конспекты занятий в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Третья неделя . Лексическая тема "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr_2_nedelya_mebel.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ноябрь 3-я неделя

Занятие 1

Тема «Домашние животные ».                                

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; домашний, теплый, полезный, умный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование. Доска, запись голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, конверты с пазлами «Домашние животные», тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами.

                                     Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед пригашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места за столиком, включает запись. Звучат голоса животных. Логопед выключает запись.  Где мы с вами только что побывали? Что там услышали? (Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.)

Перечислите их. (Мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, кошки.)

Как подает голос собака? (Она лает.)

А кошка? (Она мяукает.)

А свинья? (Свинья хрюкает.)

Кто знает, как подают голос корова, лошадь и овца? (Корова кричит: «Му!»)

Корова мычит. Повторите, пожалуйста, новое  слово. Что делает корова?

(Корова мычит.)

Как подает голос лошадь? (Она кричит: «И-го-го!»)

Лошадь ржет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает лошадь? (Лошадь ржет.)

Как подает голос овца? (Овца кричит: «Бе-е-е».)

Овца блеет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает овца? (Овца блеет.)

Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

2. Беседа о домашних животных с опорой на картинки

Логопед помещает на доску полотно альбом «Живая природа. В мире животных».

Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

( На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.)

Каких домашних животных можно считать крупными? (Корову и лошадь.)

Вспомните, какую пользу приносят эти животные.( Корова дает человеку молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.)

Каких домашних животных мы считаем средними по размеру? (Овцу, барана, козу, свинью.)

Какую пользу приносят эти животные? (Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран — еще и шерсть. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.) 

Каких домашних животных, мы считаем мелкими? (Собаку и кошку.)

Расскажите о том, какую пользу они приносят. (Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка в деревенском доме ловит мышей.)

Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они? (Нужные.)

Все они приносят пользу. Значит, какие они? (Полезные.)

3. Работа с пазлами «Домашние животные»

Логопед раздает детям конверты с пазлами.

Достаньте из конвертов пазлы и соберите картинки. Изображения домашних животных на доске будут для вас подсказками.

Дети выполняют задание.

Молодцы. Вы очень быстро справились с трудной задачей. Кто у тебя на картинке, Даша? Подбери как можно больше слов об этом животном, отвечающих на вопрос «Какая?» (Это корова. Она большая, рогатая, хвостатая, умная, добрая.)

А у тебя кто, …? Подбери как можно больше слои об этом животном, отвечающих на вопрос «Что делает?» (Это собака. Она охраняет, лает, служит, дружит.)

Теперь …назовет свое животное и расскажет, какое оно. (Это лошадь. Она большая, красивая, гордая, стройная, умная.)

Марк, называй свое животное и рассказывай, что оно может делать. (Это кошка. Она мяукает, мурлычет, лакает, ловит, умывается, играет.)

Вы замечательно выполнили мое задание. Сложите пазлы в конверты.

4.Пальчиковая гимнастика «Буренушка».

        Дай молока, Буренушка,                        Показывают, как доят корову.

        Хоть капельку — на донышке.

        Ждут меня котятки.                                Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

        Дай им сливок ложечку,                        Загибают   по   одному  пальчику  на

        Творогу немножечко,                        руках, начиная с мизинцев, па каждое

        Масла, простоквашки,                        название молочного продукта.

        Молока для кашки.                                Снова «доят».

        Всем дает здоровье

        Молоко коровье.

Чешская песенка

5.Проговаривание чистоговорок.

Логопед предлагает детям вспомнить, как правильно произносится звук [ж].

А теперь повторяйте вслед за мной.

Жа-жа-жа-жаба.

Жа-жа-жа-лужа.

Жи-жи-жи-живы.

Жи-жи-жи-ножи.

Жо-жо-жо-Жора.

                                               Жо-жо-жо-свежо.

Же-же-же-Женя.

Же-же-же-уже.

6. Работа в тетради №1.

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетрадь, ставит на стол контейнер с карандашами. 

Посмотрите на открытую страничку и отгадайте загадку.

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

О каком «замке» говорится в загадке? (Это собака.)

Правильно. Раскрасьте отгадку. Ещё каких домашних животных вы видите?

(Кошку, лошадь).

Дети выполняют задание.

Вы замечательно выполнили задание! Закройте тетради.

