Дифференциация звуков С-Ш. Лексическая тема "Дикие животные"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Князева Нина Александровна

Занятие - путешествие поможет детям в увлекательной форме научиться различать звуки С-Ш. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif-tsiya_s-sh.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

«Дифференциация звуков [С]-[Ш]»

Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в слогах, в словах, предложениях.

Коррекционно — образовательные задачи.:

  • Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах, предложениях и во фразовой речи.
  • Учить различать эти звуки на слух и в произношении.
  • Закрепить умение использовать в речи существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами
  • Учить определять место звука в слове.
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
  • Закрепить в памяти графический образ буквы Ш и С;

Коррекционно — развивающие задачи:

  • Развивать фонематический слух
  • Развивать умение сочетать движения и речь.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать зрительный гнозис.
  • Развивать связную речь (составление простых распространенных предложений).

Коррекционно — воспитательные задачи:

  • Воспитывать стремление овладеть правильной речью.
  • Воспитывать самостоятельность и инициативность.
  • Воспитывать доброе отношение к животным.

 

Оборудование.

  • Презентация к занятию «Прогулка в лес»;
  • картинки с изображением Снегурочки, артикуляционной гимнастики «Смешарики»;
  • дидактическая игра «Белкины запасы»;
  • кинетический песок;
  • мелкие фигурки шишек, листьев (стеклянные декоративные наборы);
  • зашумованная картинка леса (наградной материал, по количеству детей).

Ход занятия.

  1. Психогимнастика. «Ласковое имя»

Л:- Ребята, кого вы любите больше всего? (- маму)

Л:- Как мама называет вас ласково? (Даринушка, Степашка, Мишенька и т.д.

Имя ласковое мне мама подарила,

Словно солнышко, оно вокруг все озарило.

Л:- Не успел первый снег выпасть, а к нам пришла в гости Снегурка. А давай мы Снегурку назовем тоже ласково.  (Снегурочка, Снегурушка).

Л:- А как ты думаешь, какие любимые звуки у Снегурушки? А у кого ещё любимые звуки С и Ш? (У смешариков).

Л:- Давайте их позовем и выполним артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалами «Смешарики» (картинки со стихами)

       3. Описание артикуляции звуков.

Л: - Произнесите звук С – и расскажите как расположены губы, зубы, язык. (- Губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы).

- Произнесите звуки Ш – и расскажите как расположены губы, зубы, язык. (- Губы в трубочкой, язык упирается в верхние зубы)

Л: Молодцы! Вы умеете правильно произносить звуки).

4. Дифференциация звуков в изолированном виде.

Л: Снегурушке пришло сообщение. Она просит помочь прочитать его. Поможем?

Зашифрованное сообщение:                                                            

                                                               

                                                                    [С] - (язык внизу за зубами)

                                                                    [Ш] – (язык вверху за зубами)

Л: Молодцы, вы очень внимательные!

Кажется я поняла, что тут зашифровано.

- Вы помните, куда пошла Снегурушка в сказке «Снегурушка и лиса»? (- Снегурушка пошла в лес).

- Правильно. Мне кажется, это сообщение пришло от лесных жителей, которые приглашают нас к себе в гости. Отправимся?

  1. Координация речи с движением.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)        

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Влево шаг, вправо шаг, шаг вперед – шаг назад.

Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем, постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдем, затем медленно идем.

Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем.

Презентация «Прогулка в лес»:

2 слайд:

Л: - Вот мы и оказались в лесу.  А вы ничего необычного не видите?  (- В лесу валяются корзинки)

- Какие буквы вы видите на картинках?

- Чьи же это корзинки?

6. Отгадывание загадок.

Л: - Давате вспомним, кого встретила Снегурушка в лесу из сказки «Снегурушка и лиса»

Отгадайте загадки: (дети загадывают друг другу загадки)

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

                        (Медведь)

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный?

                        (Волк)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее …

                        (Лиса)

(на слайде появляются медведь, волк и лиса)

  1. Дифференциация звуков в словах.

Л: - Давай медведя, волка и лису тоже ласково назовём. (Лисонька, Мишутка, Волчок.)

Слайд 3

Л: - А давай покормим наших животных. Я знаю, что у Снегурушки есть волшебная рукавичка, которая сама печет пирожки.

(Для Лисоньки кладем пирожки с картинками в названии которых слышим звук С, для  Мишутки – Ш, для Волчонка – без этих звуков)

  1. Пескотерапия (кинетический песок)

 Слайд 4.

Л: - Мне кажется, или в лесу мы ещё кого – то можем встретить? Давай подойдем к дубу. Как вы думаете, кто там живет? (Белка)

(На слайде появляется белка из дупла)

Л:- Белка такая хозяюшка, сама себе уже припасов наготовила. Только вот где они? Думаю, она их спрятала.

Л: - Первый снег выпал? Давай попробуем там их найти.

(В кинетическом песке ищем беличьи припасы: шишки, листья).

  1. Определение места звуков в словах.

Д.и. «Беличья кладовка»

Л: - Белка во всем любит порядок, давайте поможем ей разложить шишки по местам: Если звуки С или Ш находится в начале слова, то кладём шишку на первую ветку, если в середине слова – на вторую, и если в конце слова – на третью ветку.

  1. Итог занятия.

Л: - Ребята, Снегурушка говорит, что нам пора возвращаться в детский сад. Понравилась вам прогулка в лес со Снегурушкой?.

Л: - Что больше всего вам понравилось?

Л: - А что было труднее всего?

Л: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы показали Снегурушке, что вы умные, сообразительные, внимательные. Она дарит вам рисунок – загадку «Кто спратался в лесу?».

Л: А наше занятие окончено.

Спасибо за внимание!

Использованные источники:

  1.  Конструктор картинок (Мерсибо)
  2.  Зашумованная картинка «Кто спрятался в лесу?» -

             http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/123/447/123447193_9.jpg

  1.  Артикуляционная гимнастика со Смешариками: http://gorodnovai.dou6.caduk.ru/p17aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"

На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...

Конспект занятия "Пират на необитаемом острове". Тема: Дифференциация звуков "Ш ","Ж". Лексическая тема "Весна"(подготовительная логопедическая группа).

Цели: Учить слухо произносительной дифференциации звуков "Ш" "Ж"(сравнение ,различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах ). Совершенствовать равыки  звукового анализа. Учить реша...

Открытое занятие.Тема "Дифференциация звуков С-Ш". Лексическая тема "Зима".

Занятие рассчитано для детей старшей группы. В игровых ситуациях дети учатся контролировать собственное звукопроизногение, составлять с помощью символов схему здорового образа жизни и поведения....

Конспект ООД на тему: «Дифференциация звуков [ц] - [ч] ». Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Цель данного занятия направлена на закрепление правильного произношения звуков ц—ч, а так же учить детей дифференцировать эти звуки....

Дифференциация звуков [Л] [Р]. Лексическая тема "Животные жарких стран"

Формирование правильного произношения звуков Л-Р...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности...