (Забывуле, гному Торопыжке, коту Леопольду.) Что делали со словами?

Учащиеся отвечают:

– распределяли по схемам;

– делили на слоги;

– слоги переставляли и получали новые слова;

– играли в игру «Живые звуки»;

– подбирали родственные слова к слову «рука».

– Чем еще занимиались? (Говорили о перелетных птицах, считали, сколько птиц в нашей стае.)

Забывуля пришла проводить вас. За то, что вы ей помогли, она дарит вам буквы-символы «У». Каждая буква-символ означает, что ее обладатель – умник. Забывуля обещает, что будет хорошо учиться и тоже станет умной.

Пароль на выход с занятия.

– Чтобы вновь очутиться в нашей школе, вам нужно перелетных птиц назвать ласково.

Кукушки – кукушечки.                      Журавль – журавлик.

Соловьи – соловушки.                Скворец – скворушка.

Утки – уточки.                             Лебеди – лебёдушки.

Домашнее задание.

– Вот мы снова в родной школе! В память о нашем путешествии я дарю вам этих куколок из Словандии. Дома вы должны будете придумать им сказочные имена. Обязательное условие – слова-имена содержат по два слога. Пофантазируйте, как живут ваши сказочные человечки и чем занимаются. На следующем занятии каждый из вас расскажет о своей куколке. Думаю, это будет очень интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация навыка произношения звука [С] в составе прямого и обратного слога на уровне слов (презентация)

Автоматизация навыка произношениязвука [С]в составе прямого и обратного слога на уровне слов (с учетом  изменения  грамматических форм)...

Автоматизация звука [ч] в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях.

Закрепить правильное произношение звука [ч] в слогах, словах, словосочетаниях....

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по теме "Автоматизация звука [P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях."

Подгрупповое занятие по логопедии по теме " Автоматизация звука [ P] в прямых и обратных слогах, словах, предложениях" проводится с использованием инновационных технологий ( ппроектор). На экран вывод...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Конспект индивидуального занятия для детей с ТНР . Тема: «Автоматизация звука Р в словах с прямым и обратным слогом».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звукаР » составлено учителем – логопедом Трезинской Г. Н. для детей 5-7 с ТНР и направлено на автоматизацию поставленного звука [р] в слогах, слова...

«Автоматизация звука «р» в прямых и обратных слогах, словах, предложениях по теме: «Защитники Отечества»

Задачи: а) коррекционно-образовательные:- уточнить правильное изолированное произнесение звука «р»;- способствовать обогащению словарного запаса по теме: «Защитники отечества»...