7. Упражнение «Телеграф».

Давайте чётко проговорим названия домашнихживотных, отстукивая каждый слог кулаком.  (Ко-ро-ва, ов-ца, ло-шадь, ба-ран,кош-ка, со-ба-ка)

8. Упражнение «Будь внимательным».

Теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

Г. Ладонщиков

О ком это стихотворение? (О домашних животных.)

Перечислите их названия. (Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, кролики, лошадь.)

Хорошо. А теперь перечислите детенышей домашних животных, о которых говорится в стихотворении. (Поросенок, козленок, крольчата, жеребята. (И т. д.)

Молодцы!

9. Игра «Угости животных».

Логопед ставит перед детьми плоскостные изображения домашних животных (кролика, коровы, кошки, собаки), закрепляет рядом с каждым животным яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» (стог сена, кочан капусты, коробку с мола» ком и рыбку, косточку и кусочек мяса) (рис. 24).

Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Выберите по одному животному, протяните шнурочек от него к угощению, предназначенному ему. Расскажите, кого и чем вы угостили. Постарайтесь рассказывать по-своему и не повторяться.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

(Я накормлю корову сеном. А я угощу кролика морковкой. Кошку можно напоить молоком и накормить рыбой. А собаку можно угостить косточкой и мясом.)

Вы хорошо выполнили последнее задание.

10. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка или предлагает сделать это самим детям.

Ноябрь , 3 -я неделя                                                                                    

 Занятие 2

Тема: «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование умения задавать вопросы. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, памяти, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Оборудование. Картина «Корова с телятами и бык», предметные картинки с изображениями домашних животных, мяч; соски, надетые на шпатели, по числу детей в закрытом контейнере, контейнер для использованных сосок.

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Корова с телятами и бык» и составим рассказ по ней. Но сначала послушайте рассказ Евгения Чарушина «Корова».

2.        Чтение логопедом рассказа Е. Чарушина «Корова» и беседа по тексту.

Логопед выразительно читает рассказ.

Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.

А что тебе, Пеструха, повкуснее жевать — простую зеленую траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

О ком я прочитала рассказ? (Вы прочитали рассказ о корове.)

Как описывает корову автор рассказа? Какие у нее рога, бока, вымя? Что она делает?

(У коровы крутые рога.) (Толстые бока.) (Вымя с молоком.) (Она помахивает хвостом, мух отгоняет.)

Я думаю, вы хорошо представили, как Пеструха стоит на лугу и жует зеленую травку. А почему автор назвал ее Пеструхой? (Наверное, она пестрая, пятнистая.)

3. Загадывание детьми загадок о домашних животных

Логопед достает и помещает на доску несколько картинок с изображениями домашних животных (корова, бык, теленок, лошадь, кот, собака).

А теперь Настя и Ваня загадают нам загадки о домашних животных, которые они выучили дома, а вы эти загадки отгадаете. Картинки помогут вам отгадать загадки.

Голодна — мычит.

Сыта — жует.

Малым деткам

Молока дает.

(Это корова.)

Как вы догадались? (В загадке говорится, что она мычит и детям молока дает.)

Этот маленький ребенок

Спит без простынь и пеленок.

Под коричневые ушки

Не кладут ему подушки.

У него четыре ножки.

Он гуляет без пальто.

Он галошки и сапожки

Не наденет ни за что.

Он сказать не может: «Мама,

Есть хочу!» А потому

Целый день мычит упрямо:

«Му-у-у!»

Это вовсе не ребенок.

Это маленький...                          В. Бахревский

(Теленок.)

Как вы догадались? (Он мычит упрямо, у него коричневые ушки, он маленький.)

Молодцы. Вы не только отгадали загадки, но и объяснили, как это сделали.

4. Рассматривание картины и беседа по ней. Составление  описательных рассказов о животных и их детенышах по образцу

Кого вы видите на картине? (Мы видим корову, телят и быка.)

Посмотрите на корову и послушайте мой рассказ о ней, а потом расскажите о телятах и быке. Слева на картине изображена черно-белая пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.

Вы послушали мой рассказ. Сначала я сказала, какого цвета и размера корова, потом рассказала о некоторых частях тела коровы, затем — о том, что она делает. Расскажите по такому же плану о быке и телятах.

