Конспект ООД «Звуки С, C', З, З'. У нас в гостях Бабушка – Загадушка» для детей подготовительной логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Интегрированное занятие для детей подготовительной логопедической группы с применением инновационных технологий: кинезитерапия, "образ слова", метод "Хорошо-плохо", инверсия, "Мозговой штурм"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность
«Звуки С, C', З, З'. У нас в гостях Бабушка – Загадушка»
(для детей подготовительной логопедической группы)
Цели:
Коррекционно – образовательные:
1.Правильное произношение и различение звуков с, сь, з, зь в слогах, словах и предложениях.
2.Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков с, сь, з, зь.
3.Закрепление навыка чтения слов.
4.Отрабатывать навык выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове.
5.Закрепить понятие «слог», «слово».
6.Закрепить навык звуко – слогового анализа.
7.Составление схемы предложения.
8.Совершенствование грамматического строя речи.
9.Отрабатывать навык составления загадок – описаний с помощью мнемотаблиц.
10.Решение проблемных вопросов.
11.Уточнение, расширение и активизации словаря по теме «Дикие животные»
Коррекционно – развивающие:
1.Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений.
2.Развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движений.
3.Формировать умение осуществлять произвольное переключение с одного движения на другое в общей, мелкой, артикуляционной моторике.
4.Развитие чувства ритма, мелодико - интонационной стороны речи.
5.Развитие связной монологической речи и воображения.
6.Развитие диалогической речи: умения слушать товарища, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным.
Коррекционно – воспитательные:
1.Воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям, культуру поведения во время их проведения.
2.Воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.
3.Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: презентация, мультимедийная установка; предметы (зонт, занавес, корзинка, часы, серьги, ваза, свеча, газета, мозаика, игрушка зайца); костюм Бабушки-Загадушки, кепки, платочки; цветовые символы звуков, буквы, звуко - слоговые схемы, схемы предложения, мнемотаблицы для составления описательного рассказа, слова с попущенными буквами С, З; кассы букв, доска, магниты, апельсины, фонограмма песни «Во поле береза стояла»
Взаимодополнения образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности и культурные практики: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, коммуникативная практика: культура правильной речи, культура общения.
Предварительная работа: Беседы о диких животных, о бережном отношении к природе. Чтение сказок о животных. Использование различных развивающих технологий на материале лексической темы «Зима». Работа по формированию фонематического восприятия, лексико - грамматических категорий. Работа над звуко-слоговым анализом. Составление схемы предложения. Работа по формированию связной монологической речи средствами мнемотехники.
Индивидуализация: автоматизация звука Л в словах, предложениях. (Три ребенка)
Ход ООД
- Организационный момент.
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
( Слайд 1- «Здравствуйте!»)
(Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй». Первый слог- громко- встают на носочки, руки плавно поднимают вверх, второй слог- тихо-руки плавно опускаются вниз, приседают.)
Появление гостя.
Входит воспитатель в костюме.
Здравствуйте, меня зовут Бабушка-Загадушка. Как вы думаете, почему меня так зовут?(Ответы детей)Наступила зима и на улице мороз и снег. Я так замерзла!
- Физпауза. Кинезитерапия.
Покажем Бабушке-Загадушке, как надо согреваться! Сначала – ушки и нос, затем согреем руки.
(Дети выполняют упражнения «Ухо-нос», «Лесоруб».)
3.Сообщение темы занятия.
Бабушка-Загадушка не просто к нам пришла, она хочет с нами повторить и сравнить знакомые звуки. А какие это звуки, вы узнаете, отгадав загадки.
Серый байковый зверушка,
Косоглазый длинноушка.
Ну – ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Заяц.)
Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лиса.)
Это зверь раскрашен броско
В черно - белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасется… (Зебра)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются на экране мультимедийной установки.
( заяц, зебра, лиса, лось)
4.Выделение звуков с, с', з, з' из слов лиса, лось, заяц, зебры.
Какой звук в начале слова зебра? Какой первый звук в слове заяц? Какой последний звук в слове лось? Где вы услышали звук с в слове лиса?
5.Характеристика звуков с, с', з, з'. Сравнение их по артикуляционным и акустическим признакам и обозначение цветовыми символами.
Расскажите Бабушке-Загадушке об этих звуках. Что происходит с нашими губами, зубами и языком, когда мы произносим звуки с, сь, з,зь? Чем они похожи? Чем отличаются? Назовите мягкие и твердые звуки. Какими кружочками мы их обозначаем?
Ответы детей.
6.Артикуляционная гимнастика.
(упражнения «Блинчик», «Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Чистим зубки», «Киска сердится»)
Чтобы красиво произносить звуки, надо потренировать наш язычок.
(Дети выполняют упражнения)
7.Дифференциация понятий «слог», «слово» Различение звуков с, сь, з, зь
а) в слогах:
Я буду произносить два звука по отдельности, а вы произнесите их слитно
з, а (за) з, у (зу) з, о (зо) з, ы (зы) з, и (зи) то же на звук с.
