Конспект логопедического занятия в средней группе по теме "Дикие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Денисова Анастасия Сергеевна

Конспект логопедического занятия в средней группе по теме "Дикие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в средней группе с ОВЗ по теме: «Дикие птицы»

Коррекционно-образовательные цели:
1. Формирование представлений о диких птицах, их жизни, повадках. 
2. Расширение и уточнение словаря по лексической теме (чирикает, каркает, стрекочет, ухает, воркует, кукует).
3. Совершенствование грамматического строя (образование и использования существительных в именительном, родительном падежах)
                                                                                                                                       Коррекционно – развивающие цели:
1. Развитие речевого дыхания.
2. Развитие общей, тонкой, артикуляционной моторики.
3. Развитие речевого слуха, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели:
1. Формирование навыков сотрудничества.
2. Формирование эстетических чувств к природе.

Оборудование:
1. Предметные картинки с изображением птиц.

2. Колокольчик.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Упражнения для мышц шеи, рук.
Логопед: Сейчас мы с вами превратимся в птичек.
 Птички летают высоко. (Поднять голову, посмотреть вверх)
 Садятся на землю. (Смотрят вниз)
 Садятся на деревья. (Голову вверх)
 На забор. (Голову вниз)
 Птички полетели
 На дорожку сели.
 Сели, поклевали.
 Снова полетели.
 Сели на дорожку.
 Испугались кошку.
 С дорожки улетели,
 В свои гнезда сели.

2. Развитие речевого слуха.

Логопед: Посмотрите на картинки. Это дикие птицы. Они живут в лесу, в парке, в саду и сами себе добывают еду. Это воробей, ворона, синица, сорока, сова, голубь, кукушка, дятел.
Логопед задает вопрос: Кто это? (ответы детей)
Послушайте, как кричат эти птицы: «чик-чирик» - чирикает воробей; «кар-кар» - каркает ворона; «тра-та-та» - стрекочет сорока; «цвинь-цвинь» - посвистывает синица; «ух-ух-ух» - ухает сова. (Дети повторяют за логопедом.)
Игра: «Угадай, чья птичка кричит?» 
Логопед раздает картинки и задает каждому ребенку вопрос: «Кто к тебе прилетел?»
-Сейчас я буду кричать, как птица. Тот, кто узнает свою птицу, поднимает картинку.
А теперь мы станем маленькими птенчиками и будем звать маму вот так: «Чик – чирик!!!!»
Позовите тоненьким голоском, как маленький птенчик: «Я – Чик - чирик!!!»
(Индивидуальные и групповые ответы детей).
А теперь сели в гнездышки, а мама полетела за кормом (дети садятся на свои места)

3.Упражнения для артикуляторных мышц, щек, губ:

• «голодные птенцы» - широко открыли рот «АМ!» - вкусный червячок! (щелкнуть язычком, глотаем): Вкусно!
• «клювики» - (губы сомкнуты и вытянуты); - поцелуем маму;
• «ищем маму» - (повороты шеи в сторону – вверх – в сторону)

4. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу),
Тук-тук-тук (Одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)
Долбит сук.

5.Координация речи с движениями. Развитие подражательности.

Логопед надевает шапочку вороны.
«Ворона хочет с вами поиграть!»
Упражнение «Ворона»
На дерево ворона села,…………………посмотреть вверх,
Посидела, посмотрела…………………..присели, повороты головой,
«Кар!» - кричит она нам с ветки,……….нахмурить брови,
Не капризничайте, детки!..........................погрозить пальцем.

6.Дидактическая игра (с мячом) «Назови ласково»

Воробей – воробушек, синица – синичка, сова – совушка, кукушка – кукушечка, ворона – воронушка, голубь – голубок…

7. Заключение.

Игра: «Подбегай, кого зову!»
Логопед: Вы помните, какие птички были у вас на картинках? (ответы детей)
Вот у меня колокольчик. Какую птичку он позовет, та и подлетит.
Колокольчик мой звенит,
Язычком он шевелит:
Динь – дон, динь - дон,
Слышать птички этот звон.
Ты, Синичка, к нам лети,
В колокольчик позвони!
Ребенок подбегает, звонит в колокольчик и говорит: «дин – дон».
8. Итог занятия.

Конспект логопедического занятия «Птицы»

Цель: создание предпосылок формирования связной речи.

Задачи:

1. коррекционно-образовательные:

-активизировать словарь детей по теме «птицы»;

- расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;

-закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;

-закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;

-упражнять в согласовании существительных с числительными;

-закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.

2. коррекционно-развивающие:

-развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.

3. воспитательные:

-воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

Оборудование:

Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.

План занятия:

1. Оргмомент.

Утро настало, солнышко встало!

Птицы запели и к нам прилетели.

Много с собою нам дел принесли.

-Давайте поздороваемся, как птички «клювиками».

2. Постановка цели занятия.

Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.

Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.

Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит:

Постучит - и легче. (дятел)

Спинкою зеленовата, животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

Окраской сероватая. Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая- известная персона.

Кто она? (ворона)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (воробей)

-Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)

3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.

-Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.

Выполняем артикуляционные упражнения.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.

«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.

4. Игра «Четвёртый лишний»-классификация перелётных и зимующих птиц.

-Какая птица на картинках лишняя(ласточка)

-Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)

-Почему их так называют?

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

-Каких перелётных птиц вы знаете?

Выставляются картинки птиц.

5. Строение птицы.

-Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)

6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.

На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.

-Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.

Это крыло воробья – воробьиное крыло.

Это голова вороны – воронья голова. И т. д.

7. Игровое упражнение «Один-много»- родительный падеж множественного числа существительных.

В наших лесах и парках много (кого) …

Синица -(много синиц)

Ворона -(много ворон)

Дятел -(много дятлов)

Снегирь. (много снегирей)

Голубь -(много голубей)

Воробей. (много воробьёв)

Журавль. (много журавлей)

Грач. (много грачей)

Динамическая пауза «Улетает-зимует»

Педагог называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.

8. Игра «Каждой птице свой корм»

-Ребята, мы должны помогать птицам? Как?

На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)

-Кто чем питается?

Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.

-Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.

9. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать»-согласование существительных с числительными.

-Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?

(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)

10 Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.

Синица летит к кормушке.

Воробей сидит в кормушке.

Дятел сидит на ветке.

Сорока ходит под деревом.

11. Итог

-Как называются птицы, которые зимуют?

-А как называются птицы, улетающие в тёплые края?

-Почему птиц называют друзьями человека?

-Птицы приносят пользуПтицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.

- Как нужно заботиться о птицах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.

На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...

Конспект логопедического занятия в средней группе по формированию грамматических категорий

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по развитию грамматического строя речи на тему "Профессии на транспорте". Данное занятие разработано с учетом ФГТ....

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада.

Конспект логопедического занятия "Встреча с Федорой" (лексическая тема: посуда) в средней логопедической группе детского сада (4-5 лет). Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя речи с исп...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Тема: «ТРАНСПОРТ»

Цель: дети должны усвоить названия нескольких видов транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, ракета, корабль, мотоцикл, грузовик); элементарные части машины (кабина, руль, педаль, ку...

Конспект логопедического занятия в средней группе

Конспект логопедического занятия в средней группе ...

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детеныши

Конспект логопедического занятия в средней группеТема: Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детенышиЦель :- Познакомить с понятием «слог».- Учить чит...

Конспект логопедического занятия в средней группе по теме «Зимующие птицы».

Цель: расширить представление о разнообразии зимующих птиц.Задачи:-       закрепление умения отгадывать загадки о птицах;-       разви...