(Рядом с коровой стоит маленький пятнистый теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.)

(Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки.)

(Справа на картине стоит большой коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует зеленую траву.)

Мне понравилось, как вы рассказали о телятах и быке. Теперь давайте расскажем о природе, которая окружает животных. Какой день изображен на картине? Какое время года? Каким кажется лес вдалеке? Какие небо и вода в озере? Какая трава на лугу?

(Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо светлое, и вода в озере тоже светлая.)

Что еще вы видите на заднем плане картины? (Слева на берегу мы видим стога сена. А справа на заднем плане — коровник и изгородь вокруг него.)

(Там живут корова, телята и бык. А зимой их выпускают гулять в загон возле коровника.)

Вы рассмотрели картину и ответили на мои вопросы. Может быть, есть вопросы, которые вы сами хотите задать по картине? (Как вы думаете, на кого похож большой теленок?)

(Он похож на быка. У него даже есть белое пятно на лбу, как у его папы.)

(Мы видим на картине стога. А вы знаете, для чего нужно сено?)

(Это корм для коровы, быка и телят на зиму.)

Молодцы. Ваши вопросы были интересными, и вы правильно ответили на них. А теперь давайте отдохнем.

5. Физкультурная пауза «Я, младешенька, Буренушку пасу»

Я, младешенька, Буренушку пасу.            Идут в хороводе.

Я с Буренушкой до вечера в лесу.

        Я медведя повстречать боюсь,                Меняют направление движения.

        Я медведю низко в пояс                        Останавливаются лицом в круг.

поклонюсь:
Дедушко, Медведушко,                        Три раза низко кланяются.

  Не тронь мою коровушку,

  Не губи мою головушку!

                                                                                                Народная песенка

6. Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи»

Давайте поиграем в игру «Чей, чья, чьё, чьи?» Я бросаю вам мяч и называю часть тела животного, вы ловите мяч и  говорите, чья это часть тела. Хвост быка.  (Бычий хвост.)

Голова лошади. (Лошадиная голова.)

Вымя коровы.  (Коровье вымя.)

Рога барана. (Бараньи рога.)

Аналогично образуются словосочетания: собачий язык, овечья шкура, козье вымя, кошачьи усы.

7. Коллективное составление плана рассказа по картине.

Подумайте, с чего вы начнете рассказ: с описания животных или с описания природы, которая их окружает?(Лучше начать рассказ с описания природы.)

О ком вы расскажете потом? (Потом мы опишем корову, телят и быка, расскажем о том, что они делают.)

Чем можно закончить рассказ? (В конце можно рассказать о том, что понравилось на картине.)

8. Рассказ по картине по частям несколькими детьми, потом — обобщающий рассказ одним ребенком.

Теперь давайте составим рассказ по картине. Сначала вы будете рассказывать по частям. Один из вас расскажет о природе, другой — о корове и телятах, третий — о быке, а четвертый повторит все целиком.

Трое детей составляют рассказ по частям, последний ребенок  повторяет все целиком.

                                     Корова с телятами и бык

Стоит солнечный осенний день. Листья на деревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется разноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо и вода в озере светлые.  

На берегу озера — луг. На лугу пасутся корова, телята и бык. Слева изображена пятнистая черно-белая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.

Рядом с коровой стоит маленький пятнистый теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.

Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть маленькие рожки.

Справа на картине стоит большой коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует траву.

Слева на берегу озера мы видим стога сена. Это корм для животных на зиму. А справа на заднем плане — коровник и изгородь вокруг него. Там живут корова, телята и бык.

Мне особенно понравился на картине маленький пятнистый теленок. К нему хочется подойти поближе и погладить его.

9. Артикуляционная гимнастика

Новое упражнение называется «Балалайка». Широко откройте рот, поставьте язык за верхние зубы на бугорки, быстро произнесите: «д-д-д-д-д», а я буду по очереди делать вам массаж языка соской, чтобы научить кончик языка дрожать.

После работы с каждым ребенком логопед тщательно моет руки с мылом, грязную соску убирает в контейнер для использованных инструментов.

10. Подведение итога занятия, оценка работы детей.

        Логопед предлагает детям перечислить, чем они занимались, о ком рассказывали. Можно предложить оценить работу друг друга и  выбрать лучшего рассказчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...