а, з (аз) у, з (уз) о, з (оз) ы, з (ыз) и, з (из) то же на звук с.
Что вы называли? (Слоги)
б) Игра «Наоборот»
Я назову слова со звуком з, а вы замените звук з на звук с и назовете целое слово.
Зоя – соя зима – Сима зайка – сайка
зуб – суп зев – сев Захар – сахар
коза – коса змей – смей Лиза – лиса
забор – собор
Вы играли со слогами или словами? (Словами)
8.Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ.
Назовите помещение, в котором мы находимся.(Зал) Какой первый звук в слове ? (Звук З) В зале есть предметы, в названии которых есть изучаемые звуки. Назовите их. Угадать их помогут схемы. (Стол, стул) Как называется предмет справа и слева от сцены? (Занавес)
Представлены схемы с_______л, з__________с.)(Стол, стул, занавес)
Сколько слогов в слове стол? Стул? Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в конце слова занавес? (Звук с.) Сколько слогов в слове занавес? (Три слога) Как по – другому можно назвать этот предмет, чтобы в слове стало четыре слога? (Занавеска) Где теперь оказался звук с? (В середине слова)
Бабушка-Загадушка: - Ребята, угадайте, что у меня в корзинке? В его названии первый звук з, последний — т и я забыла его выложить, осень - то давно закончилась! (Зонт.)
Давайте составим схему слова зонт. Сколько слогов? (Один) Назовите 1 звук, второй, следующий, последний? Сколько гласных звуков, согласных? Сколько всего звуков? (Четыре)
9. Развитие лексико – грамматических компонентов.
а) Образ слова.
Создайте образ слова зонт. На каждый звук подберите слова, связанные со словом зонт по смыслу.
З – защита, золотая, заволокло, застучал…
О – осень, облако, от…
Н – ноябрь, наступила, настроение, непогода, ненастье
Т – туча, трость, туман…
Назовите ключевые слова. (Дети называют различные слова. Выбираются самые подходящие: защита, осень, непогода) И что же у нас получилось?
ЗОНТ - это ЗАЩИТА ОСЕНЬЮ ОТ НЕПОГОДЫ.
Молодцы, ребята!
б) Метод «Хорошо - плохо» Соревнование команд.
Посмотрите на схему слова и угадайте животное, в названии которого звук с в середине слова, а также есть гласные звуки и, а. (Лиса.) Правильно.
Дети, подумайте, лиса - это хорошо или плохо? Разделимся на команды. Одна команда называет хорошие стороны, а другая – плохие.
Хорошо:
- красивый зверь, украшает природу, лес;
- любим читать сказки о лисе;
- ловит мышей, поедает насекомых и их личинки;
- из лисьего меха шьют теплые шубки и шапки.
Плохо:
- хищный зверь;
- крадет кур из сарая;
- опасна - может укусить;
- может заразить бешенством.
В названиях каких зверей есть изучаемые звуки? (Заяц, зебра, слон, ласка, лось, соболь, обезьяна.) Молодцы!
10. Физпауза. Массаж биологически активных зон. Упражнение «Обезьяна Чи-чи-чи»
Сейчас мы превратимся в обезьянок.
- Вот забавная мартышка, обезьянка – шалунишка.
Раз и два, опять наклон! Хочет поиграть хвостом!
( Сидя, наклоны вправо-влево, руки согнуты в локтях, ладони подняты к плечам, пальцы раздвинуты)
Обезьянка Чи-чи-чи продавала кирпичи.
( Дети проводят ладонью по шее от затылочной части к основанию горла)
Подбежал тут к ней зайчонок: «Не продашь ли кирпичонок?»
( Указательным и средним пальцами проводят по крыльям носа)
- Нет! – сказала Чи-чи-чи.- Продаю я кирпичи.
( Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам)
Знай, зайчонок! Нет слова «кирпичонок»
( Раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить их перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей)
11.Развитие фонематических представлений
Что – то наша гостья заскучала. Порадуем Бабушку – Загадушку подарками, которые мы для нее приготовили. Будьте внимательны! Если в названии подарка будут мягкие звуки с', з', поднимите зеленый кружок, если с, з, — поднимите синий кружок. (Дети называют предметы, определяют мягкость – твердость звуков и кладут подарки в корзину гостье)
Бабушка Загадушка: - Спасибо дети! Мне понравились ваши подарки.
12.Физминутка. Танец «Во поле береза стояла»
Бабушка-Загадушка предлагает потанцевать. Дети исполняют танец.
13.Произношение звуков с, с', з, з' в предложениях. Анализ словесного состава предложения. Схема предложения. Развитие воображения.
а) Инверсия (Сделать наоборот)
Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет? На березе поспела земляника. Река замерзла, потому что наступило лето. Выпал снег и зацвели подснежники. Сахар сладкий, а соль соленая.
Придумайте и вы предложения - небылицы.
Придумывание детьми предложений-небылиц.
Анализ одного-двух предложений (составление схемы предложения из трех, четырех слов )
б) Составление загадок-описаний с помощью мнемотаблиц.
Бабушка – Загадушка: - Вы настоящие чемпионы – фантазеры! Я тоже чемпионка по разгадыванию загадок! Видите сколько у меня медалей! (Звенит медалями)
А мы сейчас проверим! Ребята, расскажите о предмете, используя схему и не называя его, а Бабушка-Загадушка угадает название предмета.
Дети составляют описание предметов, загадывают загадки.(Отгадки появляются на интерактивной доске)
14.Решение проблемных вопросов. «Мозговой штурм». Синектик.
а) Решение проблемных вопросов.
Бабушка – Загадушка: - Вы умеете загадывать загадки. За это я подарю вам зайца. (Достает из корзины игрушку зайца)
Это какой зайчик? (Игрушечный, заводной, не настоящий) А какой еще бывает? (Живой)
А какого бы вы выбрали зайца? Игрушечного, заводного или живого? Почему вы сделали такой выбор? Что бы вы делали с таким зайцем?
Рассуждения детей.
б) Использование аналогии Синектика. Эмпатия (личная аналогия)
Давайте представим, что думает о своем хозяине зайка в клетке?
Рассуждения детей.
в) «Мозговой штурм»
А что будет, если начнут гибнуть и исчезать звери? (Ответы детей) А как мы можем помочь зверям спастись? (Ответы детей)
15.Чтение слов с пропущенными буквами. Отбор псевдослов. Работа с кассами букв.
а) Чтение слов с пропущенными буквами. Отбор псевдослов.
Бабушка – Загадушка: - Какие добрые и заботливые у вас дети! Наверное, они еще и умные.
Бабушка-Загадушка принесла нам таблички с написанными словами, но в них не хватает по одной букве _онт, та_ы, _ом, _ито, _ун, _ак.( таблички слов и псевдослов прикреплены на доске, на столах у детей буквы с,з)
Дети дополняют слова буквами и прочитывают их. Псевдослова откладываются в сторону.
б) Работа с кассой букв. Дети выкладывают слова на выбор.
Выложите в кассе букв слова, которые вы запомнили. (Слова на доске закрываются)
16.Итог. Сюрпризный момент. Дыхательное упражнение «Апельсин»
а) Сюрпризный момент.
Бабушка – Загадушка: - Я знала, что вы справитесь и отгадаете все загадки. И поэтому принесла вам подарки. Это фрукт. Первый звук а, а в середине звук сь. Что это? (Апельсин)
(Б-З достает из корзины апельсины и раздает детям. Последний – учителю - логопеду)
б) Упражнение «Апельсин»
Ой, спасибо Бабушка-Загадушка!
Дети, понюхайте, как пахнет!
(Дети на выдохе произносят фразы)
«Как пахнет!»
(На втором выдохе)
«Как пахнет вкусно!»
(На третьем выдохе)
«Как пахнет вкусно апельсин!»
Давайте поблагодарим всех! (Дети аплодируют)
Используемая литература:
1.Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
2.Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов, М.; Гуманит. Центр Владос. 2001.
3.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. – 2 – е изд. – М.; «Гном- Пресс», 1999.
4.Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. – СПб: Дельта, 1997.
5.Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2012.
6.Косинова Е.М. Домашний логопед. – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2009.
7.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «Детство – Пресс»,2001.
8.Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по устному народному творчеству и декоративному рисованию на тему: «Весна» для детей подготовительной логопедической группы.
Занятие направлено на закрепление знаний малых форм фольклора, технических навыков и умений владением кистью, на развитие чувства цвета и ритма при росписи бумажной тарелочки филимоновскими узорами....
Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «Автоматизация звука [р]» совместно с учителем-логопедом и музыкальным руководителем.
Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия. Интегриров...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной логопедической группы на тему: «Перелетные птицы. Звук и буква Щ»
конспект может быть использован в работе учителя -логопеда ДОУ....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что мы Родиной зовём?» для детей подготовительной логопедической группы
Программное содержание:Закреплять знания детей о родном городе в прошлом и настоящем, через наглядный материал;Совершенствовать умения детей исполнять песню с движениями;Активизировать в речи по...
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной логопедической группы «Помоги Золушке» (Знакомство с буквой Л и звуком [Л])
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной логопедической группы «Помоги Золушке» (Знакомство с буквой Л и звуком [Л])Задачи:Коррекционно-образовательные:—...
Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «Автоматизация звука [р]» совместно с музыкальным руководителем и учителем-логопедом.
Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия. Интегриров...
Конспект занятия "Дифференциация звуков [д] и [д`] у детей подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи". Анализ занятия.
1. Тема занятия «Дифференциация звуков [д] и [дь].Данная тема в общей системе логопедической работы запланирована в плане работы...